Урок русского языка по теме: "Сложные слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока:

  • познакомить учащихся с понятием “ сложные слова”,
  • повторить изученные орфограммы,
  • упражнять в образовании сложных слов,
  • развивать мышление, память, воображение,
  • воспитывать бережное отношение к природе, заботу о птицах.

Оборудование: оформление урока в виде слайдов, выставка книг В.Бианки, учебник русского языка (Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 1 часть).

ХОД УРОКА.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята! На уроках чтения мы познакомились с произведениями В.Бианки и узнали, что излюбленные персонажи его книг - птицы. Живой, пестрой, разноголосой и разноперой стаей обитают они на страницах его сказок и рассказов. Кажется, ни одну птицу нашей родины не обошел вниманием писатель. Вот его книги. (Показ слайда с изображением писателя и выставки его книг).

ВЫВОД: ПТИЧЬЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СТРАНЫ !

2.Словарная работа.

УЧИТЕЛЬ: из приготовленных вами загадок я составила кроссворд о птицах, который поможет нам повторить изученные орфограммы.

(показ слайда с кроссвордом, дети отгадывают загадки, вставляя отгадки в кроссворд).

ЗАГАДКИ.

  1. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)
  2. Степной хищник, враг грызунов. (Орел)
  3. У какой птицы мешок под клювом? (Пеликан)
  4. Птица, которая по преданию селится на крышах домов и приносит счастье. (Аист)
  5. Пестрая крякуша ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)
  6. Какая птица легко подражает человеческой речи? (Попугай)
  7. Плотник острым долотом строит дом с одним окном. (Дятел)
  8. В названии какой птицы 40 букв “а”? (Сорока)
  9. Всех прилетных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач)

Запишите в тетрадь те названия птиц, которые содержат офограммы.

(Показ слайда “Проверь себя”).

Какое слово у нас получилось в кроссворде?

ОРНИТОЛОГ - объяснить значение этого слова.

3. Постановка проблемного вопроса.

Эта птица получила свое название за поведение, она всегда мух ловит.

Кто она? МУХОЛОВКА.

Запишите это слово и найдите его корень.

(Показ слайда “Кто прав?”)

У нас получилось слово с двумя корнями. Кто еще может назвать такие слова? (Ответы детей)

Какое название можно дать таким словам? (Ответы детей)

Давайте найдем правильный ответ в учебнике. (Стр.87)

Как вы думаете, почему их так назвали?

(Сложили 2 корня)

(Показ слайда - тема урока “Сложные слова”)

ФОРМУЛИРОВКА ПРАВИЛА (сравнивают с выводом в учебнике).

4. Первичное закрепление.

Ученый-лингвист И. Голуб дала нам описание еще одной птицы.

(Показ слайда). Птица получила название за свой хвост, как же ее назвали?

Устно выполняют упр.122 из учебника. Как озаглавить этот текст?

ГОРИХВОСТКА – запишите это слово, обозначьте корень.

Что у нас получилось? (сложное слово)

Нарисуйте его схему. (корень + корень).

5. Самостоятельная работа.

Поэт Е.Ильин по-своему объясняет, как птица получила такое название.

Работа по вариантам. Упр. 123. Списать текст, обозначить орфограммы.

1 вариант - 1столбик.

2 вариант - 2 столбик.

Индивидуальное задание:

Выписать слова с орфограммой - непроизносимой согласной (солнце, горихвостки), орфограммой - разделительный ь (перья).

  • Выписать слова с орфограммой - ЧК (спичка, птичка-невеличка).

6. Творческое задание.

Образовать сложные слова, отвечающие на вопрос КАКАЯ?

(Показ слайда)

7. Подведение итогов урока.

(Показ слайда - итог урока)

8. Заключительное слово учителя.

(Показ слайда)

9. Домашнее задание. (По выбору)

  • Стр.88, упр.124
  • Подбор слов-названий птиц
  • Сочинить сказку про сложные слова.

РЕФЛЕКСИЯ (теперь я знаю, что …, теперь я умею …..)

Презентация