Практика обучения английскому языку на основе научно-популярного текста

Разделы: Иностранные языки


В течение трех лет я преподаю иностранный язык в классах физико-математического профиля. Иностранный язык в таких классах выступает как цель обучения и средство, обеспечивающее и поддерживающее данный профиль, способствует профессиональному самоопределению учащихся.

Задачи:

  1. использовать тексты научно-популярного содержания для поддержания интереса;
  2. активизировать рецептивный грамматический материал;
  3. усилить деятельностную составляющую за счет использования перевода как профессионально-ориентированного умения;
  4. овладеть некоторым количеством соответствующих профилю иноязычных терминов.

Как известно, изучение иностранного языка в старшей школе на базовом уровне направлено на дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной). Среди них основными я считаю следующие:

Речевая компетенция: ведущий вид речевой деятельности чтение и перевод (привитие учащимся навыков самостоятельной работы с текстом научно-популярного и общетехнического содержания), говорение, письмо, аудирование.

Языковая компетенция: овладение новыми языковыми средствами в соответствие с темами и сферами общения, отобранными для выбранного профиля.

Учебно-познавательная компетенция: развитие общих учебных умений, использование иностранного языка в целях продолжения образования в рамках выбранного профиля в ВУЗе и ССУЗе.

Для успешной работы с научно-популярным текстом, целесообразно познакомить учащихся с его структурой. У научно-популярного текста четкая композиция: вступление, где дается основной тезис, т.е. краткая характеристика описываемого предмета или явления, основную часть, в которой происходит развертывание главного тезиса, и заключение, в котором обычно рассказывается об экономическом эффекте научного открытия или технического устройства.

Очень важно обратить внимание учащихся на заголовок текста. Именно он является первым смысловым ориентиром в работе над текстом (… развитие догадки на смысловом уровне).

Далее переходим к характеристике языковых средств, которые типичны для научно-популярной литературы. Ими являются в первую очередь, такие элементы лексического состава языка, как научно-техническая терминология. Обращаем внимание на способы словообразования, типичные суффиксы и приставки. Знакомимся также с фамильными (коммеморативными) терминами, в состав которых входят фамилия ученого, исследования которого имели большое значение для соответствующей отрасли знания.

С точки зрения семантики значение технического термина содержит информацию о форме, количестве, материале, функционировании и других параметрах, характеризующих технический объект. Научные термины соотнесены с абстрактными понятиями науки и включает в себя различного рода формулы и уравнения.

Хорошими смысловыми ориентирами для извлечения информации из текста являются все средства нелингвистического характера – фотографии, графики, диаграммы, цифры.

С точки зрения синтаксиса преобладают простые распространенные предложения и сложноподчиненные предложения, при описании – придаточные предложения. Из грамматики активно используются видовременные формы пассивного залога, формы инфинитива. После выполнения лексико-грамматических упражнений, выполняются задания, контролирующие понимание содержания прочитанного.

Практика обучения английскому языку на основе научно-популярного текста.

В приложении к журналу иностранные языки в школе “Методическая мозаика” публикуется богатый материал для профильных классов. Предлагаю пример работы с научно-популярным текстом на уроках английского языка в 10-м классе физико-математического профиля, когда учащиеся знакомятся с понятием “сверхпроводимость” на уроках физики.

Superconductivity

Superconductivity is a low-temperature phenomenon in which a material loses all electrical resistance when it is cooled to a temperature near absolute zero. This unusual behaviour was discovered in 1011 by a Dutch physicist, Heike Kamerlingh Onnes. In experiments to measure the resistance of frozen mercury, he discovered that the resistance vanished completely at a temperature of 4.15 K (-289 degrees C).

Vitaly Ginzburg and Alexei Abrikosov, have made decisive contributions to our understanding of how superconductivity and magnetism can coexist. In the 1950s V. Ginzburg together with Lev Landau formulated a theory that could describe how superconductivity disappears at certain “critical” values of electrical current and magnetic fields, in more detail than before. They introduced a measure for the order among electrons, which they called the superconducting parameter. Guided by a deep physical intuition they went on to formulate mathematical equations whose solution determines the order in superconductor. They found a close correspondence with what had been measured for superconductors known at the time. It is worth pointing out that the reasoning behind this Ginzburg- Landau theory was of such general validity that it is used today to gain new knowledge in many of the subfields of physics.

Applications of superconductivity.

The discovery of better superconducting compounds is a significant step toward a wider spectrum of applications, including faster computers with larger storage capacities, nuclear fusion reactors in which ionized gas is confined by magnetic fields, magnetic suspension of high-speed (“Maglev”) trains, and perhaps most important of all, more efficient generation and transmission of electric power over long distances.

На первом уроке учащиеся читают заголовок и высказывают предположения о возможном содержании. Осуществляют просмотровое чтение и ознакомительное, пытаясь понять его общее содержание. (Можно говорить и на русском языке). Затем выписывают новые слова в тетрадь, дома работают со словарем. Далее на уроках выполняются следующие виды деятельности.

Activities

I. Say the following phrases in Russian.

  1. superconductivity is a low-temperature phenomenon
  2. to measure the resistance of frozen mercury
  3. the resistance vanished completely
  4. superconductivity and magnetism can coexist
  5. certain “critical” values of electrical current and magnetic fields
  6. superconductivity order parameter
  7. to formulate mathematical equations
  8. …is used today to gain new knowledge

II. Fill in the blanks with adjectives.

…phenomenon …mercury …equations
…resistance …contributions …correspondence
…zero …values …validity
…behaviour …intuition

III. Find the derivatives

electricity –

physics –

to resist –

to complete –

to contribute –

to exist –

magnetism –

to measure –

reason –

IV. What is the English for

  1. сверхпроводимость
  2. электрическое сопротивление
  3. необычное поведение
  4. замершая ртуть
  5. сопротивление исчезло полностью
  6. внесли убедительный вклад
  7. как сверхпроводимость и магнетизм могут сосуществовать
  8. сформулировать теорию
  9. сверхпроводимость исчезает
  10. электрический ток и магнитные поля
  11. параметр сверхпроводимости
  12. математические уравнения
  13. сверхпроводник
  14. порядок в сверхпроводнике

V. Fill in the missing word

  1. Superconductivity is a … phenomenon in which a material loses all electrical … when it is cooled to a temperature near absolute zero.
  2. This unusual behaviour… … in 1911 by a Dutch physicist Heike Kamertingh Onnes.
  3. He discovered that the resistance … completely at a temperature (-289 degrees C).
  4. V. Ginzburg and A. Abrikosov, have made a decisive … to our understanding of how superconductivity and magnetism can ….
  5. In the 1950 s Ginzburg to gether with Lev Landau … a theory that could describe how superconductivity disappears at certain “critical” values of electrical … and magnetic ….
  6. They introduced a measure for the order among electrons, which they called … … parameter.
  7. They formulated mathematical … whose solution determines the order in a superconductor.
  8. Ginzburg – Landau theory is used today to gain new … in many of the subfields of Physics.

VI .Choose the correct word

  1. Superconductivity is a low – temperature phenomenon in which a material (loses, lost, had lost) electrical resistance when it is cooled to a temperature near absolute zero/
  2. This unusual behaviour (is discovered, was discovered, win be discovered) in 1911 by a Dutch physicist Onnes.
  3. He discovered that resistance (was vanished, vanishes, vanished) completely at a temperature (-289 degrees C)
  4. V. Ginzburg and A. Abrikosov, have made a decisive contributions to our understanding of how superconductivity and magnetism (can coexist, can coexisted, can to coexist)/
  5. In the 1950s Ginzburg together with Landau (has formulated, formulated, had formulated) a theory that could describe how superconductivity disappears at certain “critical” values of electrical current and magnetic fields.
  6. They introduced a measure for the order among electrons, which they (called, call, have called) the superconducting order parameter.
  7. They formulated mathematical equations whose solution (determines, will determine, is determined) the order in a superconductors.
  8. Ginsburg – Landau theory (will be used, is used, was used) today to gain new knowledge in many of the subfields of physics.

VII. Make up as many tag – questions as possible

VIII. Find the sentences which contain

Present Simple Passive;

Past Simple Passive;

Past Perfect Passive.

IX. Answer the questions.

  1. What is superconductivity?
  2. When does the material lose all electrical resistance?
  3. Who discovered this unusual behaviour?
  4. What did he discover?
  5. Who made decisive contributions to our understanding of how superconductivity and magnetism can coexist?
  6. What could the theory formulated by V. Ginzburg and L. Landau describe?
  7. What did they introduce?
  8. What did solution of mathematical equations determine?
  9. What is Ginzburg – Landau theory used for?
  10. What do you know about applications of superconductivity?

X. Translate in writing “Applications of superconductivity”

XI. Write a short summary of the article

Очень важно чтобы учащиеся поняли алгоритм работы с научно-популярным текстом. В дальнейшем это облегчает их самостоятельную работу.

Литература

  1. Городникова М.Д., Супрун Н.И., Фигон Э.Б. Шевелева Л.В., Широкова Т.А. Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе. “Просвещение”. 1987
  2. Мусницкая Е.В. Научно-популярный текст при обучении иноязычной речевой деятельности. Журнал ИМИ №2, 2004.
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки).