Реализация рефлексивного подхода при обучении английскому языку в условиях модернизации образования

Разделы: Иностранные языки


Одной из тенденций модернизации образования является его переориентация с традиционной модели обучения ЗУНам на личностно ориентированные модели саморазвития учащихся в более широком культурном и образовательном пространстве. Эта тенденция означает поворот от объектно-субъектной парадигмы в трактовке обучения к гуманитарной, субъектно-субъектной, коммуникативно-личностной парадигме. При всей важности задач эффективного усвоения знаний и их использования на практике, все же необходимо создавать условия для саморазвивающейся личности, активно культивирующей у себя, благодаря рефлексии, свою индивидуальность, творческий потенциал и профессиональное мастерство. Таким образом к традиционным классно-урочным и лекционно-семинарным формам усвоения знаний следует добавить эмоционально-коммуникативные, рефлексивно-созидающие, социально-творческие формы взаимодействия. Образовательные учреждения должны являться гибкой социально-педагогической системой с возможностями личностно-индивидуального раскрытия активности рефлексирующего человека, осмысляющего себя и свои действия. Как пишет Д.Писарев «Желание высказаться почти всегда бывает сильнее, чем желание чему-нибудь научиться».[9]

Настоящей статьей хочется предложить уделять больше внимания культивированию интеллектуальной, личностной, коммуникативной рефлексии, для чего следует видеть в каждом учащемся, прежде всего личность, человека со своими чувствами, желаниями и возможностями, а не просто объект или материал для нашей педагогической деятельности. Преподавание иностранных языков всегда идет в авангарде современных тенденций образования, не стала исключением и проблеме формирования рефлексивного мышления при обучении иностранным языкам. Автор смеет надеяться, что представленные в Приложениях материалы будут интересны и полезны для преподавателей английского языка и помогут развитию у их учащихся такого важного для изучения иностранного языка понятия как “language learning awareness”.

Само слово рефлексия как раз пришло в русский язык из английского языка (reflection – an idea or opinion or statement resulting from deep and careful thought) [6] и является синонимом таким более привычным словам, как «обратная связь», «отдача», «самооценка и самоанализ», «взаимопонимание и взаимодействие».

К числу факторов, обусловливающих взаимопонимание и сотрудничество между людьми в общении и деятельности, следует отнести такие способы и приемы, которые способствуют пониманию одним человеком другого. Это идентификация, эмпатия и рефлексия. При идентификации человек воспроизводит образ мысли и действий своего партнера по общению, пытается познать его, пытается поставить себя на его место. В результате идентификации усваиваются нормы, ценности, установки, поведение, вкусы отражаемых или воспринимаемых лиц. Способность человека представить себе, как он воспринимается другими, называется рефлексией, а эмоциональное сопереживание или сочувствие – эмпатией.

Все эти способы являются очень важным инструментом познания человеком других людей и самого себя. Их механизмы действуют лишь в тех случаях, когда учитель является компетентным профессионалом не только в предметной области, но и в сфере психолого-педагогического анализа, проявляет себя как творческая личность, уважительно относится к опыту и достижениям других, верит в возможности учеников.

Рефлексия – размышление, самонаблюдение, самопознание, форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и законов.

Рефлексия – универсальный метод развития сознания, мировоззрения, позиции.

«Рефлексия является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности» (Ю.Н. Кулюткин).[1]

В своей книге «Урок как педагогический феномен» С.С. Татарченкова пишет, что «Рефлексия – это:

- условие, необходимое для того, чтобы каждый участник процесса обучения увидел всю организацию собственной деятельности на уроке в соответствии с целями и программой и оценил ее;
- выявление и уточнение результатов деятельности на уроке (найденные факты, сформулированные проблемы, обнаруженные различия в подходах, понимании и т.д.);
- осознание способов деятельности;
- время размышлений, когда полученная на уроке информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется;
- определение своих образовательных приращений как учеником, так и учителем».[1]

«Рефлексия – это процесс самоопределения личности. Самоопределение происходит как результат постоянного внутреннего диалога индивида. Как свидетельствуют многие фундаментальные труды известных ученых, в результате данного диалога каждый человек приходит к лучшему пониманию себя» (М.М.Бахтин, В.С. Библер).[2]

«Рефлексия – это системообразующий фактор творческого мышления, обеспечивающий не только его смысловую организацию и саморегуляцию, но и самореализацию и саморазвитие личности в конкретных условиях микроразвития мышления в процессе разрешения проблемно-конфликтной ситуации поиска ответа на вопрос» (И.Н.Семенов).[2]

Рефлексия является конечным циклом познавательной деятельности учащихся: ознакомление, осмысление, запоминание, тренировка, систематизация, применение, обобщение, рефлексия.

Рефлексия может быть двух основных видов: рефлексивная деятельность учащихся, организованная учителем, в виде самооценки своей работы на уроке или в течение всего семестра, и деятельности учителя, а также педагогическая рефлексия учителя, т.е. анализ и оценка своей деятельности на основе полученных от учащихся результатов, а также на основе самооценки и самоанализа. В этой статье хочется остановиться на механизмах выстраивания обратной связи с учащимися, что дает учителю информацию о ходе учебного процесса в целом и о результативности конкретного урока.

Обратная связь может быть невербальной, эмоциональной, основанной на наблюдениях учителя за внешними проявлениями деятельности учащихся на уроке (внимательность, сосредоточенность, заинтересованность, выражение эмоций, мимика, жесты, body language, eye contact, активность на уроке). Эта связь требует от учителя определенной педагогической техники, высокого уровня которой он может достичь в результате хорошего тренинга.

Обратная связь может быть и вербальной, получаемой либо постоянно, либо время от времени. Стоит выделить несколько видов вербальной рефлексии:

а) регулярная – получаемая постоянно в течение всего урока и, особенно, в конце его. Информация со стороны учащихся может поступать в разных формах: устные или письменные ответы на конкретно заданные учителем вопросы («Что вы узнали сегодня нового?», «Какая информация показалась наиболее значимой и интересной?», «Что осталось не совсем понятным и требует дополнительной отработки?», «Захотелось ли вам узнать дополнительную информацию по пройденному материалу?», «Где ее можно найти?»). Кроме того учащийся может провести самооценку своей деятельности на уроке, не ожидая вопросов со стороны учителя, т.е. высказать свое мнение об уроке, поделиться впечатлениями, сделать выводы, построить планы на будущее, провести параллели, рассказать, оправдались или нет его ожидания от урока, с каким чувством, «осадком» он уходит с урока.

Естественно, для того, чтобы учащийся мог так глубоко и серьезно, а главное искренне и откровенно поделиться своими мыслями и чувствами, во-первых, должна присутствовать высокая степень доверия, открытости и взаимопонимания между учеником и учителем, а во-вторых, учащийся должен серьезно и ответственно относиться к учебному процессу и владеть навыками элементарного самоанализа и самооценки, критического мышления, вдумчиво, а не механически подходить к обучению в целом. Но этому он не может научиться сам или развить эти навыки самостоятельно. Только постепенная, систематическая работа в этом направлении, проводимая в условиях психологического комфорта, доброжелательности и доверия, может привести к желаемому постоянному диалогу между учеником и учителем. Опора на знание результатов рефлексии учащихся может сформировать педагога диалогового стиля обучения, ставящего во главу угла не предмет, а ученика.

б) спонтанная, нерегулярная – реплики, мнения, суждения, сомнения, вопросы, выводы учащихся в произвольной форме. Для думающего учителя спонтанные, стихийные проявления рефлексии со стороны учащихся представляют огромную ценность и также являются богатейшим материалом для анализа своей педагогической деятельности и корректировки образовательного процесса. В некотором смысле, произвольный личностно-рефлексивный диалог более значим и искренен, чем регулярная обратная связь «по запросу». («Это изложение было сложнее, чем предыдущее», «Мне трудно говорить, я не успеваю поток своих мыслей переложить на английский язык. Письменные работы мне даются намного легче. Есть время подумать», «Я не запоминаю грамматические термины и правила, строю предложения интуитивно», «Моя речь будет понятной для носителей языка?», «Если тема мне интересна, то я рассказываю лучше»)

в) циклическая – в начале или в конце определенного цикла, этапа обучения. Как показывает практика, очень полезно и интересно провести опрос или собрать данные о новых учениках в самом начале работы с ними. Помимо анкетных данных стоит поинтересоваться предыдущим опытом изучения иностранного языка, общими ценностями в области образования, мотивированностью к изучению иностранного языка, ожидаемыми результатами. Имеет смысл проанализировать уже конкретные результаты обучения после прохождения определенной темы или модуля. В конце каждого юнита (Unit) или модуля (Module) во многих УМК есть раздел “Stop and Check” («Остановись и проверь»), который проверяет качество усвоения материала. Есть предложение добавить еще блок под названием “Stop and Think” («Остановись и подумай»), где предложить учащимся осмыслить полученную информацию и знания не только с точки зрения количества и качества, но и с позиций пользы, интереса, анализа удач и трудностей, поиска областей для улучшения, оценки динамики собственного прогресса (Приложение №2). Итогом рефлексивного взаимодействия учеников и учителя может стать устный или письменный обмен мнениями о результатах совместной деятельности в течение всего семестра или учебного года (Приложение №3).

г) тематическая – рассматривающая отдельные вопросы учебного процесса или анализирующая изучение конкретных языковых навыков (skills). К первой группе можно отнести рефлексивные размышления учащихся на такие волнующие темы, как выставление оценок, исправление ошибок. Не стоит бояться или обходить такую тему, как роль личности учителя в образовательном процессе. Это примеры, так называемой, надпредметной рефлексии (Приложение №4).

Говоря об изучении иностранного языка, следует отдельно рассмотреть овладение всеми навыками, а именно speaking, listening, pronunciation, grammar, writing, vocabulary, reading. Это позволит учащимся проанализировать каждый аспект изучения языка и сконцентрировать свои усилия на наиболее проблемных навыках, а также выгодно проявлять себя в том, что лучше дается. Лингвистическая рефлексия поможет им организовывать свое самостоятельное изучение языка, работу со словарями и другой информационно-справочной литературой (Приложение №1).

Формы предъявления рефлексии и психолого-педагогические методы получения рефлексивной поддержки от учащихся могут быть разными:

  1. Устная форма: диалог между одним учеником и учителем, диалог между двумя учениками, отдельные реплики со стороны разных учеников, полилог в виде беседы или обсуждения, игровые методы - игрорефлексика («Представьте себе, что вы директор ОУ, чтобы вы изменили в образовательном процессе?», круглый стол – «Вечер вопросов и ответов» - ученики задают вопросы учителю, возможно, на иностранном языке).
  2. Письменная форма: анкетирование и опросы с использованием различных методик: ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени важности, согласие \ несогласие с утверждениями. Графические, схематические способы представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм. Творческие задания, например задание написать статью на Интернет-сайт о курсах, о школе, написать рецензию о прочитанной книге, просмотренном фильме, спектакле, с обязательным подключением личностного опыта, индивидуального анализа; написать сочинение “Learning English – my joys and problems”. В заданиях такого типа «информ-» и «компьютер-педагогика» переплетаются с «культур-педагогикой» как совокупностью рефлексивных психолого-педагогических воздействий, производных от смыслового потенциала произведений литературы, искусства и науки».

Отдельно хочется остановиться на культурной рефлексии при изучении иностранного языка. Для осуществления процесса культурного самоопределения личности посредством иностранного языка, необходимо по мере изучения материала о культурах стран иностранного языка создать условия с тем, чтобы каждый обучающийся смог рефлексировать на свою собственную культуру и на самого себя. Этим он будет определять свое место в спектре изучаемых культур, постигать общечеловеческие ценности, а также осознавать свою роль и функцию в глобальных общечеловеческих процессах. Именно через культурную рефлексию обучающийся сможет прийти к осознанию себя в качестве культурно-исторического субъекта, субъекта диалога культур с многогрупповой принадлежностью.

Очевидно, что рефлексия для большинства обучающихся при изучении иностранного языка и культуры может быть методически организована посредством заданий. В этой связи принцип культурной рефлексии обнаруживается при составлении проблемных заданий и разработке УМК по иностранному языку.

Методический принцип культурной рефлексии может лечь в основу разработки пяти типов проблемных культуроведческих заданий, направленных на поликультурное развитие учащихся средствами иностранного языка. К таким типам предлагается относить задания на:

- осознание учащимися себя в качестве поликультурных субъектов в родной среде;
- понимание того, что групповая принадлежность изменяется в зависимости от контекста коммуникации и интеракции (в одной ситуации человек выступает в качестве представителя определенной профессии, в другой – представителя страны, в третьей – социального класса, в четвертой – вероисповедания и т.п.);
- выявление учащимися культурных сходств между представителями различных культурных групп стран изучаемого языка с целью расширения рамок собственной групповой принадлежности за пределы политических границ стран иностранного языка (например, занятие учащимися России и Великобритании одними и теми же видами спорта, сходство в проведении досуга, желании получить высшее образование, обрести самостоятельность и т.п.);
- определение учащимися своего места, роли и значимости, а также развитие ответственности в глобальных общечеловеческих процессах (например, участие в мероприятиях экологических организаций своего города, стремление участвовать в политической жизни страны;
- инициацию и принятие участия в действиях против культурной агрессии, культурной дискриминации и культурного вандализма.

Таким образом, принцип культурной рефлексии создает условия для культурного самоопределения обучающихся в условиях языкового поликультурного образования.

Выбор видов и форм работы, которые помогают учащимся приобретать опыт оценки и самооценки, конечно же, остается за учителем. Роль учителя в становлении опыта экспертной деятельности учащихся очень велика. Не менее важно и для самого учителя знание результатов рефлексии учащихся. Если учителю удается сделать обзор рефлексивного мышления учащихся, провести рефлексивно-педагогический анализ затруднений учащихся, то он может увидеть своих учеников другими глазами и на себя взглянуть с точки зрения учеников. Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования поможет выработке у учеников особого вкуса к рефлексивному самоанализу, а учителю будет легче увидеть проблемы, требующие разрешения.

Содружество учителя и ученика и соединение результатов рефлексии обязательно приведут к качественному изменению процесса обучения. Современному образованию нужен учитель, способный понимать внутренний мир ученика и активно воздействовать на него. Профессор В.Г. Воронцова отмечает, что «педагогические успехи определяются положительной Я-концепцией учителя, его эмоциональной стабильностью, способностью проявлять тепло и заинтересованность в судьбе ученика, личностной зрелостью, социальной ответственностью».[1]

Для реализации рефлексивного подхода очень важная роль отводится педагогике альтернативности – учитель предлагает различные пути, способы достижения образовательных целей, выбор за учеником. Право выбора формирует такие важнейшие навыки у учащихся как: независимость и оригинальность суждений, способность к самоопределению, ответственность за сделанный выбор. В рамках обучения иностранному языку стоит согласовывать с учащимися выбор учебного пособия, книги для уроков Домашнего чтения, видеофильмов для совместного просмотра, песен, статей из газет и журналов и другого учебного материала. Чаще следует давать две и более тем для сочинений и устных сообщений, а также дифференцированно и вариативно подходить к заданиям для самостоятельной и домашней работы. Не нужно бояться поделиться частью своих полномочий и властью над ходом учебного процесса с его непосредственными участниками. Не стоит также забывать, что чем больше требований мы предъявляем к учащимся, тем больше они сопротивляются. Аналогичная мысль заложена в высказывание “Nothing taught by force stays in the soul”( Plato).[5]

Демократичный учитель умеет воспринимать мысли и пожелания учащихся, реагирует на их чувства и пожелания и отвечает на их вопросы.

Для развития рефлексивно-критического мышления как компонента образования преподаватель никогда не должен сам сравнивать результаты и достижения учащихся между собой, а отмечать только прогресс или спад личных образовательных достижений каждого ученика. Преподаватель должен оценивать не только результаты, но и динамику и всегда ставить оценку с перспективой. Это наиболее продуктивный и психологически корректный способ оценки. Сравнивать свои результаты с другими учащимися и позиционировать себя в коллективе может только сам учащийся. Рефлексирующее осмысление своей собственной образовательной деятельности и ее результатов в сравнении и сопоставлении с другими участниками образовательного процесса часто имеет стимулирующее значение, побуждающее к постоянной и продуктивной внутренней работе над собой. Выводы на основе самооценки и внутренней дискуссии не дают расслабиться, держат в постоянном интеллектуальном тонусе, мотивируют на новые достижения, что способствует развитию целостной, творческой индивидуальности и направлены на построение пространства саморазвития.

Личность с развитой рефлексивной культурой можно охарактеризовать следующими качественными характеристиками:

  1. Творческие способности: креативность, оригинальность, гибкость, любознательность, воображение.
  2. Духовные интересы и потребности: увлеченность делом, высокая мотивация, потребность в саморазвитии, самосовершенствовании.
  3. Позитивная «Я-конценция», уверенность в себе, готовность к самоопределению и самореализации, сформированность адекватной самооценки, позитивное самоотношение.
  4. Самостоятельность, социальная активность и ответственность, социальная направленность, способность к самоорганизации, готовность самостоятельно принимать решения и отвечать за свои действия, стремление активно участвовать в общественной жизни.
  5. Готовность к присвоению и сохранению социальных норм и ценностей культуры, ценностному самоопределению в различных ее сферах, сформированность ценностного отношения к окружающим людям, к искусству, природе, своей стране и другим странам.
  6. Готовность к пониманию, принятию других людей, сотрудничеству с ними, умению соотносить свои ценности с ценностями других людей, умение видеть позитивное в окружающих, готовность помогать и поддерживать.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что побуждение учащегося к выражению своего внутреннего мира – это первый шаг к субъективности в образовании, а обеспечение субъективности ученика в образовательном процессе – это важнейшее условие развития его индивидуальности. Пожалуй, наиболее трудной практической задачей педагогики является пробуждение в человеке его творческих возможностей, формирование его «Я»-созидающего начала, развитие рефлексивного потенциала. Решение проблемы надо искать в преодолении формализма, закрытости и консервативности традиционной системы образования, нацеливании ее на создание условий для самоактуализации человеком своих ценностей. Важнейшую роль при этом играет повышение рефлексивной культуры педагогов и управленцев в системе образования.

Литература

  1. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. Каро.СПб. 2005
  2. Крылова Н.Б. Новые ценности образования. Принцип дополнительности. М. НПО «Школа самоопределения» выпуск 4(28), 2006
  3. «Иностранные языки в школе» - научно-методический журнал №4 2006
  4. Гроза О.Л. и др. New Millennium English, Student’s book 11, Титул, 2002
  5. Jereme Harmer Just Right intermediate Workbook. Marshall Cavendish 2004
  6. Michael Harris и др. New Opportunities pre-intermediate Student’s book. Longman 2006
  7. English Learner’s Digest №20 2006
  8. Dictionary of English Language and Culture Longman 1992
  9. «От чайника до начальника» № 3(7) 2002