Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6–7-х классов "Звездный час"

Разделы: Математика


Игра “Звездный час” рассчитана на учащихся 6-7-х классов и была проведена в день “Олимпийских игр” по предметам, которые проводятся в нашей гимназии каждый год.

Форма работы – групповая.

Методическое обеспечение:

карточки с заданиями, звезды;
“кусочек темно-синего неба”, цветная бумага, клей, ножницы – для каждой команды;
мультимедийное оборудование;
магнитофон, записи музыки группы “Зодиак” (или любая другая “космическая” музыка).

В процессе игры за каждый конкурс командам выдается определенное количество звезд, которые они сразу приклеивают на “кусочек неба”. В итоге к концу игры каждый звездолет имеет красочное “звездное небо”, а по количеству звезд определяются победившие экипажи звездолетов.

Вся игра сопровождается компьютерной презентацией (в сокращенном варианте представлена в Приложении 1).

Содержание

1. Деление на группы – экипажи звездолетов, по 4-5 человек в группе. Такое количество участников считается оптимальным для обеспечения участия каждого в работе группы.

2. Выбор командира звездолета. В обязанности командира входит распределение обязанностей в своей команде во время игры и своевременная сдача выполненного задания.

3. Определение названия звездолетов. На экране появляются слова с “переставленными” буквами: ТЮИПРЕ (ЮПИТЕР), ПНЕУТН (НЕПТУН), ЛПУОНТ (ПЛУТОН), УНАРСТ (САТУРН), ЕУМРИКРЙ (МЕРКУРИЙ), РЕВАНЕ (ВЕНЕРА). Та команда, которая быстрее отгадает слово, и получает это название. Выдается первая звезда за отгаданное слово.

Ведущий. Готовимся в полет. Сначала подумаем, какому событию посвящена наша игра.

Конкурс 1.

Команды получают лист с заданиями, и пытаются объединить полученные ответы.

1 часть. Поставь буквы на место.

Й И Ю Р  
Е Л Е В А С К Е Ч И  
Н И А Г Р А Г  

2 часть. Считай внимательно. Что это значит?

( 36 : 2 + 2 ) : 2 + 2 =  
( 100 : 5 + 5) – ( 10 + 11) =  
2000 + 60 – 100 + 1 =  

3 часть. Разгадай кроссворд.

1. Оценка, которую никто не любит получать.

2. Бывает пчела, а бывает …

3. В небе летает, а не птица.

4. Кошка мужского рода.

5. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…

6. Прямоугольник с равными сторонами.

Максимальное количество звезд за конкурс – 5.

После того, как задания сданы, с учащимися обсуждаются правильные ответы.

Учитель проводит небольшую беседу о первом космонавте и первом полете в космос (можно показать видеофрагмент о первом полете в космос)

Ведущий. Все космонавты, особенно те, которые работают в группе, должны обладать некоторыми важными качествами. Сейчас вы попробуете их отгадать.

Конкурс 2. Слова в фразе стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова переставлены местами. Например: “ПШЬОПЕШИС – ЙЮДЛЕ ШЕМАСЫШИН” – “ПОСПЕШИШЬ – ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ”. Поставьте буквы на свои места, прочтите и запишите получившуюся поговорку: “ИДНО АЗ ХЕВС, ВЕС ЗА ОГОДНО”.

Ведущий. Теперь мы знаем, какие качества необходимы для полета в космос и хорошей работы в группе, в команде. Закроем глаза. (Начинает звучать “космическая” музыка.) Открывайте глаза. (На слайде космический корабль). Итак, летим к неизведанным планетам! Подлетаем к “Планете чисел”.

Конкурс 3.

Продолжи числовой ряд…

1. 19, 20, 22, 25, 29, …

2. 5, 8, 14, 26, 50,…

3. 253, 238, 223, 208, 193, …

За первый ряд – 1 звезда, за 2-ой и 3-ий – по 2 звезды.

Ведущий. Наша следующая планета – “Планета букв”.

Конкурс 4. Переставьте буквы в словах так, чтобы получились математические термины, или слова, связанные со школой:

ЯАПРЯМ
СОЛИЧ
МАМУС
ЗАРСТОНЬ
РОКЕДТИР
СЫТЧАЯ
ЛТИЕДЛЕЬ

За каждые 2-3 слова – звезда.

Ведущий. Подлетаем к планете “ГОБТР”.

Конкурс 5.

На этой волшебной планете живут только гоблины и тролли. Чудо-юдо, залетевшее на планету, сожрало четверть гоблинов и четверть троллей. Верно ли, что Чудо-юдо съело половину населения планеты?

За полное решение – 2 звезды.

Ведущий. Продолжаем наше космическое путешествие. Прямо по курсу ваших звездолетов – “Планета загадочных слов”. Все знают, что такое шарада? Давайте вместе разгадаем одну.

Первое – летом, весной выпадает,

Льдинками все то в садах побивает.

Ну, а второе – мужчин украшенье,

Нету у многих его, к сожаленью.

А вот все вместе – то мера углов,

Температуры горячих голов. (ГРАД + УСЫ = ГРАДУСЫ)

Конкурс 6. Разгадать шарады.

1. Первое – форма мяча, колобка,
Чтоб отгадать, ты подумай слегка.
Женское имя – это второе,
Только не часто встретишь такое.
Вместе же все – это загадка,
Кто отгадает, тому шоколадка.

2. Первое – форма арбуза, Земли.
Все догадаться уже вы смогли?
А из второго вкусную кашу
Варит на завтрак мамочка ваша.
Целое музыку будет дарить,
Если за ручку тихонько крутить.

За каждую разгаданную шараду – по 1 звезде.

Ведущий. Кто не любит сказки? И космонавты тоже любят сказки. Мы подлетаем к “Планете сказочных героев”.

Конкурс 7. На одной планете жили – были герои любимых сказок, мультфильмов и детских книжек. Есть среди них и Чебурашка. Он живет в высотном здании, и пригласил нас всех в гости. На каком этаже находится его квартира, если:

  • поднявшись на лифте с этажа, на котором находится его квартира, на 20 этажей, он оказался выше 62, но ниже 71 этажа;
  • спустившись с этажа, на котором находится его квартира, на 15 этажей, он оказался выше 30, но ниже 40 этажа;
  • поднявшись с этажа, на котором находится его квартира, на 29 этажей, он оказался выше 67, но ниже 78 этажа;
  • спустившись с этажа, на котором находится его квартира, на 38 этажей, он оказался выше 9, но ниже 12 этажа.

Ведущий. Наше основное путешествие подходит к концу. Сейчас мы полетим назад, в школу. По дороге домой у нас особенный конкурс – прикладной, и оцениваться он будет отдельно.

Творческий конкурс. У вас имеется набор цветной бумаги, ножницы, клей, карандаши. Нужно сделать за 10 минут аппликацию на одну из предложенных тем: “Незнакомая планета”, “Наше космическое путешествие”, “Межгалактический пейзаж”.

Ведущий. Сейчас мы подводим итоги нашего звездного путешествия. Каждая команда имеет свой кусочек звездного неба, на котором все звезды, которые они получили. Давайте сосчитаем эти звезды. По количеству звезд определим наших победителей.

В заключение – награждение победителей.

Аппликации вывешиваются в кабинете математики и определяется команда-победитель зрительским голосованием учащихся, которые учатся в этом кабинете.

Ответы к конкурсам.

Конкурс №1. Юрий Алексеевич Гагарин. 12.04.1961. Восток.

Конкурс №2. Один за всех, и все за одного.

Конкурс №3. 1) 34, 40, 47; 2) 98, 194, 386; 3) 178, 163, 148.

Конкурс №4. Прямая, число, сумма, разность, директор, тысяча, делитель.

Конкурс №5. Неверно.

Конкурс №6. 1) шарада; 2) шарманка.

Конкурс №7. Чебурашка живет на 48 этаже.

Приложение 1 (Презентация)