Урок природоведения в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Мир древности: далёкий и близкий.

Цель урока: Познакомить учащихся с Древним Египтом, Древней Грецией и Древним Римом.

Задачи:

1. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.

2. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст), умение выделять главное в познавательном объекте.

3. Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самооценку своей деятельности.

4.Создать условия для развития у учащихся умения работать в группах, согласно отведённого регламента времени.

5. Содействовать развитию у школьников монологической и диалогической речи.

6. Создать условия для развития у школьников умения работать по плану (по алгоритму).

Оборудование: карточки с заданиями, карточки с планом работы над текстом, плакат “река Времени”, слайды, дополнительный материал.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Чтоб историю узнать
Книги надо нам читать.

– Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу приветливо. Посмотрите на наших гостей, поприветствуйте их (кивок головы). Начинаем урок.

2. Проверка домашнего задания. Мотивация

– Начнём урок с проверки домашнего задания. О ком мы говорили на прошлом уроке? (о наших предках, о первобытных людях)

– Сейчас мы проверим ваши знания и узнаем, куда поведёт нас река Времени. Для этого надо разгадать кроссворд.(в группах)

  1. Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории.
  2. Люди научились ……………глиняную посуду.
  3. Этим занимались женщины и дети.
  4. Как по-другому назвать древнейшего человека
  5. Освещение первобытных художников.
  6. Основное занятие древнейшего человека.

Ответы:1. Земледелие. 2. Изготовлять. 3. Собирательство. 4. Первобытный. 5. Факел. 6. Охота.

Ключевое слово: ЕГИПЕТ.

– Что вы знаете об Египте? Эта страна представляет собой большой интерес у многих людей. А хотели бы вы узнать что-то новое об Египте и о других древних городах?

3. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы продолжим путешествие по реке Времени. Сделаем остановку на мысе Мир древности. Познакомимся с древним Египтом, древней Грецией и древним Римом.

4. Изучение новой темы.

а) – Работать будем в группах. Каждой группе будет дано задание и план работы. После работы над заданием, от каждой группы выступит представитель с небольшим докладом по теме. На работу вам дается 5 минут и на выступление 3 минуты.

б) Работа в группах по учебнику.

в) Выступления учащихся.

– Слушайте своих товарищей внимательно, чтобы потом ответить на вопросы в конце урока.

– У кого есть вопросы к данной группе?

г) Обобщение. Результат первичного восприятия.

– Прочитайте вывод учебника на стр.14. Согласны ли вы с ним? До сегодняшних дней сохранились эти уже разрушенные постройки, но люди изучают их и любуются ими.

Физминутка.

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Продолжать урок нам нужно.

5. Закрепление изученного материала.

– Проверим усвоение нового материала по тесту. Работа индивидуальная (небольшой тест по теме на листочках).

1.На берегах какой реки возникло Египетское государство?

а) Нил. б) Волга. в) Ниагара.

2. Кто такой бог Ра?

а) Бог воды. б) Бог солнца. в) Бог мудрости.

3. Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне?

а) Храмы. б) Пирамиды. в) Арки.

4. Назовите столицу древней Греции.

а) Альпы. б) Афины. в) Апины.

5. Столицей какого государства является город Рим?

а) Ирак. б) Иран. в) Италия.

– Теперь проверьте правильность выполнения теста (образец на доске). Оцените свою работу, по количеству правильно выполненных заданий (5– все вопросы, 4– один не верный и т.д.)

– Поднимите руку, кто выполнил на 5, на 4, на 3. Молодцы.

6. Итог урока.

– Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

– Что нового вы узнали на уроке?

7. Домашнее задание.

– У вас на партах лежат листочки с домашним заданием разного уровня сложности. С красной точкой на оценку “5”, с зелёной точкой– на оценку “4”, с синей точкой – на оценку “3”.

8. Рефлексия. Самооценка.

– У вас на партах лежат кораблики трёх цветов. Если вы считаете, что работали хорошо, возьмите зелёный кораблик; если старались, но что-то не получилось – синий кораблик; если ваша работе не удалась, то красный кораблик. Поместите свой кораблик на реку Времени.

Приложение:

План работы для первой группы.

Древний Египет (стр. 8-9 учебника).

1.Название реки, где возникло Египетское государство.

2. Расскажите о египетских богах.

3. Знаковая система письма египтян.

4. Постройки египтян.

5. Дополнительный материал.

Древняя Греция (учебник стр. 10-11).

  1. Столица древней Греции.
  2. Рассказать об Акрополе.
  3. Рассказать о Парфеноне.
  4. Дополнительный материал.

Древний Рим (учебник стр. 12-13).

  1. Дата основания древнего Рима.
  2. Древние постройки Рима:
  • Колизей.
  • Пантеон.
  • Помпея.
  1. Дополнительный материал.

В Древнем Египте.

В Египте, неподалёку от Каира, стоит крупнейшая пирамида мира и весит она около семи миллионов тонн. Эта чудо-пирамида является усыпальницей фараона Хеопса, её высота 148 метров. Она была построена без каких-либо машин или механизмов. Пирамиды строили крестьяне.

Древняя Греция.

На севере Греции есть высокая гора, она называется Олимп. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Главным среди греческих богов считался Зевс-громовержец, ему подчинены были бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид и другие.

Древний Рим.

Древний Рим, Римская империя – это название одного из самых знаменитых государств в истории человечества. Название Рима связано с именем его основателя – Ромула. Легенда говорит, что было это в 375 году до нашей эры. Больше двух тысячелетий стоит город Рим, ещё в древности его прозвали за долгую жизнь “вечным городом”.