Комплексно-целевая программа "Здоровье"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает важность образования как фактора, формирующего новую экономику и общество, играющего ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамического развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Ставит задачу: организации обучения “в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающихся в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность”.

Исходя из вышеизложенных принципов необходимо создание программы, объединяющей усилия всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья, достижению состояния физического, психического и социального комфорта обучающихся и воспитанников МОУ НШДС №14.

Проблема:

Отсутствие преемственности воспитательных и образовательных воздействий на этапах дошкольного и начального общего образования:

  • отсутствие мотивации обучающихся на применение собственного опыта здравосбережения;
  • низкая мотивация педагогов на использование технологий по формированию психической, физической и социальной готовности детей к обучению;
  • недостаточное оснащение материально-технической и методической базы.

Задачи:

  • вооружить детей знаниями о морфофункциональных особенностях их организма;
  • способствовать формированию у учащихся и воспитанников потребности и мотивации к здравотворческой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья;
  • формировать у детей чувства психологического комфорта и безопасности;
  • комплексно психофизически оценивать здоровье детей, их адаптивные возможности в динамике;
  • способствовать формированию культуры здоровья у всех участников образовательного процесса.

Желаемый результат:

Создание валеологической образовательной среды, способствующей воспитанию культуры здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности здравотворческой деятельности.

Препятствия:

  • недостаточная преемственность в деятельности участников образовательного процесса по сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся и воспитанников;
  • низкий уровень знаний педагогов и родителей по проблеме;
  • низкая мотивация обучающихся и воспитанников в отношении сохранения собственного здоровья;
  • недостаточное оснащение материально-технической и методической базы.

Пути преодоления препятствий:

  • создание комплексно – целевой программы “Здоровье”;
  • организация информационного обеспечения процесса валеологизации образовательной среды;
  • научно-методическое обеспечение формирования основ здорового образа жизни;
  • целенаправленная работа психологической службы по проблеме;
  • организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников;
  • организация работы с учащимися и воспитанниками по формированию потребности в ведении здорового образа жизни и сохранении собственного здоровья.

План-график работы по программе в 2006-2007 учебном году

Направление реализации Цель данного направления сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Информа-ционное обеспечение Сбор информации об условиях и результатах работы по формированию культуры здоровья у обучающихся и воспитанников. Оценка уровня физического развития детей, мониторинг состояния здоровья учащихся и воспитанников. - определение уровня психологической готовности к обучению детей 1 класса (психолог);

- Изучение медицинских карт детей дошкольного и младшего школьного возраста в период адаптации (медсестра);

- Контроль качества заполнения листков здоровья учащихся в журналах (медсестра, зам. директора);

- Изучение уровня физического развития детей (инструктор ФИЗО);

- Исследование психологической готовности к школе детей подготовительных групп (психолог);

- Контроль заполнения листов здоровья воспитанников (медсестра, зам.дир. по ВМР);

- Создание базы данных о состоянии здоровья учащихся 1 класса (физического развития, функционального состояния организма, хронических заболеваний (медсестра, зам.директора по УВР);

- Контроль за проведением закаливающих мероприятий (врач, зам.директора по УВР).

- Изучение мотивационной готовности учащихся начальных классов (2 этап) (психолог);

- Контроль рассадки учащихся в соответствии с информацией о нарушениях зрения (зам. директора по УВР).

Организация проведения медицинского осмотра детей.
Методическое обеспечение Повышение методической культуры педагогов по проблеме валеологизации образовательной среды, наработка методического инструментария по проблеме. - Разработка календарно – тематического планирования учебных дисциплин с учетом введения уроков здоровья (зам. дир. по УВР);

- Планирование занятий по валеологии в рамках занятий по ознакомлению с окружающим (зам.дир.по ВМР);

- Разработка динамических часов в 1 классе (учитель 1 класса).

- Разработка плана закаливающих мероприятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста (подбор методических рекомендаций, принципов и методов закаливания) (медсестра). - Разработка методических рекомендаций по рассадке учащихся и воспитанников в классных и групповых помещениях (зам.директора).  
Работа с кадрами Повышение мотивации и уровня культуры участников образовательного процесса по проблеме. - Заседание круглого стола: “Оздоровительные мероприятия в ОУ в период адаптации детей”

(творческая группа под руководством медсестры).

- Практическая консультация: “Принципы и методы закаливания детей” (медсестра). - Педагогический совет: “Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста”

(зам.директора по УВР и ВМР).

- Открытый просмотр режимных моментов с элементами закаливания

(инструктор ФИЗО).

Работа с детьми Сохранение и укрепление здоровья учащихся и воспитанников элементами учебного и воспитательного процесса путем внедрения в него валеологических технологий. - День здоровья (инструктор ФИЗО);

- Открытие спартакиады воспитанников и обучающихся НШДС №14

(инструктор ФИЗО).

- Классный час “Помни правила движенья, как таблицу умноженья”.

(кл.руководители).

- “Веселые старты” (подготовительные группы, классы”) (инструктор ФИЗО). - Акция “Мы выбираем здоровье” (рисунки, плакаты и т.д.) (старшие группы, классы)

(специалисты МОУ НШДС).

Психогимнастика (старшая, подготовительная группы), коррекционно-развивающая работа (подготовительная группа), индивидуально – коррекционная работа (по запросам) (психолог)
Организация горячего питания детей (директор МОУ НШДС).
Организация двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные уроки и занятия, динамические часы (1 класс), третий урок физкультуры во 2–4-м классах, подвижные игры и перемены, физкультминутки, спортивные секции и т.д.) (инструктор)
Организация оздоровительно-профилактических мероприятий по плану медицинских работников (медсестра).
Организация закаливающих процедур (в соответствии со схемой) (медсестра).
Работа с родителями Ознакомление родителей с направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья детей, развитие педагогического сотрудничества всех участников образовательно – воспитательно-го процесса. - Анкетирование родителей психологом “Ваши пожелания и ожидания” (психолог);

- “Школьные трудности периода адаптации” (психолог).

- Собрание с родителями учеников 1 класса “Вы родители школьников” (психолог);

- Беседа с родителями “Адаптация малышей к условиям детского сада” (психолог).

- Сочинения для родителей “Мой ребенок и его индивидуальные особености” (подготовительные группы);

- Анкетный опрос “Расскажите о своем ребенке” (1 класс).

- Подготовка наглядного информационного материала “Закаливание детей в семье” (инструктор ФИЗО).
Финансовое и материально техническое

обеспечение.

Создание, развитие и эффективное использование материальных ресурсов ОУ для реализации программы. - Ремонт спортивного зала, приобретение спортивного оборудования в спортивный зал 10 т.р. -бюджет

60 т.р. внебюдж.

- Приобретение оборудования в классы и группы для проведения закаливающих мероприятий

20 т.р. внебюдж.

- Обновление атрибутов для проведения “Веселых стартов”, оформление грамот для победителей

2 т.р. внебюдж.

- Переподготовка медицинской сестры по специальности “Диетсестра”

6,5 т.р. бюджет.

 

Направление реализации январь февраль март апрель май
Информа-ционное обеспечение   - Контроль соблюдения санитарного режима в группах и классах (медсестра).   - Изучение периодичности и эффективности спортивно- оздоровительных мероприятий в НШДС (зам.дир.по УВР и ВМР). Анализ динамики заболеваемости учащихся и воспитанников по сравнению с 2005 – 2006 учебным годом (медсесира);
Организация проведения медицинского осмотра детей.
Методическое обеспечение - Выставка и обзор методической литературы по вопросу формирования основ здорового образа жизни у обучающихся и воспитанников (заместитель директора). - Подготовка стенда: “Во имя здоровья детей” (медсестра, инструктор ФИЗО).      
Работа с кадрами - Психологическое просвещение “Как сделать жизнь счастливее”

(психолог).

- Психологическое просвещение “Приручение эмоций” (психолог). - Индивидуальное собеседование с молодыми педагогами по формам физкультурно-оздоровительной работы, проводимым в НШДС. - Психологический лекторий “Любите себя” (психолог). - Заседание методического совета: “Итоги первого года работы НШДС по реализации программы”

(зам.директора по УВР и ВМР).

Работа с детьми - Праздник подвижных игр “Зимушка-зима”

(подготовительные группы, классы) (инструктор ФИЗО).

- День защитника Отечества “Вперед, мальчишки!”

- Соревнование по шахматам воспитанников подготовительных групп, учащихся классов (рук. кружка).

-Участие в городском конкурсе “Экология в детском творчестве” (Воспитатель ИЗО)

- Спортивное развлечение “Проводы зимы, Масленица” (инструктор ФИЗО);

- День Здоровья (инструктор ФИЗО);

- Валеологический праздник “Я здоровье берегу – сам себе я помогу” (муз.руководители).

 
Психогимнастика (старшая, подготовительная группы), коррекционно-развивающая работа (подготовительная группа), индивидуально-коррекционная работа (по запросам) (психолог)
Организация горячего питания детей (директор МОУ НШДС).
Организация двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные уроки и занятия, динамические часы (1 класс), третий урок физкультуры во 2,3,4-ом классах, подвижные игры и перемены, физкультминутки, спортивные секции и т.д.) (инструктор)
Организация оздоровительно – профилактических мероприятий по плану медицинских работников (медсестра).
Организация закаливающих процедур (в соответствии со схемой) (медсестра).
Работа с родителями - Беседа с родителями “Профилактика гриппа” (медсестра). - Психолого-педагогическое консультирование “Особенности психо- физического развития детей дошкольного возраста” (психолог).   - Спортивное соревнование “Мама, папа, я – спортивная семья” (инструктор ФИЗО)  
Финансовое и материально техническое обеспечение. - Приобретение методической литературы по вопросу формирования основ здорового образа жизни

1 т.р. внебюджет.

- Приобретение медицинских препаратов

15 т.р. бюджет

10 т.р.внебюдж.

- Повышение квалификации педагогических работников по здоровьесберегающим технологиям

3 т.р. бюджет

- Завоз песка в песочницы и прыжковую яму

3 т.р. внебюдж.

- Обновление оборудования на спортивной площадке

20 т.р. бюджет

Покраска мафов

5 т.р внебюдж.