Урок русского языка по теме: "Деепричастие"

Разделы: Русский язык


Цели:

1. Закрепление сведений о деепричастии.

2. Отработать умение правильно использовать в речи деепричастия, расставлять знаки препинания при одиночных деепричастиях и причастных оборотах. Роль деепричастий в речи.

Ход урока

1. Словарный диктант.

Комментировать, причастие, сигнал, существительное, редакция, библиотека, пресса, деепричастия, издательство, традиция, репортаж, местоимение, наречие, арена.

Задания.

Назовите термины, прозвучавшие в словарном диктанте. (Причастие, существительное, деепричастие, местоимение, наречие.)

Назовите самостоятельную часть речи по следующим грамматическим признакам: неизменяемое, обозначающее добавочное действие, которое может быть возвратным и невозвратным, совершенного и несовершенного вида. (Деепричастие.)

2. Анализ текста.

1) Слово учителя.

Родная природа привлекала поэтов, писателей своей скромной простотой. Она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Осень, зима, весна и лето всегда означают нечто большее, чем обычные времена. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

2) Работа с текстом (текст на столе у каждого ученика).

Дождь старательно подвешивает на каждую иголку прозрачную каплю-сережку. Они долго висят (7), украшая сосны.

Дождь перестал. Все стихло, как будто замерло. Солнечный луч, блеснув (7), на миг озарил капли. (4) Они засветились всеми цветами радуги.

Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные сережки. Еще порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли. Ни одной сережки.

(По Б.Павлову)

Беседа по содержанию текста:

Выразительно прочитайте текст. Как можно озаглавить его? (Каплисережки).

Какую картину создает автор?

(Любуюсь увиденным, автор создает образную, эмоциональную картину. Субъективность его восприятия проявляется в сравнении дождевых капель с сережками).

Какую роль играет деепричастный оборот и одиночное деепричастие? (Деепричастие делает речь более точной, выразительной, дорисовывает основное действие).

Определите стиль текста и тип речи. (Художественный стиль. Описание).

Работа над орфографией и синтаксисом текста.

1. Объясните знаки препинания в тексте.

2. Прочитайте предложения для пунктуационного разбора, объясните знаки препинания.

3. Выпишите предложения с деепричастным оборотом и одиночным деепричастием (значок “7”), расставьте знаки препинания.

4. Выпишите и произведите синтаксический разбор третьего предложения во втором абзаце.

Солнечный луч, ?блеснув?, на миг озарил капли. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр. ,полное, осложнено одиночным деепричастием).

5. Выполните морфемный и морфологический разбор слова блеснув.

Блеснув - деепричастие, так как обозначает добавочное действие, отвечает на вопрос как? (что сделав?); сочетает в себе признаки глагола и наречия. Невозвр., сов. в. (суффикс – в), неизм. В предложении зависит от глагола-сказуемого, одиночное деепричастие, которое имеет значение обстоятельство образа действия.

6. Перестройте предложения так, чтобы деепричастие было заменено причастным оборотом, составьте схему предложения.

Солнечный луч, блеснувший на миг, озарил капли.

7. Выполните орфографический разбор второго абзаца.

Дождь перестал. Все стихло (ср.р.), как будто замерло ( нет суф. -а-).

Солнечный луч_ ( не 3 скл.), блеснув (нет суф. -а-), на миг озарил капли.

Они засветились (свет) всеми цветами (цвет) радуги.

8. Выполните лексический разбор слова подвешивает (5).

Подвешивать

1) украшает

2) переносное значение

3) синоним – капает

4) общеупотреб.

3. Самостоятельная работа.

Работа по карточкам.

Карточка № 1.

Записать предложения, расставить знаки препинания.

1) Ветер, играя листвой, смешал молодые березки.

2) Заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.

3) Отражаясь, березы ломались в пруду.

4) Но плохо дремлют кедры, обвесив сучья вниз. (С.Есенин.)

Карточка № 2

Составить предложения, заменив один глагол деепричастием. Расставьте знаки препинания.

1) Спит река, во сне перебирает (перебирая) мягкую подводную траву.

2) Шумели листья, облетали (облетая), лес заводил осенний вой.

3) Осенний ветер, нагоняет (нагоняя) тучи, открыл в кустах звериные лазы. (И.Бунин.)

Карточка № 3.

Запишите предложения, расставляя знаки препинания и графически объясняя причастные и деепричастные обороты.

1) Шумит, размахивая вершинами деревьев, старый лес, подступивший к берегам.

2) Среди кустов ольхи извивается, поблескивая на солнце, ручей.

3) Зверь, поднявшись на задние лапы, пошел, отмахивая передние ледяные сучья ельника, преграждавшие дорогу, и громко рявкнул.

Итог урока.

Какова роль деепричастий в предложении?

(Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной, дорисовывая основное действие).

Домашнее задание. Из произведения Н.В.Гоголя “Тарас Бульба” выписать предложения с деепричастиями, объяснив графически постановку знаков препинания.