Урок-зачет по теме "Сообщество"

Разделы: Экология


Цель: повторить и проверить правильность усвоения знаний по теме.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: дидактические карточки.

Ход урока

Проверка знаний и умений.

Зачет состоит из заданий.

Задание № 1. Цифровой диктант по теме “Структура сообщества”

I вариант

Структурой сообщества называют … различных групп организмов, различающихся по …, по роли, которую они играют в процессах …, по месту, занимаемому в …, одним из важнейших показателей является … . Совместное существование различных видов и жизненных форм в сообществе приводит к их … . По вертикали растительное сообщество разделяется на … .

  • систематическое положение
  • переноса энергии и вещества
  • число видов
  • ярусы
  • пространственное обособление
  • соотношение
  • в пространстве.

Ответы: 6; 1; 2; 7; 3; 5; 4.

II вариант

Соотношение различных групп …, различающихся по роли, которую они играют в процессах переноса …, называют … . Редкие виды чаще всего оказываются … среды. Их исчезновение позволяет сделать вывод о … среды или других неблагоприятных воздействий. Чем больше …, тем шире возможность адаптации. По горизонтали сообщество расчленяется на отдельные элементы-… .

  • вещества и энергии
  • загрязнении
  • структурой сообщества
  • организмов
  • индикаторы
  • разнообразие
  • микрогруппировки

Ответы: 4; 1; 3; 5; 2; 6: 7.

Первое задание выполняем по вариантам. Я диктую текст I варианту, а ребята II варианта выполняют пока задание № 2 “Терминологический диктант”.

Задание № 2. Терминологический диктант.

I вариант II вариант
1 экосистема 1 биогеоценоз
2 биом 2 биотоп
3 популяция 3 динамика популяции
4 вид 4 особь
5 биотические факторы 5 абиотические факторы
6 продуценты 6 консументы
7 детрит 7 редуценты

Сейчас я буду работать по 1 заданию с учениками II варианта, а ученики I варианта работают по 2 заданию.

Задание № 3. Графический диктант “Сообщество”

I вариант II вариант
1 Каждый определенный вид организмов живет на строго определенной территории 1 Ярусное строение дает возможность более полно использовать ресурсы среды, свет, тепло и влагу.
2 По горизонтали сообщество расчленяется на отдельные элементы – микрогруппировки, т.е. создается мозаичность 2 По вертикали растительное сообщество разделяется на ярусы
3 Существует как наземная ярусность, так и подземная, т.е. корневая 3 По ярусам разделяются только растительные сообщества, а животные распределяются беспорядочно
4 Чем меньше видов, тем больше экологических ниш, т.е.выше богатство среды 4 Чем больше видовое разнообразие, тем выше устойчивость экосистемы
5 Различные организмы занимают разное положение относительно основного источника поступающей в сообщество энергии 5 Как бы организмы не распределялись в сообществе, они располагаются на одном трофическом уровне
6 Только те организмы, которые располагаются на нижних ярусах I и II образуют природное сообщество 6 Как и энергия, продукция не изменяется при переходе с одного трофического уровня на другой
7 Живые организмы в сообществе питаются, как правило, организмами нескольких видов 7 После четвертого или пятого звена следующему звену достается такое количество органических веществ, что существование это звена становится невозможным

Задание № 4. Распределите организмы по группам: продуценты, консументы, редуценты.

У каждого ученика лежит карточка по этому заданию.

Карточка № 1, 7, 13, 19, 25.

Ласточка, одуванчик, пчела, лисица, гриб-плесень, бактерии гниения, дуб, подорожник, заяц, мышь, земляника, рябина, дятел, куница, ель, крот, слон.

Карточка № 2, 8, 14, 20, 26.

Паук-крестовик, береза, волк, бегемот, кора, мышь, ласточка, бабочка, заяц, гриф, росянка, дождевой червь, лось, сова, бактерии гниения, жук-могильник, ландыш, утка, пшеница.

Карточка № 3, 9, 15, 21, 27.

Тля, зебра, мышь, ласточка, утка, речной рак, гриб белая плесень, ель, бабочка, жук-могильник, тигр, медведь, еловая шишка, дятел, чибис, ворон, клест-еловик, куница, трава, одуванчик.

Карточка № 4, 10, 16, 22, 28.

Белка, щука, ромашка, жук-навозник, бегемот, медведь, клевер, личинка бабочки, пчела, куница, ольха, змея, крыса, дождевой червь, грибы гниения, паук, гриф, гриб-сыроежка, мышь.

Карточка № 5, 11, 17, 23, 29.

Ласточка, змея, крыса, шмель, тля, лось, медведь, клевер, суслик, утка, волк, щука, грибы гниения, ель, ястреб, цапля, ромашка, бобр, беркут, ворон, жук-навозник, осина, комар, лягушка.

Карточка № 6, 12, 18, 24, 30.

Сова, бабочка, паук, зебра, змея, рябина, гриб-плесень, дождевой червь, ворон, ландыш, волк, жук-могильник, бегемот, осина, медведь, заяц, ласточка, бактерии, белка, мышь.

Задание № 5. Составьте цепи питания.

Весь класс продолжает работать по карточкам задания №4 и используя сгруппированные организмы, нужно составить цепи питания в сообществах живых организмов.

Итог урока. Ребята теперь нужно сдать тетради для проверки на первые парты.

Сегодня мы полностью проработали по всем разделам темы “Сообщество”.

Я вижу, что вы хорошо усвоили строение сообщества, основные характеристики и связи между организмами.

Окончательные результаты по зачету мы подведем на следующем уроке.