Компетентностный подход в обучении русскому языку

Разделы: Русский язык


Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки. Неслучайно государственный образовательный стандарт ориентирует учителя на формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности.

В связи с этим в федеральном базовом компоненте образования и объяснительных записках к программе по русскому языку появилось понятие “компетенция”, которое употребляется применительно к целям обучения. Через это понятие определяются обобщенные структуры содержания обучения русскому языку. Научить русскому языку - значит обеспечить формирование компетенций: лингвистической, правописной, коммуникативной. Одной из приоритетных компетенций, на мой взгляд, является коммуникативная, так как язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Отсюда коммуникативная компетенция – выбор и реализация программ речевого общения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной речевой ситуации (совокупность конкретных экстралингвистических факторов, вовлекающих людей в языковую коммуникацию и определяют их речевое поведение): умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, возникающих у учащихся до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации.

Как же научить учащихся пользоваться единицами языка, применять полученные знания и умения в собственной речи, в том числе в профессионально ориентированной сфере?

Технология коммуникативного обучения – обучение на основе общения – позволяет успешно развивать и совершенствовать способность учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации, то есть сформировать коммуникативную компетенцию как одну из ключевых компетенций личности. Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения.

Работая над коммуникативным аспектом преподавания русского языка в школе, пришла к системному видению курса русской грамматики во взаимосвязи всех его разделов с курсом литературы, что позволяло широко использовать интегрированный курс “Речь и культура общения” (Региональный компонент ГОС). Развивая лингвистическую, правописную, коммуникативную компетенции, я разработала задания, помогающие определить уровень их на каждой ступени развития. На каждом уровне задания были разные: учащиеся вырабатывали навык создания текста от простого к более сложному. Например, 1 уровень (5-6кл.) - творческая устная или письменная работа (сочинение лингвистической сказки, веселого рассказа); При оценке учитывается умение делать текст связным ,тематически единым, композиционно оформленным. 2 уровень (7-9 кл.) - изложение, рецензия, устный ответ. Оценивается логика, авторство, стиль, уместность; 3 уровень (9-11кл.) - защита реферата, создание проектов, сочинение на литературную тему.

Коммуникативное обучение - это такой способ организации образовательного процесса, при котором отношения между учителем и учениками основаны на сотрудничестве, равноправном речевом партнерстве. При таких отношениях учеников и учителя возникает вопрос, как оценивать учащихся, исправлять их ошибки? Вот здесь-то и необходима способность обучающихся к рефлексии.

Переход из начальной школы в среднее звено всегда процесс очень сложный: нужно закрепить основы самостоятельности, умения учиться, навыки общения и сотрудничества. Именно в этот период ребенок нуждается в самооценке, самоутверждении, и, самореализации. Развитие этих навыков позволяет сделать переход в новую психологическую зону более мягким и результативным. Для этого нужны четкие критерии контроля и оценки, что позволит организовать рефлексивную деятельность учащихся.

На уроках русского языка пятиклассники начали оценивать свои работы по следующим критериям:

- правильность - доказательность
полнота - логичность
четкость - самостоятельность.

На следующем этапе для дальнейшей выработки само и взаимоконтроля разработала оценочные листы, в которых фиксировались результаты не только в виде отметок, но и в виде небольшой рецензии. Записанная словесная самооценка стимулировала процесс осмысления и формулирования вывода, следовало более подробно выяснить основания своих знаний и действий, понять причины неудач и наметить пути их устранения, т. е. привести в работу рефлексию. Именно эти навыки, заложенные в среднем звене, помогают сегодняшним старшеклассникам быть успешными в учебном процессе
Высказывая устно или письменно оценочные суждения в адрес себя или товарища, ученик развивал и речевые умения: умение создавать собственный текст - рассуждение, способность свободно и правильно излагать свои мысли, следование нормам построения текста высказывания (тезис доказательство - вывод), соблюдение норм речевого этикета, овладение коммуникативными навыками.

В 10кл. учащиеся способны осуществлять самооценку в соответствии с предложенными критериями, которая помогает оценить состояние информационно-методологической компетентности

Критерии самооценки устного ответа.

1. Адекватность ответа, соответствие ответа вопросу (является ли написанный текст ответом на вопрос).

2. Аргументированность, обоснованность ответа.

3. Использование различных источников информации (статистические данные, средства массовой информации) книги, журналы, беседы со специалистами, экспертами и др.)

4. Выражение собственной позиции (высказывание личного отношения, мнения)

Наличие – 2, отсутствие – 1

Критерии оценки изложения в 9 классе

2 балла

  1. Авторский замысел понят учащимся: коммуникативная цель (информировать или убедить), функциональная установка автора в соответствии со сферой общения, на которую текст рассчитан, авторская позиция
  2. Тема исходного текста понята и сохранена.
  3. Понята, предъявлена и сохранена основная мысль авторского текста
  4. Ocновная мысль соотнесена с ведущим типом речи.
  5. Стилистические средства, оформляющие авторскую позицию, воспроизведены.
  6. Корректно воспроизведена композиция исходного текста,
  7. Речь стилистически чистая, точная, выразительная, богатая.

1 балл

  1. Авторский замысел пишущим понят лишь отчасти.
  2. Тема исходного текста сохранена не на всем протяжении текста изложения.
  3.  Основная мысль понята, но предъявлена не по правилам и сохранена не на всем объеме текста
  4. Связи основной мысли и ведущего типа речи непоследовательны.
  5. Языковые средства, оформляющие авторское отношение к развиваемой теме, использованы недостаточно и непоследовательно.
  6. Композиция текста воспроизведена неточно, основное и второстепенноев содержании не различаются.
  7. Требования к правильной и хорошей речи соблюдены непоследовательно, в работе есть речевые и логические ошибки

0 баллов

  1. Авторский замысел пишущим не понят.
  2. Тема не понята и не сохранено тематическое единство текста.
  3. Основная мысль не понята и не удержана в тексте.
  4. Ведущий тип речи не выдержан.
  5. Текст представляет собой набор случайных подробностей, авторское отношение к теме не понято и не воспроизведено.
  6. композиция смята.
  7. мнoго речевых и логических ошибок

Таким образом, коммуникативная технология обучения русскому языку помогает сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности.