Тепловое действие тока. Закон Джоуля–Ленца

Разделы: Физика


Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представления о тепловом действии электрического тока и его причинах; установления количественного закона теплового действия тока и его применения на практике.

Задачи

  • Образовательные
    • Содействовать формированию у учащихся представления о тепловом действии электрического тока и его причинах.
    • Вывести закона Джоуля-Ленца.
    • Содействовать в понимании практической значимости данной темы.
  • Развивающие
    • Развивать интеллектуальных умений учащихся (наблюдать, сравнивать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, размышлять, анализировать, делать выводы)
  • Воспитательные.
    • Формировать коммуникативных умений учащихся.

Урок является отражением работы по методической теме: “Применение активных форм познавательной деятельности учащихся на уроке”.

Оборудование к занятию:

  • Карточки с задачами (Приложение 1).
  • Ответы к задачам на обратной стороне доски.

Оборудование на партах: низковольтные лампы на подставке – 4 шт., 2 ключа, соединительные провода, 2 источника тока.

При изучении данной темы, учащиеся могут активно использовать знания, полученные ими при изучении курса физики 8 класса.

План проведения занятия

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Полученный результат
1.Организационный Приветствие, формулировка темы урока, плана работы Готовятся к работе Принятие темы урока
2. Вход в урок.

Организация повторения

Предлагает учащимся задачи разного уровня сложности по пройденной ранее теме. К доске приглашает трех учеников для решения задач.

Решенные задачи комментирует.

Получают карточку с тремя задачами. Каждый выбирает одну из предложенных задач, в зависимости от уровня усвоения темы. 3 ученика работают самостоятельно у доски, остальные решают задачу в тетрадях. Если ученик решил задачу на месте раньше, чем у доски, то можно сверить ответ. При условии, что получен верный ответ, можно решить задачу следующего уровня. На доске приведено решение трех задач, в тетрадях решена как минимум одна задача. Решение задач прокомментировано.
3.Актуа-лизация знаний. Подготовка учащихся к активному восприятию, усвоению знаний (фронтальный опрос) Предлагает учащимся ответить на вопросы.

- Какое устройство называют резистором?

- Для каких целей резисторы можно включать в цепь, соединяя их различными способами?

- Приведите примеры различного соединения потребителей тока, с которыми вы встречались в быту.

- На каком физическом явлении основано действие этих приборов?

- Назовите еще устройства и приборы, в которых используется тепловое действие электрического тока.

Предполагаемые ответы:

- Проводник постоянного сопротивления.

- С целью изменения сопротивления, а следовательно силы тока и напряжения на отдельных участках цепи.

- Люстры, гирлянды, электрические конфорки и т.д.

- Тепловое действие тока - при прохождении тока, проводники нагреваются.

- Кипятильник, паяльник, фен и т.д.

Учащиеся готовы к восприятию новой темы. Показана значимость изучения данной темы.
4. Изучение нового материала. Формирование новых знаний (эвристическая беседа) Обобщает.

Итак, электрический ток оказывает тепловое действие. Какова причина этого действия? Предлагает выяснить на примере металлических проводников.

В результате столкновений электронов с ионами кристаллической решетки, ионы получают дополнительный импульс от электронов, что увеличивает амплитуду колебания ионов, среднюю кинетическую энергию решетки, а следовательно, и температуру проводника.

Предлагает вопросы для обсуждения:

- К чему приводит нагревание проводника?

- Как определить количество теплоты, выделяющееся при этом?

К доске приглашает учащегося для вывода формулы (закона Джоуля– Ленца)

Сообщает, что честь открытия количественного закона теплового действия тока принадлежит английскому физику Джеймсу Прескотту Джоулю (1818–1889 гг.). В 1841 г. он установил, что количество теплоты, выделяющееся в проводнике, прямо пропорционально его сопротивлению и квадрату силы тока. Независимо от Джоуля российский физик Эмилий Христианович Ленц (1804-1865 гг.) в 1842 г. нашел ту же закономерность, позднее она получила название закона Джоуля–Ленца.

Просит ответить на вопросы:

- Какие еще законы физики носят двойное название?

- А если в электрической цепи несколько потребителей, то какой из них выделит большее количество теплоты?

Предлагает проверить это на практике. С помощью имеющегося на столах оборудования, просит учащихся выяснить зависимость выделившейся энергии от сопротивления лампы при последовательном и параллельном соединении ламп.

Организует обсуждение результатов.

 

 

Важной характеристикой электрического прибора является энергия, потребленная им в единицу времени, т.е. мощность. Каков физический смысл этой величины? Какова формула для расчета мощности, в каких единицах выражается эта величина?

Рассуждают, вспоминая строение металлов, изображая схему строения металлов на доске и в тетрадях. Объясняют нагревание проводника столкновениями электронов с ионами.

 

 

 

 

 

 

 

Выделяется теплота Q.

 

На доске записывает учащийся:

= 1А·В·с = 1Дж

Оформляют записи в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

Бойля–Мариотта,

Менделеева–Клапейрона.

Выдвигают предположения.

 

Работают в парах: чертят схемы цепей (последовательное и параллельное соединение ламп), собирают цепи, применяя законы последовательного и параллельного соединения проводников, выявляют зависимость Q от R при разных соединениях ламп.

При последовательном соединении проводников большее количество теплоты Q выделит тот проводник, сопротивление которого больше: Q~R, при параллельном соединении: Q~1/R.

На доске записывает учащийся:

Оформляют записи в тетрадях.

Приходят к пониманию причин теплового действия тока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выведен закон Джоуля–Ленца - количественный закон теплового действия тока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ввели понятие мощности тока, формулу для определения мощности, единицы измерения.

5. Закрепление полученных знаний Предлагает решить задачу. Вы проводите каникулы в деревне (или на загородной даче). Единственная самодельная электрическая плитка, изготовленная вашим дедушкой, вышла из строя (перегорела спираль). Вам срочно нужна новая спираль. Проверив дедушкин сундук, вы обнаруживаете 3 одинаковых куска подходящей проволоки. Как вы соедините их, чтобы получить спираль возможно большей мощности?

Организует обсуждение результатов, формулирование выводов.

Какие меры безопасности нужно предусмотреть перед использованием этой плиты?

2-3 минуты обсуждают в группах (по 4 человека), выдвигают гипотезы, подтверждают теоретическими обоснованиями.

Получают следующие выводы:

при параллельном соединении проволок, мощность спирали: , при последовательном соединении: , при смешанном соединении:

Высказывают предложения.

При параллельном соединении проволок, мощность спирали наибольшая.
6. Рефлексия Что нового узнали? Чему научились?

Какой новый опыт приобрели?

Какие проблемные вопросы были поставлены на уроке?

Удалось ли их решить?

Выставление оценок и отметок.

Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы.  
7. Постановка домашнего задания § 14 рассчитать потребляемую каждым из резисторов мощность тока (по условию задачи, решенной в начале урока), составить краткий опорный конспект по теме “Законы постоянного тока” Записывают домашнее задание.