Урок по трудовому обучению во 2-м классе по программе "Художественный труд и искусство" О.А. Куревиной, Е.Л. Лутцевой

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Развитие художественно-образного мышления детей, эмоционально-чувственного восприятия, чувства юмора.
  • Использование известных знаний и умений для реализации своих замыслов из разных материалов.
  • Развитие умения учащихся работать в группах.

Оборудование: учебник “Прекрасное радом с тобой”, разнообразные материалы (бумага, ткань, яичная скорлупа, природный материал, клей), инструменты (ножницы, карандаши, кисточка).

ХОД УРОКА

1. Установление контакта

2. Вхождение в тему

– На уроке литературы вы познакомились со сказочными человечками. Одни из них смелые и отважные, других можно назвать самыми лучшими друзьями, третьи находчивые и сообразительные герои.

– Какие сказки, в которых действуют веселые человечки, вы знаете?

– Откройте учебник на странице 20.

– Вы узнали этих человечков? Из каких сказок они к нам пришли?

– Какой персонаж больше похож на живого человека, а какие больше связаны с выдумкой автора?
Авторы этих произведений придумали свои персонажи. Они похожи на людей, но в жизни таких человечков не бывает. Можно ли сказать, что писатели, придумывая своих героев, шутили?

– Почему? (обратимся к теме)

– На театральных занятиях ребята приготовили фрагменты этих сказок.

Чтение детьми 1-го отрывка:

“... Но тут случилось, что и должно было случиться. Вырвав у Чиполлино прядь луковых волос, грозный кавалер Помидор вдруг почувствовал едкую горечь в глазах и носу. Он чихнул разок-другой, а потом слёзы брызнули у него из глаз, как фонтан. Даже, как два фонтана. Струйки, ручьи, реки слез текли по обеим его щекам так обильно, что залили всю улицу, словно по ней прошелся дворник со шлангом.
– Этого еще со мной никогда не бывало! – думал перепуганный синьор Помидор. И в самом деле, он был такой бессердечный и жестокий человек (если только можно назвать помидор человеком), что никогда не плакал, так как он был к тому же не богат, ему ни разу в жизни не приходилось чистить лук. То, что с ним произошло, так напугало его, что он выскочил в карету, хлестнул лошадей и умчался прочь”. (Дж. Родари “Приключения Чиполлино”, гл. 2)

– Узнали, из какой сказки этот отрывок?

– Подходит ли иллюстрация к данному фрагменту?

Чтение 2-го отрывка:

“– Ну-ка, покажи, что случилось! – попросил Гунька, когда Незнайка окончил портрет.
Незнайка показал.
– Да разве я такой? – закричал Гунька в испуге.
– Конечно, такой. Какой же еще?
– А усы зачем нарисовал? У меня ведь усов нету.
– Ну, вырастут когда-нибудь.
– А нос почему красный?
– Это чтоб было красивее.
– А волосы почему голубые? Разве у меня голубые волосы?
– Голубые, – ответил Незнайка. – Но, если тебе не нравится, я могу сделать зеленые.
– Нет, это плохой портрет, – сказал Гунька, – дай его порву” (Н. Носов “Приключения Незнайки и его друзей” гл. З)

– А это что за сказка?

– Что вы узнали о характере героя?

– Нравится ли вам портрет, который написал Незнайка?

Чтение 3-го отрывка:

“Буратино заметил, сидя на самой верхушке, что конец бороды Карабаса-Барабаса, приподнятой ветром, приклеился к смолистому стволу. Буратино повис на суку и, дразнясь, запищал:
– Дяденька, не догонишь, дяденька, не догонишь!...
Спрыгнул на землю и начал бегать кругом сосны. Карабас-Барабас, притянув руки, чтобы схватить мальчишку, побежал за ним, пошатываясь кругом дерева. Обежал раз, вот-вот уж, кажется, и схватил скрюченными пальцами удирающего мальчишку, обежал другой, обежал в третий раз... Борода его наматывалась вокруг ствола, плотно приклеивалась к смоле”. (А.Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, гл. “Страшный бой на опушке леса”).

– При помощи чего писатель создает образы своих героев?

– При помощи чего художники их изобразили?

– Шутка в жизни может улучшить настроение, развеселить. А в искусстве создать необыкновенное произведение, в котором с помощью фантазии с героями будут происходить необыкновенные приключения.

3. Постановка проблемы

– Сегодня у нас работает школьный музей. Открывается выставка “Сказочные человечки”. Чего не хватает на нашей выставке? Хотели бы вы представить свои экспонаты? Можете это сейчас сделать? (Нет).

– Как же нам поступить? (Надо изготовить сами экспонаты).

– Давайте прежде чем начать работать отдохнем.

Пластический этюд “Художник-модель”.

Учитель предлагает ученикам договориться, кто будет художником, кто моделью. Повернувшись друг к другу, дети-“художники” в воздухе как бы рисуют портрет соседа по парте по воображаемому контуру.

4. Поиск решения

Практическая работа.

– Разделите все предметы, которые лежат у вас на столах на 2 группы. (Материалы и инструменты)

– Что такое материалы?

– С какими материалами вы будете сегодня работать?

– Найдите это предложение в теме урока? Как это назвать одним словом?

– Сложите материалы в одну из коробок.

– Что такое инструменты? (Орудия для производства каких-либо работ).

– Сложите их в другую коробку?

– Как вы думаете, для чего у вас 3 коробочка? (Для отходов).

– Обратимся к теме урока.

– Вы сегодня будете работать с разными материалами и выполнять портреты сказочных героев. В виде чего их можно изобразить? (В виде аппликации).

– Что такое аппликация?

5. Выражение решения

Проектирование.

– Я предлагаю заняться проектированием.

– Что такое проектирование? (План деятельности).

– Вы сегодня работаете в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

1. Каждый высказывает свое мнение.
2. Каждый выслушивает мнение товарища.
3. Каждый умеет защищать свой выбор.
4. Придя к общему мнению, умейте его доказать.
5. Умей не только слушать, но и слышать.

– Обсудите в группах, что можно сделать и придите к одному решению.

– Представьте эскиз будущей поделки. (Каждая группа представляет свой эскиз).

– Давайте составим алгоритм работы.

1. Обвожу шаблон.
2. Вырезаю.
3. Собираем.
4. Приклеиваем.
5. Украшаем.
6. Защищаем проект.

6. Реализация продукта интеллектуально-творческой деятельности

– Приступите к изготовлению своего проекта. Давайте вспомним правила безопасности.

– Защитите свой проект, пользуясь звездочкой обдумывания.

Оценивание: устно.

– Пока каждая группа будет защищать свой проект, другие будут оценивать их работу и выставлять им отметки.

– Я предлагаю на уроке математики подсчитать и выставить отметку каждой группе за работу.

7. Рефлексия

– Кому понравилась работать в группе?

– Что было трудно?