Урок чтения в 3-м классе по теме: "Что вызывает смех в народной сказке. Русская народная сказка "Яичко" (по системе развивающего обучения Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка.

Мы часто задаём себе вопрос, мучаемся над ответом на него. Как ребёнку помочь стать личностью? Как развить в нём те, или иные качества? А надо ли на него отвечать. Каждый ребёнок это уже личность. Независимо от возраста. Ему надо только помочь открыть своё я, научить учиться, заинтересовать самостоятельно добывать знания.

Я стараюсь сделать учебный процесс таким для каждого ученика, чтобы он не мог не учиться, не мог не работать, не мог оставаться равнодушным к тем событиям, которые разворачиваются на уроке, и при этом делал бы всё это с желанием. И на каждом уроке он сделал бы своё открытие. Весь учебный процесс направлен на это.

Я считаю, что, прежде всего, необходимо научить детей владеть текстом, быстро читать и находить нужную информацию. Для этого на уроках чтения я провожу:

1. Артикуляционную зарядку.

Читаем буквы, слоги, слова с разной скоростью и интонацией. Скороговорки, чистоговорки. Провожу дыхательную гимнастику.

2. Тренировочные упражнения для расширения оперативного поля зрения.

Таблицы Шульте традиционно используются для диагностики и развития таких свойств внимания, как объём и распределённость. С успехом их можно использовать на уроках математики.

3. Слоговые таблицы, таблицы со словами.

Показ таблиц, дети смотрят на красную линию, а “боковым зрением” читают слоги или слова, воспроизводят их. Такую же работу можно провести и со словарными словами.

4. Чтение “Бегущая строка” - этот вид работы с текстом обеспечивает избежание регрессий (возрастного движения глаз).

5. Чтение “Спринт” - на скорость, с последующим подсчётом слов или во время чтения.

6. Чтение “до определённого слова” - слово называется, но не показываю его нахождения в тексте.

7. Чтение со звуковыми помехами (это музыка, голос учителя).

После выполнения задания дети встают. Это является здоровьесберегающим элементом в обучении.

8. Жужжащее чтение.

9. Чтение только с помощью движения глаз.

Все эти упражнения дают хорошие результаты и вызывают интерес у детей.

Виды чтения разные, каждый вид находит именно своего ребёнка, подходящий ему.

На своих уроках применяю различные упражнения на развитие творческого мышления. Приём театрализации – один из ключей к нравственному саморазвитию ребёнка, он приобщает его к искусству слова, мимике, жеста. Это тренинг общения со сверстниками и взрослыми. Нашим маленьким театром было поставлено несколько спектаклей “Теремок”, “Репка”, “12 месяцев”, “Пушкинский вечер”.

После такой работы дети становятся раскованными, способными к самостоятельному поиску и реализации своих идей. В этом году мои второклассники были готовы самостоятельно подготовить традиционный английский праздник “Хеллоуин” на русском языке, придумывали сценарии своих страшилок, которые мы потом показали родителям.

Этот приём включаю и в другие уроки.

Сочинение текстов – сказок, стихотворений, скороговорок.

На уроках математики – числовые цепочки, интересные задачи.

а) Составление рассказа по ключевым словам, смысловым рядам слов.

б) Антиципация (домысливание).

в) Приём пантомимы

г) “Зелёная точка” - для развития внимания, его концентрации.

Творческое путешествие. Это упражнение снимает напряжение с глаз, предотвращает переутомление.

Смена видов деятельности не допускает умственного перенапряжения и не допускает переутомления ребёнка.

Это то немногое, чем мы занимаемся с детьми на уроках. Люблю учить, люблю учиться.

Помогаю детям открывать себя. Хочу, чтобы на моих уроках дети были счастливы.

Цели:

  1. Обнаружить черты древних мифологических представлений в русской народной сказке “Яичко”. Выявить принцип кумулятивного построения (принцип накопления героев и событий).
  2. Развить навыки выразительного чтения и свободного высказывания в устной форме.
  3. Научить видеть недостатки и находить способы для их устранения.

Оборудование: Тексты сказок “Теремок” и “Колобок”, конверты с наборами прямоугольников, тексты для развития выразительного беглого чтения, рисунки дерева и персонажей сказки, учебник Н. Чураковой, Литературное чтение 1часть.

I. Организация класса.

  • Здравствуйте! Начинаем урок чтения.
  • Возьмёмся за руки и образуем замкнутую цепочку. Вы чувствуете тепло рук вашего соседа, его энергию добра и дружбы. Почувствуйте поддержку друг друга. Улыбнулись. Заняли свои места. Начнём работать.

II. Артикуляционная зарядка.

a. У козы рогатой
Чудные козлятки.
Но не хуже детки
У её соседки.

  1. Чтение текста “про себя”.
  2. Чтение отрывистое, словами, вслух.
  3. Чтение на одном дыхании, скороговоркой.

Определить к какому жанру относятся эти строчки? (стихотворение)

Первое предложение прочитать с постановкой логического ударения на каждое слово.

b. Упражнение для расширения оперативного поля зрения.

Дети читают по стрелке, а “боковым зрением” стараются прочитать слово полностью.

ОЗА ИТ ОТ
АРА К ОСА
ИРА УСТ ИНО

Дети смотрят в центр на букву К и по команде учителя читают слова “боковым зрением” по указке.

III. Вводная беседа.

  • С какими литературными жанрами мы уже знакомы?
  • В чём их особенность?

На доску вывешиваются слова миф, басня, сказка, “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.

Басня – поучает, в ней есть мораль (назидание, поучение)

Сказка – развлекает, в ней есть народная мудрость.

Миф – сказание, предание не для развлечения, а для пояснения и понимания того, что происходит в мире.

  • Сейчас вы услышите ещё одно произведение из третьей главы.
  • Вспомним, как называется эта глава?

“Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками”.

Вывешивается знак “Самый внимательный читатель”.

Ваша задача – определить литературный жанр и попробовать это доказать.

IV. Знакомство с произведением.

Читают подготовленные дети в лицах.

  • А сейчас мы исследователи.

На доску вывешивается знак “Настоящий исследователь”.

  • Отвечаем на вопрос (это сказка).
  • Кто может ещё что-то о ней сказать? (она похожа на сказку “Курочка Ряба”).
  • Кто может её рассказать?
  • Верно, эта сказка является прародительницей сказки “Курочка Ряба”, но называется она не так. “Яичко”.
  • Какая это сказка? (народная).
  • Верно. А какие признаки народной сказки вы можете назвать?

1. Присловье: Жили-были.

2. Повтор действий: 4 раза.

3. Традиционные герои: дед, баба, курочка, мышка и поп.

4. Волшебные предметы и помощники: мышка.

V. Физминутка.

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад.

VI. Чтение сказки классом.

  • Пришло время вам познакомиться с этим произведением.
  • Какое задание бы вы порекомендовали своим одноклассникам?

1. Жужжащее чтение.

  • Найти слова, требующие объяснения.
  • Найти признаки, соответствующие народной сказке.

На доску вывешиваются слова, даётся их объяснения:

КОРОМЫСЛО – предмет для ношения двух вёдер на плече, толстая изогнутая деревянная палка.

КВАШНЯ – жидкое тесто, опара.

ПОП – священнослужитель.

ПЕСТРО – пестрое.

ВОСТРО – острое.

МУДРЕНО – непонятно.

VII. Анализ произведения.

На доску вывешивается дерево, курочка, яйцо, баба, дед, мышка.

  • Прочитайте первый и второй вопросы.
  • Начнём с курочки. Важно ли для смысла сказки то, где именно она снесла яичко, и какое оно было?

(Конечно, важно: курочка снесла яичко “под полом” в Нижнем мире и то, что оно необычное и есть лучшее подтверждение – волшебный мир).

Выборочное чтение.

  • Кто ещё является персонажем этой сказки?

(поп, попадья, поповны).

  • Как они ведут себя? (прочитайте)
  • Как появляются новые персонажи в сказке?

(последовательно).

VIII. Исследовательская работа.

Что можно сделать с этими картинками: дед, баба, курочка, яйцо, мышка.

  • Расположить героев относительно дерева.
  • Где они должны располагаться?
  • Что смешно в этой сказке?

(Незначительное событие и нарастающая катастрофа).

Самый важный этап работы: композиция сказки (работа в парах).

  • У вас на столе лежит конверт и несколько текстов.

(Дети достают прямоугольники и тексты сказок “Колобок” и “Репка”).

  • Достаньте содержимое конвертов, подумайте и скажите, есть ли между всеми предметами и темой нашего урока связь, и какая?

(Слабым детям даётся подсказка).

IX. Вывод.

В сказках может выстраиваться цепочка героев и событий, которые последовательно друг за другом появляются в сюжете.

  • Как эта композиция сказки называется по-научному?
  • Давайте обратимся к кентавру Хирону за подсказкой.

Вывешивается знак “Кентавр Хирон”.

Сказка русская народная.

  • С каким жанром имеет сходство?

(с мифом)

Кумуляция – накопление.

Кумулятивная композиция.

Сказка смешная.

X. Итог урока.

  • Что на уроке понравилось?
  • Что нового для себя вы узнали?
  • На доску вывешиваются семь ступенек. С помощью сигнального фонарика покажите на какой ступеньке вы оказались после нашего урока по уровню полученных знаний.
  • Спасибо за урок! Вы хорошо поработали!