Организация урочной и внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности в лицее № 110 г. Екатеринбурга

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится наиболее важной в настоящее время при основопологающей задаче государственной политики федеральной целевой программы “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы”. Исходя из программы, целью работы коллектива лицея является создание условий для укрепления здоровья учащихся, популяризация массового и профессионального спорта и приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Задачи:

  • повышение интереса к занятиям физической культуры и спортом;
  • развитие массового спорта в образовательном учреждении;
  • создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на индивидуальные особенности развития детей и подростков;
  • целевая поддержка в области спорта высших достижений, но такие задачи могут быть решены при реализации комплексной программы. Таким образом, осуществляется переход от массового унифицированного образования к образованию дифференцированному, личностно-ориентированному с учетом функциональных возможностей учеников, их потребностей в коррекции физического состояния с учетом их интересов.

Актуальность работы определяется противоречием между необходимостью поддержания паритета образования и здоровья в образовательном процессе и отсутствием оптимальной системы здоровьесбережения, основанной на дифференцированном использовании средств физкультурного образования школьников.

Данное противоречие послужило основой для формулирования проблемы – создание здороьесберегающей модели организации физкультурного образования учащихся 1–11-го классов лицея.

Теоретической основой работы явились: современные представления о паритете образования и здоровья в образовательном процессе (С.Г.Сериков); концепция личностно ориентированного физкультурного образования школьников (С.В.Барбашов); положения о приоритете образовательных задач в физическом воспитании школьников (А.П.Матвеев) и возможностях его реализации в дифференцированном физкультурном образовании школьников (Е.А.Короткова).

Достижение оздоровительного эффекта основывалось на представлении о здоровье как степени адаптации к условиям среды (В.П.Казначеев, Р.М.Баевский), положении зарубежных и отечественных физиологов о ведущей роли аэробных физических упражнений в совершенствовании механизмов вегетативной регуляции и энергообеспечения организма (К.Купер, А.А.Виру).

МОУ – лицей №110 расположен в центре большого города не имеющий дополнительных спортивных площадок для проведения занятий зимними видами спорта. Направленность лицея на углубленное изучение ряда предметов (математики, физики, биологии, информатики, иностранных языков, экономики и права), влечет за собой жесткий учет здоровья, особенностей развития каждого ребенка.

Администрация лицея понимает актуальность проблемы и создает максимально возможные условия для работы в этом направлении. Преподавание предмета “Физическая культура” двумя преподавателями в классе дает возможность гибко варьировать организацию форм занятий, определять нагрузку. Раздельное обучение по состоянию здоровья, позволяет охватить наибольший процент учащихся физическим воспитанием. С этих позиций учителя оценивают учащихся по двум критериям: уровню физической подготовленности и проявляемой в течение урока двигательной деятельности, учитывая показания листа здоровья, соблюдая рекомендации врача. С первой ступени обучения педагоги лицея ориентированы на выявление потенциала ребенка и максимальное его развитие.

При той огромной умственной нагрузке, которую испытывают учащиеся, у них нет ни возможностей, ни, как правило, устремленности для занятий спортом с целью достижения высоких спортивных результатов. Поэтому вся деятельность лицея пронизана стремлением обеспечить условия для учебы, привить ребенку прочные знания, умения и навыки для культурного отношения к своему здоровью.

Адаптация в физическом воспитании зависит от степени свободы, реализуемой через усилия руководителей лицея, учителей и родителей по организации внеклассных занятий с максимальной эффективностью использования имеющихся площадок и спортсооружений. В первую очередь свобода выбора определяется широтой кругозора в сфере физической культуры, арсеналом уверенно выполняемых двигательных действий из всех разделов комплексной программы, возможностью их применения во внеурочных формах организации занятий. Так, помимо, уроков физической культуры проводятся занятия в спортивных секциях, яркие спортивные праздники – позволяют компенсировать напряженную умственную работу по освоению учебного материала. Учащиеся лицея принимают активное участие в показательных выступлениях на спортивных праздниках и соревнованиях школьников г. Екатеринбурга.

Преподавателями создана “Концепция совершенствования физического воспитания в лицее”, в которой определены общие принципиальные подходы к работе, исходя из особенностей лицея:

  1. Гуманистический характер физического воспитания применительно к нашему лицею реализуется через отчетливо выраженную рекреационную направленность постановки физического воспитания.
  2. Чрезвычайно важным положением является то, что все учащиеся лицея, независимо от их физической подготовленности, состояния здоровья обеспечиваются соответствующими видами двигательной деятельности. Проводимое в лицее медико-педагогическое обследование показало, насколько велики различия в физическом состоянии наших лицеистов. В связи с этим остро стоит проблема индивидуализации нагрузки.
  3. Важное для оптимизации физического воспитания учащихся нашего лицея имеет свобода выбора, как один из основных принципов, лежащих в основе преобразования системы школьного образования. Что касается спортивной специализации учителей, то в лицее на сегодняшний день работают специалисты по аэробике, ЛФК и спортивным играм (баскетбол, волейбол, гандбол и футбол). Это позволяет дополнять базовый компонент программы упражнениями из этих специализаций (вариативный компонент). Включение аэробики и спортивных игр (настольный теннис, бадминтон, гандбол) в содержание вариативной части программы по физическому воспитанию лицея позволяет реализовать идеи развивающего обучения и педагогики сотрудничества, положенные в основу работы педагогического коллектива лицея. Содержание урока позволяет активно влиять на рациональное использование времени урока. Правильно регулировать моторную плотность.
  4. Интеллектуализация физического воспитания является одним из существенных условий совершенствования постановки физического воспитания в нашем лицее. В процессе обучения в лицее на уроках физической культуры учащиеся всех классов получают обширные знания, позволяющие им повысить уровень грамотного отношения прежде всего к собственному здоровью. Также в нашем лицее реализуется связь физической культуры с другими предметами.
  5. Идея развивающего обучения, положенная в основу работы педагогического коллектива нашего лицея, реализуется и в процессе физического воспитания. При этом следует выделить специфическое влияние физического воспитания, касающегося активного развития кондиционных физических качеств, и в интегральном проявлении – улучшении состояния здоровья. Мы считаем, что такая постановка физического воспитания положительно сказывается и на других сторонах развития учащихся: умственном, нравственном и эстетическом.
  6. Физическая культура – не только средство физического совершенствования, но и мощный фактор воздействия на психическое состояние ребенка. Это принципиальное положение, обусловленное единством физического и психического в человеке, предполагается реализовать в нашем лицее.

Механизмы реализации концепции:

1. Преподавание предмета “Физическая культура” двумя преподавателями в классе. Гибкое варьирование в организации форм занятий в определении нагрузки.

2. Создание банка данных уровня физической подготовленности учащихся 1–11 классов (на основе тестирования 2 раза в год). Создаются графические и компьютерные варианты данных.

3. Организация внеурочных форм физического воспитания. Физкультурно-массовое объединение “Спорт – детям!” (см.схему).

Факультет “Здоровье”:

  • группы ЛФК (по заболеваниям);
  • группы коррекции (для детей, имеющих отставание в физическом развитии);
  • группы оздоровительного плавания.

Факультет “Аэробика и здоровье”:

  • класс начальной подготовки “Школа движений” (1–3-й класс);
  • класс оздоровительной аэробики “Аэробика хорошего настроения”;
  • сборные команды по спортивной, фитнес- и фанк-аэробике, черлидингу.

Факультет “Спортивные игры”:

  • баскетбол;
  • волейбол;
  • футбол;
  • гандбол.

4. Организация летнего оздоровительного отдыха:

  • городской оздоровительный лагерь;
  • оздоровительные лагеря на побережье Черного и Азовского морей.

5. Организация массовых мероприятий: календарь внутри школьных соревнований, спортивных праздников и фестивалей разнообразен и сбалансирован с целью добровольного участия в них максимального количества учащихся, а также организация и проведение показательных выступлений учащихся лицея на спортивных праздниках и соревнованиях школьников г.Екатеринбуга.

6. Создание авторских программ и методических разработок по предмету “Физическая культура”. В лицее реализована модульная технология индивидуализированного обучения спортивным играм, разработанная при участии Н.С.Устюжаниной, И.В.Теселкина и Г.А.Соколовой, методика обучения младших школьников самостоятельной игровой деятельности (Н.Д.Петрова), методика коррекционных занятий на факультете “Здоровье” (Л.Н.Новоселова), система оздоровительных занятий на основе аэробики (О.А.Возовикова).

Стержнем новых идей и современных технологий явилось создание научно обоснованной, высокогуманной системы организации культурного поля, в котором активно и стабильно существует детское сообщество, объединяющее школьников, увлеченных общими интересами, связанными с поддержанием активного жизненного стиля. Таким сообществом явилась устойчиво и продуктивно работающая “Спортивная Дума”.

Особым показателем, которым в первую очередь, гордится кафедра, является поступление выпускников на различные специальности факультетов физической культуры ВУЗов г. Екатеринбурга и проведение ежегодных турниров-встреч среди сборных команд лицея и выпускников по спортивным играм. Частыми гостями проводимых праздников являются наши бывшие ученики, участвующие во многих конкурсах.

Таким образом, благодаря наличию в лицее приоритетных направлений выбранных по наиболее актуальным проблемам на наш взгляд, удается сформировать у детей и подростков осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, полученных на уроках.

Выводы:

  • благодаря действию системы оздоровительных занятий учащихся лицея удается сформировать у детей и подростков осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, полученных на занятиях в физкультурно-оздоровительном объединении “Спорт-детям!”, в повседневной жизни;
  • обеспечение высокого охвата школьников регулярными физкультурными занятиями во время и после уроков;
  • увеличение массовости и рост конкуренции за право выступать в сборных командах лицея обеспечили устойчивые успехи на спортивных соревнованиях областного и всероссийского уровней;
  • реализация личностно-ориентированного подхода, при котором каждый учащийся ощущает внимание лично к нему, получает возможность для свободного творчества, создается атмосфера уважения к внеучебной деятельности школьников, делает физическую культуру любимой и значимой для школьников разного возраста образовательной областью.
  • удается создать предпосылки для решения многих задач, стоящих перед администрацией и педагогическим коллективом, реализуя федеральную целевую программу.