Организация проведения контроля преемственности начального и среднего звена школы в обучении и воспитании учащихся

Разделы: Администрирование школы


Одна из болевых точек учебного процесса в школе – это адаптация пятиклассников, так как переход учащихся из начального звена обучения в среднее звено вносит изменения в привычную школьную жизнь:

  • кабинетная система и много учителей предметников;
  • увеличивается количество изучаемых предметов, появляются новые виды домашних заданий;
  • приемы работы на уроке, отличные от начальной школы;
  • сложность адаптации к учителям.

Все эти причины приводят к переутомлению детей, возрастанию состояния стресса, снижения успеваемости.

Избежать некоторых проблем помогают:

  • изучение классного коллектива 4-го класса будущим классным руководителем,
  • посещение уроков в начальной школе будущих учителей-предметников,
  • составление сенсорных карт восприятия окружающего мира учащихся и использование их при проведении уроков,
  • выявление типов познавательной активности учащихся с целью активизации познавательной деятельности “слабых” учащихся,
  • знание психологических особенностей подросткового возраста.

Контроль по преемственности обучения в 5-ых классах проводится в нашей школе во второй половине октября.

Цели контроля:

  • итоги адаптации в среднем звене обучения;
  • уровень базовых знаний 1 ступени обучения;
  • стабильность результатов обучения;
  • работа учителя по повышению уровня познавательной активности обучения.

Документация, сопровождающая контроль:

  • приказ о проведении контроля по преемственности в 5-х классах,
  • рекомендации по проведению контроля,
  • памятка классному руководителю 5-го класса (приложение 1),
  • характеристика классного коллектива (в помощь учителю 5-го класса) (приложение 2),
  • рекомендации учителю, работающему с пятиклассниками (приложение 3),
  • аудиалы, визуалы и кинестеты: учет особенностей каждого типа (приложение 4),
  • типы познавательной активности: рекомендуемые методы, средства и формы обучения (приложение 5),
  • памятка проверяющему (приложение 6),
  • возрастная психология, социально-психологический статус учащегося 5-го класса (приложение 7),
  • возрастные особенности учащихся, 5–11 классы (приложение 8),
  • приказ по итогам контроля по преемственности в 5-х классах.

Литература:

  1. Е. Коротаева “Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия”. Ж. Директор школы № 9, 2000 г.
  2. В. С. Демиховский “О преемственности начальной и средней школы”. Ж. Завуч № 5 1999 г.
  3. Н. В. Рагозинская “Преемственность между начальным и основным общим образованием”. Ж. Завуч № 4 2000 г.
  4. Г. А. Баева, И. Н. Сбитнева, А. А. Колмогорова “Подготовка и проведение педагогического консилиума по проблемам преемственности”. Ж. Завуч № 1 2006 г.
  5. Линда Лойд “Школьная магия”. Москва 1982 г.
  6. Р. С. Немов “Психология”. Москва “Просвещение”, 1995 г.