Внедрение оздоровительных мероприятий в учебный процесс

Разделы: Начальная школа


Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества.

Работая в школе учителем начальных классов на протяжении 16 лет, вижу, что в последние годы увеличивается заболеваемость среди детей, в том числе тех, кто идет в первый класс. Причины ухудшения здоровья зависят от многого: наследственных факторов, неправильного отношения взрослых к своему здоровью и здоровью детей, отрицательного влияния окружающей среды.

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучению, поэтому именно учителю начальных классов необходимо направить свою работу на обучение детей основам здорового образа жизни.

Понятие “образ жизни” включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

В формировании представлений о здоровом образе жизни, о здоровье мы можем участвовать не только через воспитательную работу, но и через образовательный процесс. При этом нам необходимо направить свои усилия на создание условий, позволяющих отодвинуть усталость и избежать переутомления учащихся.

Учебный день ребенка насыщен умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и продолжительное нахождение в статическом положении приводит к переутомлению. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование учебной деятельности, при которой возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха.

Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Устранить его можно, если оптимизировать физическую, эмоциональную, умственную активность. Для этого необходимо переключиться на другие виды деятельности, отдохнуть, используя всевозможные средства восстановления работоспособности. При выборе этих средств

следует обратить внимание на те органы и системы органов, которые в большей степени подвержены негативному влиянию перегрузок.

При проведении физкультурных минуток, которые помогают предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, являются профилактикой нарушения осанки, предпочтение отдаю простым, интересным и знакомым детям упражнениям, не требующим для выполнения большой площади. В 1-2 классах использую физкультурные минутки , имеющие двигательно-речевой характер, например:

Подними ладони выше
И сомкни над головой,
Что же вышло?
Крыша вышла,
А под крышей мы с тобой.
Подними ладони выше
И сомкни перед собой.
Что же вышло?
Мостик вышел,
Мостик ровный и прямой.
Подними ладони выше
И скрести над головой.
Что же вышло?
Гуси вышли:
Вот один, а вот другой.
Подними ладони выше
И скрестив их, помаши.
Что же вышло?
Птички вышли,
Птички очень хороши.

В 3-4 классах физкультурные минутки провожу в музыкальном сопровождении. Для этого использую популярные детские мелодии или классические произведения. Такая форма проведения физкультурных минуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях детей.

В нашей классной комнате на потолке находится офтальмо-тренажер. Это схематический рисунок зрительно-двигательных траекторий, каждая из которых отличается цветом. Стрелки указывают направление движения взгляда.

Тренажер необходим для снижения зрительного утомления после работы на близком расстоянии при чтении и письме. Эту задачу мы также решаем с помощью упражнений для глаз, которые укрепляют мышцы век, улучшают кровообращение и расслабление мышц глаз.

  1. Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза. (повторить 5-6 раз)
  2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.
  3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и обратно.
  4. Зажмурить крепко глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на3-5 секунд.
  5. Массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.
  6. Медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно.
  7. Круговые движения глазами в одном и обратном направлении.

Использование упражнений для глаз и работа с офтальмо – тренажером позволяет сохранить зрение детей и даже улучшить его. Особенно важно это детям, которые страдали заболеваниями глаз до поступления в первый класс.

Под каждым столом лежат массажные коврики, благодаря которым на протяжение урока дети имеют возможность массировать ступни. Ученые утверждают, что именно на поверхности ступни располагаются точки, через которые мы можем воздействовать на весь организм. Надо отметить, что детям очень нравятся упражнения с применением ковриков. С их помощью можно создать игровое поле для проведения дидактических игр. Например, при изучении темы “Скорость, время, расстояние” при помощи массажных ковриков можно “построить” дорогу, по которой движутся пешеходы и автомобили с разными скоростями.

Каждый учитель знает если не обращать внимание на посадку учащихся, особенно во время проведения письменных работ, то через очень короткий промежуток времени у них произойдёт нарушение осанки, а в дальнейшем это может привести к развитию сколиоза. Чтобы избежать этого, можно проводить физкультурные минутки с использованием различного гимнастического инвентаря (гимнастических палок, мешочков с песком, мячом).

Использовать мешочки с песком можно не только для проведения физкультурных минуток, но и во время проведения письменных работ. Именно это нехитрое приспособление поможет учителю приучить детей к соблюдению правил посадки при письме, особенно это важно в самом начале обучения.

Физкультурные минутки могут способствовать развитию познавательных процессов. Например, если загадывая загадку мы попросим ребят показать отгадку при помощи движений или проведем игру “Запомни движение и повтори” .

Большое значение в организации оздоровления учащихся отводится правильному проведению динамических перемен. Важно чтобы это время дети проводили на свежем воздухе, где можно провести подвижные игры, спортивные соревнования, эстафеты, организовать самостоятельную игровую деятельность.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снизить утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.