Развитие образного мышления учащихся на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Как воспитать в ребенке любовь к чтению? Как сформировать увлеченного, думающего, квалифицированного читателя, способного оценить не только сюжет художественного произведения, но и уровень мастерства писателя? Над решением этих вопросов работает не одно поколение учителей русского языка и литературы. Однако ни для кого не секрет, что современные дети читают мало, может быть, даже меньше, чем те дети, которых мы учили 10 – 15 лет назад. И дело здесь не только в быстром развитии информационных технологий, считающихся главными “виновниками” снижения интереса учащихся к чтению. Многолетние наблюдения дают мне право утверждать, что одна из основных причин утраты интереса к изящной словесности - недостаточное развитие образного мышления школьников.

Образное (художественное) мышление – это

  1. способ и форма освоения действительности, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов. Иными словами, это умение понимать мир и отражать свое отношение к нему, собственные мысли, переживания при помощи системы художественных образов.
  2. умение понимать и толковать значение художественного образа в контексте произведения искусства, в нашем случае – литературного произведения.

Из данного определения следует, что неразвитое образное мышление препятствует наиболее полному пониманию идейного содержания художественного произведения, не позволяет в полной мере оценить мастерство художника и в конечном итоге снижает интерес ребенка к литературе и искусству вообще.

Я убеждена, что учителю-словеснику необходимо уделять внимание развитию данного вида мышления учащихся, и не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка. Предлагаю вашему вниманию систему работы по развитию художественного мышления, разработанную для учащихся 5 класса, т.е. для детей 10 – 11 лет, так как, по утверждению психологов, школьники именно этого возраста наиболее восприимчивы к различным видам искусства, игровым формам деятельности. Кроме того, именно в 5 классе создаются предпосылки и условия для дальнейшего, более серьезного изучения литературы.

Тематическое планирование занятий по развитию образного мышления.

Разделы основного курса Тематика занятий по развитию образного мышления.
1 Язык и человек Язык как знаковая система
2 Фонетика Роль звуков речи в художественном произведении
3 Лексика Слово и его значение.

Прямое и переносное значение слов

Примечания.

1. Как видно из приведенной таблицы, в 5 классе мы рассматриваем языковые явления, связанные только с тремя разделами лингвистики, и проводим наблюдения над фонетическими и лексическими средствами выразительности речи. Выразительные возможности фразеологизмов, грамматических форм различных частей речи, синтаксических единиц, фигуры речи изучаются в более старшем возрасте.

2. Не следует думать, что работа по развитию образного мышления проводится только в связи с изучением приведенных в таблице тем основного курса русского языка. Напротив, это систематическая и планомерная деятельность, осуществляемая почти на каждом уроке и заключающаяся в закреплении полученных знаний и совершенствовании приобретенных навыков.

Остановимся подробнее на каждой из предложенных в таблице тем.

Язык как знаковая система. Актуальность темы заключается в том, что учащиеся не всегда имеют представление о языке как о системе взаимосвязанных единиц. Изучение темы я начинаю с наблюдения над известными учащимся знаковыми системами, например дорожных знаков. Кстати, детям всегда полезно повторить значение дорожных знаков и связанные с ними правила дорожного движения. Постепенно, рассматривая другие знаковые системы, делаем важный вывод: знаковые системы нужны для передачи информации.

Следующий этап работы – создание собственных знаковых систем, понятных большому количеству людей. Я предлагаю в качестве домашнего задания придумать систему обозначений для школьных кабинетов: истории, математики, русского языка, физики, географии, информатики и т.д., а также для раздевалки, столовой, актового и спортивного зала, кабинетов директора, завуча и т.п. Такое задание, как правило, приходится ребятам по вкусу, а некоторые обозначения, например кабинета директора, бывают весьма забавными. Выполнение такого упражнения требует задействовать образное мышление.

Теперь необходимо усложнить задание. Ребятам предлагается изобразить с помощью знаков слова, имеющие отвлеченное, неконкретное значение: любовь, разлука, нежность, благородство, красота и т.п. – всего около десяти слов. Спросим у детей: “Понятны ли эти знаки другим людям?” - и получим отрицательный ответ. Так, постепенно подводим детей к главному, итоговому выводу: единственной универсальной знаковой системой является язык.

Далее мы расскажем детям об основных единицах языка, обратим их внимание на то, что эти единицы не существуют изолированно друг от друга, а взаимосвязаны. На конкретных примерах покажем, как звуки складываются в слова, слова – в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в текст.

Пусть дети подумают над вопросами: зачем людям язык? какие языки существуют в мире? почему язык – универсальное средство общения и передачи информации? Не забудем обратить внимание учащихся на то, что именно язык служит материалом для создания художественных литературных произведений.

Роль звуков речи в художественном произведении. Изучая звуки речи, их классификацию, характеристики, способы их обозначения на письме, важно обратить внимание ребят на эстетическую функцию гласных и согласных звуков. Наблюдение над звуковым оформлением художественного произведения – прекрасный материал для развития образного мышления.

Своим ученикам я предлагаю следующие типы заданий.

1. “Разноцветные слова”. Дома составляем таблицу “Звук и цвет”, в которой дети как бы присваивают определенному звуку свой цвет, например: (а) – красный, (в) – фиолетовый, (и) – зеленый и т.д. При составлении таблицы учащиеся опираются только на свои ощущения и ассоциации. Когда эта работа закончена, я предлагаю ребятам список слов, которые нужно “раскрасить”: заменить звуки соответствующим цветом из таблицы. Можно таким образом “раскрашивать” целые предложения или даже небольшие тексты.

Задание можно усложнить. Предложенные для “раскрашивания” слова я прошу сначала разбить на группы, например по типу орфограмм, по темам, по морфемному составу и т.д. Заодно повторяем и изученный материал по другим разделам курса!

2. Очень нравятся моим ученикам задания, уже описанные в методической литературе и с успехом применяемые многими преподавателями. Например, предлагается изобразить и раскрасить двух фантастических животных – урщух и лимень. Попросим ребят охарактеризовать этих зверей. Какое из них доброе, ласковое, приветливое, а какое – злое, кусачее, угрюмое? Обязательно спросим, какие звуки позволили безошибочно охарактеризовать этих существ.

3. Наблюдения над звуковой стороной художественных произведений или отрывков из них. Здесь главное условие – тексты должны соответствовать возрасту и уровню развития детей.

Главный вывод: звуки речи не только различают смысл слов, но и создают художественный образ.

Слово и его значение. Слово – основная единица языка и основное средство создания художественного образа. Восприятие художественного произведения невозможно без понимания, осознания лексического значения слова. Практика показывает, что словарный запас современных учащихся зачастую очень мал. Отсюда – большое количество речевых ошибок, которые учащиеся допускают в своих сочинениях. Недостаточное владение словарным богатством языка – причина того, что учащиеся не могут оценить художественную сторону литературного произведения и с трудом понимают его смысл. Поэтому усвоение лексического значения слова – приоритетное направление преподавательской деятельности учителя-словесника.

Главный принцип работы в этом направлении можно выразить так: ни одно незнакомое ребенку слово не должно остаться без объяснения его значения и сферы употребления. Для этого необходимо, на мой взгляд, приобщить учащихся к постоянному пользованию словарями разных видов. Сделать это довольно сложно: “рыться” в словарях ребятам неинтересно, родители не покупают словари из-за их дороговизны, т.е. существует масса объективных причин, мешающих этому виду работы.

С обстоятельствами, которые зачастую сильнее нас, бороться трудно, но возможно. Я предложила ребятам самим попробовать свои силы в составлении словарей. Так мы создали следующие словари: непонятных слов и выражений, жаргонных слов и выражений, профессиональный словарь учителей, словарь школьных терминов.

Особый интерес ребят вызвало составление ассоциативного словаря. Для этого сначала мы выписали из “Толкового словаря русского языка” С.И.Ожегова слова и выражения, имеющие отношение к школьной жизни, затем разбили их на группы по десять слов в каждой и отправились в другие классы. Учащимся было предложено напротив каждого слова написать одно – два – те, что первыми пришли в голову. Так появился “Ассоциативный словарь учащихся 42 школы г.Твери”. Это, конечно, игра, но она помогла мне заинтересовать ребят, привлечь их внимание к слову. Мои ученики увидели, что семантика слова может быть очень многогранной, более того – значение слова может меняться в зависимости от многих причин.

Прямое и переносное значение слова. Эта тема представляется мне наиболее сложной из всего раздела “Лексика”. Если ребенок недостаточно хорошо усвоил лексическое значение слова, если уровень его образного мышления не слишком высок, он может затрудняться в определении прямого и переносного значения слова. Происходит это также и потому, что учащимся не понятен механизм переноса значения.

В пятом классе я предлагаю детям провести лингвистические эксперименты, помогающие им понять, по какому принципу произошел перенос значения. Вот пример такого эксперимента.

Всем известно, что дети любят загадывать и отгадывать загадки. Я предлагаю ребятам сначала отгадать загадку:

Из-за леса, из-за гор
Показался помидор.

Получив ответ, что это восходящее солнце, я прошу ребят найти слово, при помощи которого автор загадки “зашифровал” загаданный предмет. Далее ребята отвечают на вопросы:

  1. Почему автор выбрал именно помидор? (Помидор похож на восходящее солнце по цвету и по форме, т.е. мы имеем дело с переносом значения по сходству внешних данных)
  2. Можем ли мы заменить слово “помидор” в данной загадке другими словами, например: яблоко, апельсин, груша и т.д.? Почему?

Рассуждая над поставленными вопросами, дети приходят к выводу: перенос лексического значения возможен тогда, когда предметы сходны по каким – либо признакам. Так мы знакомимся с метафорой и ее разновидностями. В арсенале моих методических находок есть и задания, помогающие детям в изучении других средств языковой выразительности: эпитета, олицетворения, сравнения, аллегории, литоты, гиперболы и т.д.

Наблюдения над прямым и переносным значением слова я провожу и на уроках литературы при анализе фрагментов художественного произведения.

Образное мышление учащихся формируется постепенно и развивается только в том случае, если педагог создает благоприятные для этого условия. Кроме описанных мною приемов, я предлагаю детям и другие задания: отобразить в рисунке значение слова или смысл предложения, проиллюстрировать орфограмму, лингвистическое понятие, текст или его эпизод, придумать лингвистическую игру, сценарии уроков на тему: “Занимательная лингвистика, грамматика, орфография и т.д.”

Надеюсь, опыт моей работы будет интересен моим коллегам.