Информационные технологии на уроках русского языка. Урок закрепления знаний по теме: "Лексика и фразеология". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков.

Цель урока: закрепление понятия о лексикологии как разделе науки о языке, различение слов русского языка по сфере употребления, обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения пользоваться справочной литературой, различными типами толковых словарей.

Оборудование: раздаточный материал ,словари различных типов, дополнительная литература, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя и учащихся Примечания Время (мин.)
1 Экспресс-опрос Фронтальный опрос. Воспроизведение усвоенных накануне теоретических сведений. Учащимся дается задание определить слова по их Л.З.(пишем словарный диктант)   5
2 Закрепление материала. Подготовка к тесту. Просмотр слайдов по теме урока. Индивидуальная работа по карточкам. Учащимся предлагается подобрать примеры к разным группам слов, найти синонимы, антонимы, омонимы, привести примеры метафор. Приложение 1

Презентация Слайды № 1-7

(Приложение)

10
3 Работа со словарями Проанализировать, как построена статья толкового словаря. Работа в группах.

Предлагаю прослушать отрывок из свода правил этикета XVIII в. “Юности честное зерцало” и ответить на вопросы.

Чтение отрывка из стихотворения С.Есенина “В хате”, выяснение значений диалектных слов.

Выполняем упр.72(определяем, какими путями приходят в язык заимствованные слова, проверяем себя по “Толковому словарю”.

Заслушиваем сообщения групп на тему: “Что мне поведал школьный толковый словарь о словах…”

Игра “Отгадайте, о человеке какой профессии идет речь?” Приведите доказательства.

Приложение 2

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд№11-12

Слайд № 13

25
4 Беседа Проясняем вопросы, возникшие при изучении темы “Фразеология.”Работа со слайдами: как вы понимаете эти выражения? Приведите примеры фразеологизмов. Вопрос-шутка: сколько фразеологизмов спрятано в тексте?

Упражнение 85.

Слайд №14-15

Приложение 2

15
5 Выполним тест Самостоятельная работа. Учащиеся работают за компьютером в парах. Ввод ответов на вопросы осуществляется путем выбора правильного ответа из списка. Приложение 3

Тест.

15
6 Подведение итогов. Подводим итоги урока. Выставление оценок. Рекомендуемая литература.   5
7 Дифференцированное домашнее задание. Представление домашнего задания:
  • упр. 92, 93
  • подготовить сообщение о происхождении слов, связанных с темами: школа(портфель, тетрадь, шпаргалка);
  • подобрать 3-4 статьи из книги Э. Вартаньяна “ Почему мы так говорим?”
  • сделать свои рисунки к фразеологизмам;
  • создать ученический словарь(синонимов, антонимов и т.п.)
  5

Рекомендуемая литература:

  1. Успенский Вартаньян Э. Путешествие в слово. Из жизни слов. Почему мы так говорим? Рождение слова.
  2. Сергеев В. Новые значения старых слов.
  3. Кобяков Д. Приключения слов.