Об использовании пособия "The Earth Asks for Help" на занятиях модульного курса по проблемам окружающей среды

Разделы: Иностранные языки


В 2004 году в издательстве “ Компания АСТШ” г. Москва, вышло пособие по проблемам окружающей среды для работы на уроках английского языка “The Earth Asks for Help”. Авторы: Комарова Н. А. , Бобкова О. Ю. , Шатилина Л. В. , учителя муниципального образовательного учреждения “Гимназия № 62” города Кемерово. Рецензент – Омеличкина С. В. , кандидат филологических наук, доцент Кемеровского государственного университета.

Настоящее пособие содержит материалы модульного курса по проблемам окружающей среды (Environmental Protection), который изучается на параллелях 8-9 классов.

Актуальность тематики в целом, а также ее особая значимость в контексте учебной программы данного образовательного учреждения обусловлена профильной ориентированностью гимназии № 62 на дисциплины естественнонаучного цикла. Востребованность подобного курса мотивирована также многообразной и заинтересованной работой учащихся по данному направлению как в аудиторные часы, так и в научно-исследовательских экспедициях, результатом которых являются весомые практические и теоретические разработки.

Основная цель курса состоит в дальнейшем совершенствовании навыков чтения специальных текстов, а также письменной и устной речи репродуктивного и творческого характера. Сопутствующие учебные задачи ориентированы на закрепление ряда грамматических моделей, расширение активного и пассивного вокабуляра по теме, а также обучение речевому этикету и навыкам литературного перевода.

Данный курс имеет большое воспитательное значение, так как нацелен на формирование у учащихся нравственного отношения к окружающей среде.

Достижение поставленной цели и задач во многом определяется реализацией принципа коммуникативного подхода в обучении, который позволяет развивать индивидуальность и творчество учащихся, а также подчеркивает функциональность изучаемого материала. Интегрированный характер курса по экологии определяется необходимостью обращения к эксралингвистическим знаниям в таких областях как биология, география, медицина, химия, физика, обществоведение.

Методическим принципом в организации материала является предъявление текстов и заданий в порядке нарастающей трудности. Предусмотрено использование индивидуальной, диалоговой и групповой работы.

Содержание курса представлено в разделах, изучение которых рассчитано на два года. Структурно каждый раздел представляет собой сочетание следующих компонентов:

  • глоссарий по данной подтеме;
  • информативный текст по проблеме и вопросы на дотекстовом и послетекстовом этапах;
  • речевые и грамматические структуры;
  • комплекс упражнений иллюстративного, подстановочного, переводческого и репродуктивного характера;
  • творческие задания типа круглого стола, проектов, ролевой игры.

На завершающем этапе проводится контрольный срез, проверяющий следующие умения:

  • перевод с русского языка на английский с установкой на употребление активной лексики и грамматических структур;
  • устное монологическое высказывание по предложенной проблеме;
  • письменное развернутое высказывание, интегрирующее информативный материал изученного курса.

Работа организуется в соответствии с поурочным планированием учителя.

Ниже предлагается план урока проведенного после выполнения упражнений № I и II, Unit 20 “ No Time to Waste”, заполнения анкеты-вопросника и обсуждения ее результатов.

На доске коллективные результаты анкеты, плакаты по теме, план для составления письменного высказывания, слова и выражения для оформления высказывания и тема урока “ What People Can Do ”.

Its educational goals are to enlarge on the problems concerned with ecology and to foster the moral outlook on the environment in the students.

The communicative goals are

  • to develop the students’ confidence in speaking and interactional skills;
  • to develop the ability of using appropriate conversational formulae and fillers in oral communication;
  • to practice written communication skills and corresponding genre cliche.

Its linguistic goals are

  • to master the glossary on the related topic,
  • to train specific grammatical patterns (Subjunctive Mood, Modal Verbs in Passive Voice, the verb to suggest)

The main stages of the lesson:

I. Talk on the most important problems of the man’s environment.

At our last lesson we came to the conclusion that the subject of the natural environment is one that provokes increasingly grave concern for the future mankind (Cмотри Приложение). Together with the scientists we are unanimous in calling the situation an ecological crisis.

Today we are going to write a kind of a wallpaper to attract people’s attention to the presentday problems.

We completed the questionnaire (Смотри Приложение Unit 20, ex. II) and according to its results we are worried about some issues.

Have a look at the table on the blackboard and state them clearly in two or three sentences.

(Информация по пунктам анкеты была изучена на предыдущих уроках)

II. Reading for getting more information.

Unit 20, Ex. III. (Смотри Приложение)

  1. Read the text and find out one more problem which is greatly connected with the mentioned above.
  2. Read out the most important topical sentences from the text
  3. Do you think the increase in human population has already affected the environment? Prove this with the text.
    Really there is no time to waste.
  4. Helen has prepared a translation of the text “ What would happen if we did nothing about the threat to the Earth?” (Unit 20, ex. IV. Смотри Приложение).
    Follow her translation and find out the words and combinations in English which can be used in connection with the problem you are going to touch upon in the wallpaper.
  5. Look through the text and read out what people must do in order to save themselves.

III. Discussing some ideas of what people can do to improve the situation.

  1. Unit 21, ex. 1 (Смотри Приложение). Read the task. Study the example. Use the Second Conditional to express your idea.
    Choose the one which is closer to your topic from the listed in the exercise and develop it.
  2. Unit 21, ex. II (Смотри Приложение) Do the task using the words from the blackboard :
    to be sure obviously
    to be aware greatly
    to ensure perfectly well
    to make us think absolutely
  3. Unit 21,ex III (Смотри Приложение). Look through the text and quickly find out what “green”, in connection with business, means.
  4. In ex. VIII, Unit 21 (Смотри Приложение) there are some examples of what pupils think about the planet’s future and the ways they try to decide its problems.
    Say what pupils suggest doing.
  5. Study the way how to make posters in ex. IX, Unit 21 (Смотри Приложение)
  6. Now you know how other pupils advise to solve the environmental problems. It is your turn to make our class wallpaper. Ex. X, Unit 21 (Смотри Приложение). You are to work in the groups of three. Do not forget about the outline and use the ideas discussed at the lesson.

The Outline.

  1. State the problem.
  2. Develop it.
  3. Explain its importance and threat to the humanity and its environment.
  4. Ideas how to improve the situation.
  5. Illustrate it if possible.

К концу урока учащиеся заканчивают свои листовки, статьи или плакаты. Их представление или обсуждение происходит на следующем занятии. Возможна оценка работ по таким параметрам:

Evaluation chart :

1. Content 1-3 points
2. Organisation 1-3 points
3. Grammar 1-3 points
4. Vocabulary 1-3 points
5. Spelling 1-3 points
6. Decoration 1-3 points
7. Presentation 1-3 points

Total – 21 points.