"Путешествие в Звукобуквию" (букварь-тетрадь, пособие по обучению дошкольников чтению)

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


В настоящее время содержание учебных программ начальной школы (в частности, в 1 классе) предъявляет достаточно жёсткие требования к ребёнку. Будущий первоклассник должен быть готов к школе. Решением этой проблемы является дошкольная подготовка.

При гимназии №92 г. Санкт-Петербурга создана Студия Раннего Развития детей “Ладушки”. Цель занятий в группах “Ладушки” – подготовка будущих первоклассников. Уровень подготовки детей предполагает поступление в выбранное их родителями учебное заведение: лицей, гимназию, специальную школу с углублённым изучением иностранных языков и в дальнейшем успешное обучение по учебной программе, реализуемой данным учебным заведением. Поступающие в такие школы дети должны быть хорошо подготовлены, т. к. им предстоит учиться на повышенном уровне. И не просто учиться, а быть успешными.

Чтобы родители приводили своих детей, даже посещающих детский сад, именно в “Ладушки”, необходимо соответствовать требованиям вести занятия на достаточно высоком уровне сложности с минимальными трудностями для детей, т. е. доступными формами и очень тщательно отбирая учебный материал и выбирая методики обучения.

Важнейшая задача – привлечь малышей. Обучение для них должно стать интересным, захватывающим, весёлым, в игровой форме, комфортным, доступным по возрасту, повышенным по уровню и лучше, чем в детском саду. Выполнение этой задачи потребовало провести большую работу по тщательному отбору содержания учебного материала и методов проведения занятий, выбору технологий уроков с учётом ошибок, выявления причин недочётов и анализа полученных результатов.

Для достижения большего эффекта я систематически изучала литературу по психологии возрастных особенностей дошкольников, рождённых на стыке столетий и даже тысячелетий (т. е. гиперактивных); постоянно знакомилась с методической литературой не только для учителей, но и для воспитателей детских садов; изучала опыт работы педагогов, посещала уроки, занятия в дошкольных образовательных учреждениях, частных школах.

При подготовке к занятиям надо было обязательно учитывать особенности обучения шестилеток: 30-минутные уроки, безотметочное обучение, разный уровень развития детей, занятия в вечернее время и т. д. Поэтому возникла необходимость подбирать и придумывать такой дидактический материал, чтобы занятия по обучению грамоте проходили увлекательно, комфортно и эффективно.

После проведённой работы были сделаны следующие выводы.

Большинство детей с радостью идёт в школу. Но через короткий промежуток времени у многих первоклассников интерес к обучению в школе быстро гаснет. Основная причина этого кроется в перегрузке первоклассников. С началом обучения в школе у детей одновременно возникает множество проблем. Учащимся необходимо установить контакт с новыми взрослыми (учителями и другими сотрудниками школы). У детей могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками в новом коллективе. Но самые существенные трудности появляются при обучении чтению и письму. При этом “помощь” родителей часто приобретает такие формы давления, которые порой ускоряют возникновение и развитие негативного отношения к процессу обучения вообще. Дети не всегда в состоянии справиться с нарастающим комом проблем, что часто приводит к школьным неврозам.

Чтобы помочь малышам избежать сложностей адаптации к обучению в школе, максимально облегчить этот процесс и снизить нагрузку первоклассников, я стала с 5-6 лет обучать их чтению и готовить руку к письму. Причем делаю это через активные формы обучения и игру.

Научившись читать в 5-6 лет, малыш имеет возможность не спеша совершенствовать свой навык, регулируя этот процесс в соответствии со своими индивидуальными возможностями, темпом и желаниями.

Чтобы процесс обучения был успешным, надо сформировать устойчивый интерес и положительную мотивацию:

  1. Познавательный мотив (научиться читать, чтобы узнавать новое, интересное)
  2. Перспективный мотив (научиться читать, чтобы было легко и интересно получать знания по всем школьным предметам)
  3. Мотив личностного роста (научиться читать, чтобы стать таким же, как взрослые, чтобы похвалили)
  4. Деятельностный мотив (научиться читать, чтобы можно было поиграть в игры, где надо уметь читать)
  5. Мотив общения со сверстниками (научиться читать, чтобы уметь общаться, говорить о прочитанном, высказывать свои мысли)

Так появилось “Путешествие в Звукобуквию” - учебное пособие, букварь-тетрадь для обучения детей чтению в игровой, занимательной форме.

Задания, предложенные в этом пособии, дети выполняют с большим удовольствием.

Цель путешествия по Звукобуквии – добраться до замка доброй феи Грамоты, преодолевая во время пути всевозможные препятствия. Дети не должны попасть в подземелье злых ошибок. Им необходимо выполнять все задания так, чтобы бдительные стражники открыли волшебные ворота для продолжения путешествия. Злой Буквоед, противный Звукомор и их коварные помощники всё время стремятся помешать детям стать грамотными, а фея Грамота помогает преодолевать трудности, надо только быть очень внимательными и обнаружить её подсказку. Во время путешествия малыши знакомятся с волшебником Ударением и другими сказочными жителями Звукобуквии (весёлыми Человечками-звуками, Гласными-сестрёнками, разнообразными Согласными – дружными братьями и необщительными одиночками, изменчивыми и стойкими; неразлучными Слияниями, многообразными Слогами, дружными Знаками Препинания, строгим Алфавитом, уважаемым Словом, важным Предложением, государыней Речью...). Странствуя по сказочному государству, дети узнают основные законы, по которым надо жить в стране волшебницы Грамоты: Заглавная буква в именах, фамилиях, географических названиях, в начале предложения...; слогообразующая Роль гласных; Речь (устная и письменная) состоит из предложений, Предложение состоит из слов, Слово состоит из слогов, Слог состоит из звуков или букв; отличие Звука от буквы; Правила хитрого звука-невидимки “Й”…

Самое главное в этой работе: разумное сочетание набора и количества занимательного материала, чтобы не было перебора, только одной игры, не ушло содержание обучения.

На первом занятии дети знакомятся с правилами учеников, учатся готовить своё рабочее место к уроку и содержать его в порядке.

Тема этого урока: Наша речь. Речь устная и письменная. Речевой звук. Звук “А”, Буква “А”. А уже на втором уроке малыши, познакомившись с буквой Я, должны правильно прочитать песенку волшебницы Грамоты. Песенка состоит из сказочных слов, образованных всего из двух чередующихся изученных букв А и Я. Маленькие ученики не пугаются слову “прочитать”, они хотят “спеть” сочетания знакомых букв, чтобы открылись Волшебные ворота.

“Путешествие в Звукобуквию” включает в себя обучение грамоте, подготовку к обучению письму; развитие речи, внимания, наглядно-образного мышления; тренировку логического мышления, памяти и воображения; способствует формированию навыков учебной деятельности, творческих способностей и умения работать по инструкции (алгоритму). Оно нацелено на разностороннее развитие ребёнка. Включаясь в забавные игры со словесным и письменным материалом, малыши не замечают, как у них формируется целый ряд важнейших операций, которые лежат в основе чтения. Детям приходится “спасать” слова, которые заколдовали Звукомор и Буквоед (“вставить” в специальное окошечко пропущенную букву, заменить “заблудившуюся” букву или “заигравшийся в прятки” звук, поменять буквы местами и прочитать получившееся слово, заменить в слове одну букву и получить другое по значению слово, применить “свойство” парных согласных и образовать другие слова...). На каждом уроке дети упражняются в чтении слияний с буквой-“именинницей”: ходят в “гости”, отправляются в “полёт”, на балу “кружатся в танце”, “покоряют” очередную горную вершину, работают с “чистоговорками”... Ребята “решают” примеры на сложение, записывают и читают получившиеся в ответе слова. Почти на каждом уроке маленьким ученикам встречаются упражнения на различение слов только постановкой ударения (мы уже? пришли – эта лента у?же). Дети отгадывают загадки, исправляют тексты (возвращают слова на свои места, вставляют пропущенные буквы, слова, знаки препинания, находят ошибки...). На страничке “Буква М” (Приложение) представлены некоторые из вышеописанных заданий.

При изучении каждой новой буквы дети знакомятся с фонетическими особенностями звуков, которые данная буква обозначает; выполняют фонетический разбор слов по алгоритму-стихотворению. Малышам предлагается поиграть в игру “Наборщик” со словом, в котором есть буква-именинница”. Знакомство с новым термином или понятием сопровождается заучиванием стихотворения. Так дети узнают, что такое звук, гласные, слоги, ударение и его важность, ударный слог, буква, алфавит, согласные, слияние, схема слияния… Знакомство с русским алфавитом и знаками препинания происходит тоже с помощью разучивания стихов.

Для изучения звука “Й” предусмотрено несколько уроков (Буква “Й”, Звук-невидимка, разделительные “Ь” и “Ъ” знаки). После знакомства с буквой “Й” учащиеся узнают, куда может спрятаться звук-невидимка “Й” (чтение слов с йотированными гласными, соотнесение количества звуков и букв в таких словах, выяснение местонахождения этих гласных, упражнения в чтении типа: я полю грядки, затем их полью; он сел за стол и съел суп...)

Примерная схема этапов занятия:

  1. Повторение изученного на предыдущем уроке (устный опрос и чтение странички с изучаемой буквой).
  2. Знакомство с новым понятием (разучивание стихотворения).
  3. Работа над новым звуком (отгадывание загадки, выделение изучаемого звука в слове, выяснение его фонетических особенностей...)
  4. Знакомство с новой буквой (стихи, демонстрация, запись по стрелочкам и точкам...)
  5. Упражнения в чтении слияний, слов, предложений, текста с данной буквой, занимательное чтение.
  6. Закрепление пройденного и работа с текстами для дополнительного чтения.

На изучение гласных отводится по одному уроку, а на изучение согласных – по два.

Кратко основные цели данного учебного пособия можно сформулировать следующим образом:

  1. Начальный этап в формировании у детей правильного типа читательской деятельности.
  2. Ознакомление с некоторыми языковыми явлениями (пропедевтика изучения русского языка, как учебного предмета в области фонетики, графики, лексики, синтаксиса, пунктуации и т. д.)
  3. Обогащение словарного запаса детей.
  4. Знакомство с некоторыми терминами (звук, гласный и согласный, сонорный и шумный, звонкий и глухой, твёрдый и мягкий, парный и непарный, буква, заглавная буква, слияние, схема слияния, слог, слово, предложение, текст, заглавие, красная строка, абзац, речь устная и письменная, ударение, ударный и безударный слоги...)
  5. Повышение интереса к чтению, развитие желания читать.

Работа над созданием данного пособия продолжалась 5 лет. В данное время весь материал отобран, систематизирован, отработан на практике.

Многие упражнения можно использовать в начальной школе, изменив или усложнив задание. Теперь работаю над созданием методических рекомендаций для учителей, чтобы они могли использовать мой опыт в своей работе.