Социальный проект "Головушки у детушек пахнут солнышком" (проблемы детских домов)

Разделы: Классное руководство


Название нашего проекта связано с замечательным рассказом Л.Рыбиной:

Разговорилась однажды с одним немолодым уже человеком. Он вспоминал свое детство. Оттуда, из детства, в котором немало лишений, шел, тем не менее, ясный, согревающий свет. Он озарял лицо моего собеседника, рассказывающего о вещах далеко не радостных.

– Довоенные годы были тяжелыми для семьи. Отец был в заключении, работал где-то недоступно далеко на строительстве Беломор-канала. Пятеро сыновей остались на руках одной матери, да и ее целыми днями не было: пошла работать продавцом.

Младшему в семье, моему рассказчику, было три года. Босоногие, голодные мальчишки были предоставлены сами себе.

Многие взрослые люди вспоминают детство в романтическом свете, со сладкой щемящей тоской. В словах этого мужчины была не просто грусть по ушедшему и невозвратному, но ясно обозначился тот источник, из которого шел свет.

– Приходила мама поздно, усталая, но такая мягкая, нежная, целовала в головы своих грязных до неузнаваемости сыновей и с неизменным постоянством, зарываясь в наши вихры, счастливо задохнувшись, повторяла: «Головушки у детушек пахнут солнышком».

Данная работа проводилась в рамках технологии социального проектирования, предложенной зам.директора по воспитательной работе ПСОШ №2 Идт Ириной Владимировной, как современный подход в воспитании школьников старшей ступени обучения. Работа проходила в 9-х, 10-х и 11-х классах в течение ноября, декабря и января. Так как для многих классных руководителей эта технология была практически незнакома, учителя осваивали новый вид деятельности совместно со своими учениками. Проекты, выполненные учащимися нашей школы, получились разными и по тематике и по степени сложности. Но, несомненно, одно – все они способствовали формированию гражданской ответственности и сознательности учащихся, пробуждению их собственной активности, осознанию того, что они реально могут влиять на жизнь нашего общества.

На первом этапе работы в нашем классе каждая из пяти групп, работавших по методу мозгового штурма, назвала множество проблем в обществе, которые учащиеся посчитали возможным решить самостоятельно. Затем, после серьезного обсуждения, остановились на проблеме сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – воспитанников Поспелихинского детского дома. Не секрет, что эта тема является одной из самых актуальных в нашем обществе.

Только 6 детей из 50 в Поспелихинском детском доме круглые сироты. У остальных детей есть родители. Почему же они несчастны?

Первоначальная цель проекта была обозначена как материальная и моральная помощь детям Поспелихинского детского дома. Нам казалось, что им не хватает самых необходимых вещей: одежды, игрушек, что дети испытывают материальные затруднения из-за недостаточного финансирования детских домов и интернатов со стороны государства. Предполагаемым результатом проекта мы видели акцию по сбору вещей, игрушек, книг и канцелярских принадлежностей.

Мы провели анкетирование среди разных возрастных групп нашего села, встречались с социальными работниками администрации села и нашей школы, психологом, директором и сотрудниками детского дома, а также директором нашей школы. Нами были выявлены самые основные, на наш взгляд, причины роста числа брошенных детей и детей – сирот

Интересно было наблюдать, как меняется мнение учащихся по мере более глубокого проникновения в суть проблемы. После завершения первого этапа: выявления причин, знакомства с реальными условиями жизни детей в детском доме, изучения нормативных документов по правам ребенка, произошла корректировка первоначальной цели проекта:

1. Завтрашних родителей надо воспитывать уже сегодня
2. Родители, лишенные родительских прав должны нести принудительную материальную ответственность перед государством.

Исходя из этого, были намечены пути реализации проекта, спланирована работа, выбраны ответственные и обозначен предполагаемый конечный результат.

ИТОГИ ПРОЕКТА

  • Были созданы условия для осознания учащимися важности поднятой ими проблемы, которая высветила значимость семейных ценностей для человека.
  • Создан фильм о жизни детей в Поспелихинском детском доме для показа на ТВ «Поспелиха»
  • Проведена поздравительная новогодняя акция «Открытка в подарок»
  • Контакты с заинтересованными лицами и организациями были успешными, все деловые партнеры заинтересованы в решении проблемы.
  • Отправлены ОБРАЩЕНИЯ проектной группы директору ПСОШ №2 о введении факультатива «Этика и психология семейной жизни», в общественную приемную Министерства Образования РФ Министру образования Российской Федерации А.А. Фурсенко о введении предмета «Этика и психология семейной жизни» для обязательного изучения в старших классах
  • Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае Ю.А. Вислогузову о внесении в Думу предложения законодательно закрепить материальную ответственность перед государством родителей, лишенных родительских прав.
  • Подготовлена статья «Детский дом: мифы и реальность» к печати в районной газете
  • Материальные затраты были минимальными, обусловлены особенностями проекта.
  • В полной мере привлечены социально-педагогические ресурсы и помощь родительской общественности

Участие в работе по социальному проектированию позволило подросткам осознать возможность участия в решении государственных дел и влиять на жизнь в своей стране.

На наше ОБРАЩЕНИЕ мы получили официальный ответ уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Ю.А.Вислогузова, его заместитель Т.А.Шабанова приезжала к нам в Поспелиху на защиту проекта. Наш фильм о проблемах детей в детских домах послужил темой для круглого стола, проведенного Ю.А.Вислогузовым.

Приложение