Технология развития критического мышления и роль автоматизированного самоконтроля и контроля на уроках физики

Разделы: Физика


“Вся жизнь — это эксперимент.
И чем больше вы делаете
экспериментов, тем лучше”
.
(Ральф Уолдо Эмерсон)

Существует такое мнение, что технологию развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) можно широко использовать на уроках предметов гуманитарного цикла и значительно реже на уроках математики, физики, химии.

В своей педагогической деятельности, при преподавании физики, я использую ТРКМЧП как на вводных уроках по изучению нового материала, так и на уроках отработки, закрепления и обобщения знаний учащихся. Причем данная технология хорошо сочетается с другими технологиями, такими как: проектная, исследовательская, автоматизированного обучения учащихся, а также с технологией деятельностного подхода.

Использование данной технологии на уроках физики позволяет формировать:

- развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений;

- личность готовую к сознательному выбору дальнейшей профессии;

- личность умеющую адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий;

- личность способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать;

- личность, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания.

На примере вводного урока по по теме “Основы электродинамики” Физика 10 кл., авторы учебника Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский я покажу как на практике я организую урок, используя методы и приемы ТРКМЧП, такие как: инсерт, кластеры, синквейн и др. Так как на данном занятии изучаются такие основные понятия как: электродинамика, заряд, электризация, то для изучения каждого понятия выделяю фазу вызова (evocation), фазу реализации смысла (realization of meaning), фазу рефлексии (reflection)

Тема: "Электродинамика. Взаимодействие электрических зарядов "

Тип занятия: урок первичного ознакомления с материалом и практического применения знаний и умений.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Цели:

образовательная

  • формирование понятия об электрическом заряде как об особом свойстве тел и частиц материи,
  • формирование понятия об явлении электризации в свете классической электронной теории,
  • формирование единых взглядов на физическую картину природы;

развивающая

  • переход от репродуктивной к продуктивной мыслительной деятельности,
  • преодоление формализма в знаниях,
  • побуждение учащихся к поиску нестандартных путей при решении качественных и расчетных задач;

воспитательная

  • формирование умений принимать коллективные и самостоятельные решения.

Задачи урока:

1. Образовательные

  • сформулировать понятие электризации тел, виды зарядов.
  • изучить виды взаимодействия зарядов.
  • изучить закон сохранения электрического заряда.

2. Развивающие

  • продолжить формирование умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения по данной теме.
  • работать над формированием умений анализировать свойства и явления на основе знаний.

3. Воспитывающие

  • показать значение опытных фактов и эксперимента в жизни человека.
  • раскрыть значение накопления фактов и их уточнений при познавании явлений.
  • познакомить учащихся с взаимосвязью и обусловленностью явлений окружающего мира.

Оснащение занятия:

Оборудование и приборы: электрофорная машина, два электрометра, металлический проводник, пластмассовая воронка, песок, ватные шарики, два воздушных шарика, газета, стеклянная пластина, лист бумаги, резиновый валик.

ТСО: Электронный репетитор “Символ – Тест”

Учебно-наглядные пособия: таблицы по электростатике.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, контрольные листы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель говорит о том, что изучили механику, молекулярную физику и термодинамику, а теперь переходим к изучению взаимодействий, которые являются самыми распространенными взаимодействиями в окружающем нас мире. Взаимодействия, которые ответственны за химические реакции и биологические процессы, взаимодействия, которые лежат в основе громадного количества явлений, а так как эти явления широко используются в жизни, например в технике, то раздел физики изучающий данные явления, является одним из самых важных разделов физики. Приводит важнейшие факты из истории развития электродинамики.

Задание № 1.

1.1. Чтобы познакомиться с этим разделом мы приступаем к чтению параграфа № 85 “Что такое электродинамика”. Во время чтения Вы должны делать следующие пометки на полях (прием ИНСЕРТ)

  • “V” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
  • “– “ - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
  • “+” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
  • “?” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения статьи Вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием.

1. 2. После прочтения текста и расстановки пометок на полях Вам следует заполнить маркировочную таблицу. При этом записывайте в нее только ключевые слова или фразы:

“V” “– “ “+“ “?”
я это знал это для меня абсолютно новое это противоречит тому, что я знал я хочу узнать об этом больше

1.3. Обсудите содержание заполненных таблиц с соседом по парте, а противоречия и вопросы, сформулированные в ваших таблицах, предложите всему классу для обсуждения.

1.4. Обсуждение противоречий и вопросов, возникнувших при работе в парах.

Задание № 2.

2.1. Составьте кластер к слову “Заряд”. При выполнении данной работы учащиеся делятся на группы по 4 человека. Они выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.

Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника № 86 “Электрический заряд и элементарные частицы” и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.

Данный педагогический метод я использую, чтобы пробудить у учащихся интерес к теме занятия. Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления

2.2. Каждая группа вычерчивает кластер на плакате и проводит презентацию своего кластера.

Пример:

2.3. Общее обсуждение результатов второго этапа.

Задание № 3.

3.1. Выполните эксперимент. При выполнении данного задания учащиеся работают группами по 4 человека. Каждая группа проводит по одному эксперименту.

Эксперимент Ваше предположение о том, что произойдет (гипотеза) Что наблюдали Почему так происходит?
(Если вы испытываете затруднение при ответе на данные вопросы, прочтите в учебнике параграфы № 87, 88).
Результаты обсуждения
1.Возьмите два одинаковых электрометра. Один наэлектризуйте стеклянной палочкой. Соедините наэлектризованный электрометр с не наэлектризованным электрометром проводником. Что произойдет?

Убрав соединительный проводник, разрядите один из электрометров и вновь повторите опыт. Проделав опыт 2-3 раза, сделайте вывод о том, что вы наблюдали.

       
2. Взять маленький рыхлый кусочек гигроскопической ваты массой 3-5 мг, установить полюсы электрофорной машины с промежутком 7-8- мм, зарядить ее слегка. Опустить кусочек ваты на один из полюсов. Что произойдет?

Раздвиньте полюсы машины, руку расположите на расстоянии 100 мм от полюса, поместите вату между полюсом и рукой. Что произойдет?

       
3. Пластмассовую воронку закрепить в лапке штатива над шаром электрометра. Сыпать на край воронки песок, так чтобы он скатывался по воронке в шар электрометра. Что произойдет?        
4. На сухое стекло положить лист бумаги. Несколько раз провести по бумаге валиком для фотографий. Теперь сначала лист бумаги поднесите к электрометру, а затем валик. Что произойдет?

Если бумагу и валик внести в один электроскоп, что будет?

    В результате обсуждения должен быть сформулирован закон сохранения электрического заряда и понятие – замкнутая система.
5. Нaэлeктpизyйтe двa нaдyтыx дeтcкиx вoздyшныx шapикa тpeниeм o гaзeтy. Пoдвecьтe иx pядoм нa длинныx шeлкoвыx нитяx. Что произойдет?

Потереть воздушные шары о стенку, затем оставить на стене. Что произойдет?

       

3.2. После того, как заполнены первые 4 столбца, каждая группа проводит презентацию своего эксперимента.

3.3. Результаты экспериментов обсуждаются всеми учащимися и записываются в тетрадь в виде резюме.

Задание № 4

4.1. Составить “синквейн” к слову электризация. Например:

1. электризация

2. вредная, полезная.

3. притягиваются, трутся, искрятся.

4. Сообщение телу электрического заряда.

5. Ей поддаются все тела.

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Задание № 5.

5.1. Ответьте на вопросы, проверяя правильность ответа с помощью прибора “Символ – Тест”.

1. (ВИ) Три пары легких шариков подвешены на нитях. Какая пара шариков не заряжена?

2. (ВС) Какая пара шариков имеет одноименные заряды?

3. (ВЩ) Какая пара шариков имеет разноименные заряды?

4. (СИ) Сколько существует видов зарядов?

5.(ЦД) Как взаимодействуют заряженные тела?

6.(ВЖ) Как заряжается стекло при трении о шелк?

7. (КД) Как заряжается эбонитовая палочка, потертая о мех?

8. (СК) Действие какого прибора, обнаруживающего электризацию тел, основано на взаимодействии одноименно заряженных тел?

9.(ЦК) Как называют минимальный, далее не делимый заряд?

10.(МЕ) Как называют частицу с элементарным отрицательным зарядом?

11.(ЫД) Можно ли делить электрический заряд до бесконечности? (ответьте – да, нет).

12.(УА) Есть ли предел деления заряда? (ответьте – да, нет).

13.(ШК) Назовите частицы, из которых состоит ядро атома.

14.(ПБ) Назовите атом, потерявший или присоединивший один или несколько электронов.

15. (ЖШ) Тела, обладающие зарядами 5 Кл и – 8 Кл, соединили вместе и развели. Определите заряд каждого тела? Будут ли они взаимодействовать (ответьте да или нет).

16. (ЦИ) Одинаковые металлические шарики, заряженные одноименно зарядами g и 3g, привели в соприкосновение и развели. Определите заряд каждого шарика?

5.2. Отгадайте загадки.

(ОЛ) Как солнце горит, быстрее ветра летит, по силе себе равных не имеет. (молния).

(ПА) Два брата - годами равные, характером разные (электрические заряды).

(ШО) Дарья с Марьей видятся, да не сходятся (два заряда с одинаковыми знаками).

(АШ) Хоть не собака, а кусается (электрический ток).

Итог занятия.

Все этапы урока оцениваются самим учеником (по 5-ти бальной шкале) и заносятся в контрольный лист. Это дает возможность ученику самому оценить, как он освоил данный материал (какое место принадлежит ему в рейтинге среди учеников класса) и над чем ему предстоит поработать на следующих уроках по данной теме.

Контрольный лист Ф.И.__________________________________

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5

10-14 – 3

15-17 – 4

18-20 - 5

Общее кол. баллов

Мах -20

Оценка

10-14 – 3

15-17 – 4

18-20 - 5

             

Домашняя работа – экспериментальные задания.

  1. Нaэлeктpизyйтe плacтмaccoвyю pacчecкy или линeйкy пyтeм тpeния иx o вoлocы или cyкнo. Пoднecитe нaэлeктpизoвaнноe тeло к cвoeмy нocy, нo нe кacaйтecь eгo. Объяcнитe, чтo вы oщyщaeтe, кoгдa пepeмeщaeтe нaэлeктpизoвaнноe тeло oтнocитeльнo нoca.
  2. К cлaбoй cтpye вoды из вoдoпpoвoднoгo кpaнa пoднecитe нaэлeктpизoвaннyю линeйкy (pacчecкy). Объяcнитe, пoчeмy cтpyя вoды пpитягивaeтcя к линeйкe.
  3. Пoтpитe гaзeтoй нaдyтый вoздyxoм дeтcкий вoздyшный шapик, пoднecитe eгo к пoтoлкy и oтпycтитe. Шap ocтaнeтcя виceть y пoтoлкa и мoжeт нaxoдитьcя в тaкoм пoлoжeнии cyтки. Объяcнитe этo явлeниe.
  4. Пpигoтoвьтe мaлeнький (диaмeтp дo 1 cм) pacпyшeнный кoмoчeк вaты. Нaэлeктpизyйтe плacтмaccoвyю линeйкy и пoмecтитe нa нee этoт кoмoчeк. Линeйкy peзкo вcтpяxнитe для тoгo, чтoбы кoмoчeк вaты oтcтaл oт нee. Объяcнитe, пoчeмy кycoчeк вaты пapит нaд линeйкoй.
  5. Нaбepитe нecкoлькo мягкиx и жecткиx пpeдмeтoв дoмaшнeгo oбиxoдa. Пoпpoбyйтe нaэлeктpизoвaть иx тpeниeм дpyг o дpyгa. Зaпишитe нaзвaния тex пap пpeдмeтoв, кoтopыe yдaлocь нaэлeктpизoвaть. Пoпpoбyйтe oпpeдeлить знaки зapядoв.
  6. Пoинтepecyйтecь дoмa, кaк бopoтьcя c элeктpизaциeй шeлкoвoй или нeйлoнoвoй oдeжды.

Отчеты о выполненных вами (любых трех) заданиях разместите в своей рабочей тетради либо в виде таблицы, либо в виде рассказа.

Список литературы

  1. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности М. Просвещение. 1968
  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М. Просвещение. 2004
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
  4. Л.А. Горев “Занимательные опыты по физике”.- М.: Просвещение, 1985