Урок-путешествие (интегрированный) на тему: "Согласные звуки [м] [м'], буквы М, м. Многозначные слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с буквами М м и звуками [м] [м,].
  2. Показать, что одно и то же слово может иметь несколько значений.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.
  4. Развивать фонематический слух, внимание, мышление.
  5. Учить детей сотрудничать.

Ход урока

I. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, мы должны отгадать загадку-ключ.

На листе ватмана написана загадка:

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

После того как загадка отгадана, лист переворачивается: на его обратной стороне нарисован гриб.

У. – Но мы с вами сделали только полдела, теперь мы должны правильно написать слово гриб.

Дети печатают в тетрадях ГРИБ, доказывают правильность написания: грибы гриб

II. И вот мы в лесу. (Открывается доска с изображением леса.)

Нашим проводником будет этот гриб. Вот какая история произошла с ним однажды...

Жил в лесу гриб лисичка со своими детками-грибочками. Один грибочек был очень непослушным и ушел без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверек с большим пушистым хвостом.

– Ты кто? – спросил грибочка зверек.

– Я лисичка, – ответил грибочек.

– Вот здорово, – обрадовался зверек, — я тоже лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит охотник?

– Ты все перепутал, – ответил грибочек, – охотники в нас не стреляют. Опаснее люди с корзинками, которые могут поджарить на сковородке...

Учитель выдерживает паузу, чтобы дети осмыслили содержание услышанного.

– Что за “лисички” встретились?

– Кто из них прав? (Оба по-своему?)

– Почему же лисички не поняли друг друга?

Вывод. Одно слово обозначает несколько предметов.

Знаете ли вы, что грибы называют детьми леса? А почему?

(Ответы детей.)

– Да потому, что грибы растут только в лесу.

На доске написан текст:

Гриб – дитя леса. В степи нет грибов... Всем известно, что если посеять и вырастить лес в чистом поле, то начнут родиться в нем грибы, свойственные породам деревьев разведенного леса...

Народ, признавая влияние деревьев на грибы, дал некоторым из них названия, происходящие от названия деревьев: подберезовик, подосиновик, дубовик.

(Текст читает учитель и хорошо читающие дети.)

Выпишите в тетради названия грибов (самостоятельная работа детей).

Проверка

– Почему их так назвали? (Ответы детей.)

– Кто из вас ходил в лес за грибами?

- Как надо собирать грибы? (Срезать ножом, нельзя рвать, так как можно повредить грибницу.)

– Что может произойти, если грибники будут рвать грибы? (Их не станет, и могут погибнуть животные и птицы, так как будет меньше корма.)

Физкультминутка

Грибочки

Я грибочек сыроежка,
(Руки на грудь и в стороны.)
Я малюсенький.
(Упор присев.)
Меня дети очень любят,
(Встать, повороты туловища направо – налево, руки развести в стороны, вниз.)
Я
вкусненький.
(Полуприсед, погладить живот.)
Я
грибочек-невеличка,
(Полуприсед с наклоном вправо, руки перед собой.)
А зовут меня лисичка.
(Повторить в другую сторону.)
Я
грибочек мухомор,
(Ходьба на месте (“тяжелая”).)
Пятнышки на шляпке.
(Полуприсед, пятки врозь вместе, руки перед грудью.)
Почему не любите
(Правая нога на пятку, руки в стороны, то же с другой ноги.)
Вы меня, ребятки?

Работа в тетрадях для печатания

Задание: записать схему слова, написать гласный, поставить ударение.

А это кто нам встретился в лесу?

о

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?  (Волк)

И

А

Рыжая с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом.  (Лиса)

Ё

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)

И

И

Живет в лесу, ухает, как разбойник;
Люди его боятся, а он людей боится. (Филин)

Е

А

В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле, живет в тепле? (Белка)

– Белка принесла нам грибочки. (Детям раздаются шаблоны грибов, которые они обводят в своих тетрадях.)

Штриховка

Работа в прописях (пропись А, стр. 20).

J J J J J J J J
U U U U U U U U
l l l l l l l l

Грибок вывел нас на полянку, но на ней кто-то есть. Кто это, грибок?

- Это мышонок Мыша и медвежонок Миша. О чем они говорят?

(Диалог Мыши и Миши можно проинсценировать.)

Мыша: Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей...

– Малины! – заорал Миша.

– Да при чем здесь малина? Я хотел сказать: "Лучше нашей... (мамы)".

– Это тоже здорово! А теперь я сочиню...

– А про что?

– Ну, хотя бы про мухомор.

Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!

- Что ты, что ты! – испугался мышонок.

– Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий ...

– Айболит! – закричал медвежонок.

– Да не Айболит, а... (муравей). Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

– Откуда ты так много знаешь?

Кто много читает, тот много знает!

Ребята, прислушайтесь внимательно к словам: мама, малина, мухомор, муравей, медведь, мышь. Какой звук есть во всех этих словах? [м].

Какой это звук?

(Согласный, звонкий.) Докажите.

Сравните: Мыша, Миша. Один ли и тот же звук? (Нет: [м] [м'].)

Звуки [м] [м'] записываются буквой...М

Запись в тетрадях для печатания букв М м, предварительно сравнив.

Сравнение букв: М м и Мм.

Письмо в прописях: ммм МММ.

Физкультминутка для рук и глаз

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево – вправо.)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх – вправо и вверх – влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

Чтение и запись в прописях слогов и слов с буквой "М"

- Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мы вновь очутились дома, в классе, мы должны выполнить задания нашего грибочка.

Самостоятельная работа: букварь, часть I, стр. 25.

И И И

лисички

Ы И

рыжик

У О О

мухомор

Е Ы

белый

1. Какие грибы здесь спрятались?

3. Угадай слова:

ЛА_   МУ_   НО_   РЫ_

ЛИ_   МИ_   НИ_   РИ_

После выполнения самостоятельной работы дети обмениваются буквариками и проверяют работу друг друга (взаимопроверка).

Итог урока. Наше путешествие завершилось.

Кому было интересно?

Какие открытия вы сделали?

Что особенно запомнилось?