Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Разделительные Ъ и Ь. Буквы Ы, И после приставок"

Разделы: Русский язык


Тема урока «Разделительные Ъ и Ь. Буквы Ы, И после приставок».

Цели урока:

1. Углубить знания учащихся о правописании разделительного Ъ и Ь.
2. Учить выбирать знак на письме (определять Й на слух).
3. Формировать орфографические, словообразовательные умения, составляющие основу лингвистической компетенции учащегося, посредством обращения к анализу предложенного языкового материала.
4. Формировать общеучебное умение работы с таблицей, составляющее основу для формирования учебно – познавательной компетенции и умение вести беседу, составляющее основу для формирования коммуникативной компетенции школьника.

Ход урока:

1. Начало урока, приветствие учащихся, создание положительного настроя на дальнейшее сотрудничество в процессе работы.

2. Лингвистическая разминка.

На доске записано Р М Т  

– Что записано на доске?

– Что вы можете сказать об этих буквах?

– Зачем я записала их на доске?

 

– Какие задания я могла бы вам предложить?

– Из этого слова пропали буквы, обозначающие гласные звуки. Что это за слово?

– Что вы можете сказать о слове аромат?

 

 

 

 

 

 

 

 

– Если бы вы были учителем, то какие задания со словом аромат предложили бы учащимся?

Буквы.

Эти буквы обозначают согласные звуки.

Наверное, чтобы предложить нам выполнить с ними разные задания.

Ребята предлагают различные варианты заданий.

Аромат

 

 

  1. Это слово имеет значение «душистый, приятный запах».
  2. Это нарицательное, неодушевлённое существительное мужского рода, 2 склонения, именительного падежа.
  3. В этом слове 6 букв, 6 звуков, 3 слога.
  4. Это словарное слово.
  5. Основа этого слова состоит из корня

Наиболее интересные из заданий, предложенных ребятами, можно выполнить в классе.

3. Целеполагание.

Согласны ли вы с моим утверждением?

– Когда мы говорим, мы произносим буквы.

– Все звуки делятся на гласные и согласные.

– Сколько в слове гласных звуков, столько в нем и слогов.

– Орфоэпия изучает правила произнесения слов.

– Правописание корней с чередованием е//и зависит от ударения.

– Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого.

Нет.

Да.

Да.

Да.

Нет.

Да.

С какой целью я предложила вам эту работу?

Что объединяет большинство предложенных высказываний?

Нет ли среди них лишнего? Почему?

Какой раздел науки о языке мы изучаем?

Что это за раздел – фонетика?

4. Работа по теме урока. Самостоятельное формулирование правила написания разделительных Ъ и Ь в словах.

Из слов, записанных на доске фонетически, можно составить три группы. Запишите эти слова орфографически, объединив их в три группы. Объясните свой выбор.

[ разй ,эсн ,ит ,][сабач ,й ,а] [падыскат ,][двухй ,арусный ,] [падй ,эхат ,] [разыграт ,] [в ,й ,уга] [бул ,й ,он] [розыск] [суб ,й ,экт]

 

 

В тетрадях у ребят получится следующая запись:

Разъяснить, двухъярусный, подъехать, субъект;

собачья, вьюга, бульон;

подыскать, разыскать, розыск.

Примечание: если задание вызовет у ребят затруднение, то уровень трудности необходимо снизить, сначала все слова будут записаны на доске орфографически, а затем ребята разделят их на группы.

 

По какому признаку вы объединили слова в группы?

По словам, входящим в первую группу, сформулируйте правило написания разделительного Ъ.

По словам, входящим во вторую группу, сформулируйте правило написания разделительного Ь.

Далее учащимся предлагается таблица, содержащая полную информацию по написанию разделительных Ъ и Ь в словах.  

Разделительные Ъ и Ь показывают, что последующую гласную надо произносить как сочетание Й + гласный звук

сел [ с ,э ] – съел [ с ,йэ ] солю [ л ,у ] – солью [ л ,йу ]

Ъ

Ь

  1. После приставки на согласный

съехать разъяснил съёмщик

в том числе – после иноязычных приставок:

ад – адъютант

ин – инъекция

кон – конъюнктура

об – объектив

суб – субъект

  1. На стыке частей сложного слова, после числительных двух-, трёх-, четырёх-:

фелдъегерь трёхъярусный

 

В корне слова

премьера лисья Воробьёв

в том числе – в иноязычных словах перед О:

 

павильон

медальон

бульон

При помощи таблицы соберите необходимую информацию для полной формулировки правила правописания Ъ и Ь.

Какая информация явилась для вас новой?

5. Ознакомление с написанием гласных букв Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласный.

Выполните морфемный разбор слов третьей группы, припишите к каждому из них однокоренные слова без приставок.

Что вы заметили?

В каких же случаях после приставок, оканчивающихся на согласный, на месте И в однокоренном слове без приставки пишется Ы?

Учащимся предлагается рассмотреть и дополнить примерами соответствующую таблицу.

Ы пишется

И пишется

после русских приставок на согласную

после русских приставок меж-, сверх-

после иноязычных приставок

в сложных словах

1. пред- + история =

предыстория

2. раз- + искать =

разыскать = розыск

3. под- + итожить =

____________________

4......- + искусный =

____________________

 

 

 

пединститут

5......- + интерес + ...

= _____________________

6......- + имя + ...

=_____________________

7.без- + известный

= _____________________

8......- + исход = _____

______________________

 

слово – исключение:

взимать

вз + др.рус. имати (брать)

но:

отымать

Самостоятельно сформулируйте правило написания гласных Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласный.

6. Первичное закрепление.

Перепишите следующую лингвистическую миниатюру, проявив предельную инициативу.

Он был без__нициативен до такой степени, что не мог под__тожить небез__звестные ему факты из пред__дущих параграфов. От без__сходности он без__скусно кусал свой без__мянный палец и с__знова пытался выполнить вполне бесх__тростное, но сверх__нтересное задание.

7. Итог урока.

Что нового о написании разделительного Ъ и Ь в словах вы узнали на данном уроке?

Какую работу вам необходимо было проделать, чтобы самостоятельно сформулировать правило написания букв Ы, И после приставок, оканчивающихся на согласный?

8. Домашнее задание.

Напишите сочинение «Игра». Постарайтесь максимально (но уместно) использовать слова с орфограммой «гласная Ы после приставок». Например: разыгрывается, безынициативный, предыдущая, подыскать, безызвестный, предыстория и др.  

Примечание: на данном уроке используется теоретический материал и упражнения учебного пособия Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Русский язык: Учебник для 5 класса. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2001. С.61 – 64.