Одаренные дети в системе работы учителя

Разделы: Общепедагогические технологии


Обращаясь к своим ученикам на уроке или предэкзаменационной консультации, я даю им простую инструкцию: “Если в вопросе есть определение, начни с него”. В нашем случае это “одаренные дети”. В чем проявляется одаренность?

В современной науке, отмечает Е.И.Щебланова, одаренность не рассматривается как раз и навсегда заданная единая характеристика ребенка, предопределяющая его развитие. Большинство психологов включает в структуру одаренности как когнитивные (интеллект, специальные способности, креативность), так и не когнитивные личностные (мотивационные, эмоциональные, волевые) и социальные (условия воспитания и обучения) факторы.

Признаки одаренности неоднозначны:

Так блестящая долговременная память, свойственная большинству одаренных детей может сочетаться со слабостью кратковременной памяти. Недостатки кратковременной памяти могут быть связаны с тем, что им требуется время, чтобы осмыслить, привести в систему, связать новое с уже имеющимся опытом, тогда как механическое запоминание происходит с трудом. На тематической игре по средневековым войнам на Руси я услышала новое название одной из кольчуг, которое к окончанию игры затмила победа и другие эмоции, по окончании мероприятия, я спросила одного из своих учеников, запомнил ли он это название. Его ответ является прямой иллюстрацией к тезису Щеблановой: ученик попросил время, чтобы вспомнить сложный термин из нескольких корней от текущего момента.

Часто одаренным легче уловить суть сложной абстрактной концепции на слух, чем справиться с буквенным анализом текста.

Одаренные дети с легкостью осваивают компьютер, но часто не могут научиться писать разборчиво. Ученик из профильного физико-математического класса пишет так, что читать его эссе по истории (полагаю и по другим гуманитарным дисциплинам) приходится на два раза, первый, чтобы разобрать, из каких именно слов состоит предложение, второй, чтобы понять идею. В силу специфичности почерка ученик работы не подписывает, они узнаваемы учителями.

Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи, тогда как письменная речь может быть скудной и отставать не только от устной, но даже и от письменной речи менее способных учеников. Как правило одаренные дети просят сдать зачет устно, даже в том случае, когда сдают огромные объемы. Им понятна суть вещей и не интересна формально поставленная в письменных вопросах задача.

Одаренные дети всегда любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Рутина не для них. Интересно сделать что-либо глубоко и осмысленно, сформулировать выводы, которые нужны другим людям и применимы на практике. Помимо рекомендованной литературы по программе такие дети как правило читают что-то еще, они с интересом читают информацию об одних и тех же событиях по разным источникам, часто противоречащим друг другу.

Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны. Например один мой ученик при подготовке к олимпиаде способен за 3-и часа интенсивного занятия концептуально пройти Вторую мировую войну и потерять текст своего реферата на НОУ. В разных выпусках учу 2-х сестер, которые обладая хорошими знаниями по предмету, плохо пишут тесты, ошибаясь в простейших вопросах, проверяющих знания дат, фактов.

Часто, обладая острым слухом, они имеют слабую слуховую память и (или) не умеют внимательно слушать, а обладая острым зрением, невнимательны к деталям. Такие дети часто восстанавливают незнание деталей по общей логике изучаемого процесса.

Они имеют блестящее чувство юмора, находчивы, умеют манипулировать людьми, поэтому часто находят изобретательные способы избегать тех областей, в которых не сильны. В таком случае можно перевести разговор на смежную тему, зацепившись за деталь или подробность.

Одаренные дети больше способны предвидеть последствия своих действий, чем их сверстники, они дают лучшие результаты на экзаменах и олимпиадах, потому что легко отделяют главное от второстепенного, материал в их памяти связан какими-нибудь лично-значимыми ассоциациями и выстроен по определенному принципу.

Перфекционизм представляет один из наименее понятных аспектов одаренности. Этот термин используют для обозначения как здорового стремления к совершенству, так и к невротической навязчивой поглощенности достижением идеала. Перфекционизм может служить источником неудач и сильных переживаний одаренных детей, поскольку он составляет непременную часть их жизненного опыта. Стремление же к совершенству считается характерной чертой тех, кто имеет потенциал для его достижения. Это стремление проявляется в высказываниях, сделанных уверенно и аргументировано на самые разные интересующие одаренного ученика темы. Заняв 1-е место в предметной олимпиаде на республиканском уровне ученик больше обрадовался возможности попасть на зональную олимпиаду, чем поехать за границу.

Неравномерность в развитии одаренных детей психологи называют диссинхронией. Высокий умственный потенциал трудно реализуется. Одаренные дети как правило раньше сверстников начинают говорить, ходить, читать и писать, но почерк неразборчивый, мышечные движения не соответствуют высокому темпу думанья.

Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей. Визуальный подросток на третьем этапе подготовки к олимпиаде попросил … книгу с картинками.

Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость. Но сдерживаемые и скрытые эмоции могут вылиться в слезах, страхах, с которыми не может справиться даже их могучий разум.

Развитые страны в последние десятилетия придают первостепенное значение укреплению своего интеллектуального и творческого потенциала как стратегического ресурса. Совет Европы еще в 1994 принял Постановление 1248 по работе с одаренными детьми, в котором говорится: “Ни одна страна не может себе позволить роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала, иначе, чем расточением человеческих ресурсов названо быть не может…Одаренным детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для их собственного блага и на благо всего общества”.

В диссертации Толстопятовой О.А. обозначены основные направления работы с одаренными детьми:

  • разработка мер по преодолению сложившегося в общественной жизни антиинтеллектуализма;
  • создание условий для выращивания “лидирующей группы населения, которая будет способна обеспечить стране ускоренное развитие
  • обеспечение нового качества образовательных услуг, конструктивных молодежных стилей и субкультур, приоритетности новых методов развития творческих возможностей;
  • развитие регионального образовательного пространства.

При таких серьезных требованиях специалисты утверждают, что не сложилось ответа на вопрос, как должно быть организовано обучение одаренных?

В педагогической практике сложилась особенность определять одаренность школьников по их достижениям в усвоении определенных знаний, умений, навыков. Поэтому в специальные классы и в том числе профильные главным образом попадают те дети, чья одаренность уже в той или иной степени реализована в достижениях.

Мнения о работе с детьми в разных профильных классах на уроках истории различаются по следующим аспектам:

Социально-гуманитарный профиль Информационно-технологический профиль
Антропологический подход – перенос центра тяжести с исследования событий на исследование человека в этих событиях Технологический подход – факты, события, процессы, указанные в стандарте в соотнесении с познавательными возможностями и потребностями класса
Планируемый результат предполагает, что учащиеся будут интерпретировать события Планируемый результат предполагает, что учащиеся будут уметь объяснять и описывать события
Главный акцент в содержании необходимо сделать на историю повседневности как повторяющуюся реальность и повседневную практику Главный акцент в содержании необходимо сделать на историю развития техники и личностно-значимые факты и события
Дополнительные знания общекультурного значения, осмысление истории, трактовка событий в историографии  

Авторские программы тоже как правило учитывают интересы одаренных детей. В этих программах получают воплощение основные требования к содержанию и организации учебной деятельности одаренных школьников: направленность на когнитивное развитие, доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью, на практический выход учебной и познавательной деятельности, на максимальное расширение круга интересов школьников, на формирование способности к критическому мышлению, на актуализацию лидерских возможностей и др.

Подготовка к олимпиадам обязательно должна пройти практический этап, когда способные и желающие учащиеся выполняют работу повышенной сложности – школьную олимпиаду, затем ведется индивидуальная работа с детьми: практическая (решение нестандартных по содержанию и форме заданий), теоретическая (создание прочных базовых и уровневых знаний), личностная – изучение особенностей развития ребенка, его памяти восприятия.

Подготовка к НОУ.

Развивает исследовательские способности учащихся, формирует умение самостоятельно работать с литературой, знакомит с состоянием проблемы в науке, ребенок учится анализу источников. Т.о. подготовка учебно-исследовательских работ формирует навыки абстрактно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение), развивает умение творчески осмыслить проблему, самостоятельно найти критерии для этого, воспитывает осознанное отношение к культурно-историческим ценностям.

Подготовка учащихся к научно-практической конференции по истории достаточно технологична – сначала идет отбор учащихся, имеющих потенциальные способности к письменной работе. Учитель изначально определяет способных детей по след признакам:

  • в каком стиле и как выполняет письменные работы на уроках;
  • по тому, как выполняет аналитические задания;
  • как адаптирован к работе с документами;
  • по тому, как аргументирует свою точку зрения;
  • как находит пути (критерии) решения исторических проблем на уроках;

по желанию учиться и сотрудничать в работе. Затем выявляется круг тем каждого ученика, совмещаются интересы ученика и учителя. Далее учащиеся знакомятся с библиотечной системой поиска книги, системой каталогов, работой библиографического отдела, значением отдела периодики, исследовательскими возможностями отдела краеведения. Когда литература по теме подобрана, составляется глава по историографии, обязательная и специфичная в работах по истории, определяется круг проблем, рассматриваемых в науке, выявляется аспект, над которым будет работать данный ученик, затем на основе доступных источников проводится собственно исследование и формулируется самостоятельный авторский вывод.

В целом вопрос о системе обучения одаренных детей остается открытым, хотя, безусловно, существует некоторая практика эффективной работы с детьми, чей умственный потенциал превышает средние показатели. Однако, в основном этот опыт нетехнологичен и узконаправлен по отдельным аспектам.

Литература:

  1. Артемова Л. Профиль обучения диктует региональный рынок труда. //Народное образование, 2003,4
  2. Ганущенко Н.Н. О преподавании социально-гуманитарных дисциплин в общеобразовательных школах. //ПИШ, 2000, 9
  3. Гаргай В., Метелкин Д. Профильное обучение: варианты решения. //Народное образование, 2004,9
  4. Грабовский Л.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности. //Педагогика, 2003, №8
  5. Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе. //Народное образование, 2002, 9
  6. Ермаков Д. Профильное обучение: проблемы и перспективы. //Народное образование, 2004, 7
  7. Клещева Т.В. Особенности работы в классах, спрофилированных на вузы. //ПИШ, 2001,6
  8. Кузнецов А. Профильное обучение: проблемы, перспективы развития. //Народное образование, 2003,4
  9. Лазукова П.Н. Использование технологического подхода в обучении истории //ПИШ, 2001,1
  10. Лейтес Н. О признаках детской одаренности. //Вопросы психологии, 2003, №4
  11. Миницкий Н.И. Философия исторического образования для завтрашнего дня. //ПИШ, 2000, 9
  12. Миронова Л.В. Разноуровневый подход в обучении истории в старших классах. //ПИШ, 2001, 6
  13. Прохорова Г.А. Изучение истории повседневности в школьном курсе истории. //ПИШ, 2000, 8
  14. Сафронова И.В. Историко-обществоведческое образование в контексте социокультурного развития. //ПИШ, 2000,2
  15. Сидорцов В.Н., Панов С.В. История повседневности в учебниках истории: реалии и перспективы. //ПИШ, 2000, 9
  16. Толстопятова О.А. Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития интеллектуально одаренных детей в условиях дополнительного общего образования. // Диссертация. Ставропольский го.университет, 2004
  17. Шинкаренко В.П. Изучение истории на основе принципа гуманизации обучения. //ПИШ, 2000, 1
  18. Щебланова Е.И. Трудности в учении одаренных школьников. //Вопросы психологии, 2003, №3

<Презентация>