Открытый урок по теме: "С.А. Есенин. "Закружилась листва золотая" И.С. Соколов-Микитов. "Русский лес". Чтение. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • ознакомить детей с поэзией и прозой, учить умению сравнивать, выделять главное, видеть прекрасное, читать выразительно, передавая мысли, чувства, свои эмоции;
  • научить детей быть внимательными к окружающей природе, замечать, как постепенно меняются краски и звуки вокруг нас, развивать память, речь, расширять словарный запас, воспитывать любовь к прекрасному.

Оборудование:

  • Грамзаписи –
    • П.И.Чайковский “Времена года”,
    • П.И.Чайковский “Вальс из балета “Спящая красавица””,
    • “Голоса птиц”.
  • Репродукции –
    • И.И.Левитан “Золотая осень”.

Ход урока

Организация класса:

  • К какому уроку вы приготовились?
  • Какой это урок по счету?
  • На урок нам нужен учебник, альбомный лист, краски, и, конечно, ваше терпение, внимание, взаимопонимание и взаимовыручка.
  • Тема урока: С.А. Есенин “Закружилась листва золотая”, И.С. Соколов-Микитов “Русский лес”.
  • Девиз урока: “И золотеющая осень листвою плачет на песок” (С. Есенин)

Объявление темы и цели урока.

1. Постановка задач урока:

  • я хочу пригласить вас в царство Осени.

(Звучит мелодия вальса П.И. Чайковского “Спящая красавица”.)

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая,
С замираньем летит на звезду.
И в душе, и в долине прохлада
Синий сумрак - как стадо овец
За калиткою смокшего сада
Прозвенит и замрет бубенец. (С.А. Есенин)

  • Когда это бывает?

1. Вступительная беседа учителя:

В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после больших морозов. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля даже начинает светиться. Вы замечали, наверное, идешь по лесу - свет. В такой час чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли и тебе принадлежит земля. И вот сегодня я пригласила в гости к нам на урок саму хозяйку - Осень. (Все вместе зовут Осень)

Осень, осень в гости просим
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.

(Под музыку входит Осень, здоровается с детьми и обращается к ним)

Осень.

Желтый цвет - мой символ. С желтых листьев деревьев начинается мое время.

Учитель.

  • Ребята, а какая осень пришла к нам ранняя или поздняя?
  • Верно пришла ранняя осень. Она похожа на весну: снова слышишь поющих птиц, вновь зацвели цветы.

Осень.

  • Солнечный наряд садов, парков, лесов дали мне название – золотая. Пора самой яркой раскраски листьев.

Работа над текстом С.Е. Есенина “Закружилась листва золотая”.

1. Вступительная беседа учителя:

  • Картины природы осенью никого не оставляют быть равнодушными.

2. Актуализация опорных знаний учащихся6

Словарная работа перед чтением.

  • Обратите внимание на слова, которые встретятся вам в тексте. Они написаны на доске.
  • Как вы их понимаете?

Слова

“Листва золотая” - преобладает желтый цвет; “розовая вода” - от листьев, которые упали на воду, отражение от деревьев; “Словно бабочек легкая стая” - сравнение (листья, плавно летящие на землю).

Чтение стихотворения учащимися разными способами:

“Жужжания”

  • Прочитайте стихотворение приемом “жужжания” и скажите:

- Наблюдали ли вы как падают листья?

- Какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?

“Дождик”

  • Прочитайте стихотворение приемом “дождик” и скажите:

- Какое настроение было у поэта, когда он писал его?

- Какие чувства он передал?

(На доске написаны чувства: любви, печали, радости, огорчения и т.д.)

- Прочитайте медленно, постарайтесь передать чувства, которые пережил поэт, увидеть картину, нарисованную поэтом и приготовьтесь к конкурсу актерского мастерства.

“Диктора”

  • Чтение приемом “диктора”.

- Прочитайте строки, которые больше всего понравились вам.

- С чем поэт сравнивает листья?

Сравнение прозаического произведения Астафьева со стихами С. Есенина:

А вот как писатель Астафьев выразил эти чувства к осени прозой, с чем он сравнивает листочек: “Я подставил руку. Лист, словно учуял тепло, заиграл, зареял надо мной и недоверчивой нарядной бабочкой опустился на ладонь”

- Так с чем он сравнивает листочек?

- Послушайте и скажите, а с чем Осень сравнивает листочки?

Осень:

- Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали, как солнышки багряными и золотыми. Налились, отяжелели и полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. (говоря эти слова, разбрасывает листья).

Учитель:

- Ребята, а кто из вас знает стихи об осени, листочках?

(Дети читают стихи).

Работа по учебнику с текстом И.С. Соколова-Микитина “Русский лес”.

Учитель:

- Вы читали стихи о листочках, осени, русском лесе осенью. И сейчас мы будем читать текст И.С. Соколова-Микитина “Русский лес”.

- Читать текст будем необыкновенно по предложениям:

- Представьте себе лес осенью.

1-е предложение читают учащиеся.

- Какую картину представили?

2-е предложение.

- Какие деревья видны на фоне пожелтевшей листвы?

3-е предложение.

- Как падают листья с берез?

- Какие они были?

- А теперь приемом “День и ночь” постарайтесь представить себе в целом картину русского леса.

- Найдите и прочитайте строки созвучные со стихотворением С. Есенина.

Работа с грамзаписью:

- Об осени писали не только писатели и поэты. Я предлагаю послушать отрывок из музыкальной пьесы “Октябрь” П.И. Чайковского из цикла “Времена года”. Эпиграфом к этой пьесе взяты слова А. Толстого “Обсыпая весь наш бедный сад”.

- К какому из прочитанных стихотворений более близко содержание музыкальной пьесы П.И. Чайковского.

Учитель:

- Ребята! Тема осени близка не только писателям, поэтам и музыкантам. Не мало потрудились и художники, которые с большой любовью на своих полотнах изобразили золотую осень и смогли передать всю неповторимость красоты русской природы.

(Показ репродукции картин И.И. Левитана и И.С. Остроухова)

- Перед вами репродукция картины известного русского художника И.И. Левитана. Она так и называется “Золотая осень”. Левитан также как и многие писатели и поэты ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.

- Как вы думаете почему осень изображенную на картине художник назвал золотой?

- Какие деревья изобразил художник? (русскую березу)

- Какие краски он использовал в работе? (желтые, оранжевые, красные, лиловые, малиновые)

А вот картина русского живописца И.С. Остроухова. Она также называется “Золотая осень”. Внимательно посмотрите на нее.

- Какие краски преобладают на этом полотне? (желтые, лиловые, золотистые)

- Какие деревья изобразил художник? (клены)

Пожалуй только осенью можно оценить всю красоту таких деревьев как осина, рябина, и конечно же, клена. Волшебница-осень входит в русский лес и в лесу происходят чудеса, как в сказке. Кленовые листья висят на нитях осенней паутины. Каждый кленовый листочек на долго прощается с солнцем, поэтому и делаются золотыми. Хранят в памяти капельку солнца. Но начинается пора листопада и в лесу идет золотой дождь. Подует легкий ветерок, сорвет листочки и они словно бабочки, кружась в воздухе падают на землю, опавшие листья застилают весь лес, словно сказочный ковер.

- И мы сегодня на уроке изобразим часть этого сказочного ковра. Каждый из вас раскрасит кленовый лист и мы соберем их все вместе и посмотрим какой ковер у нас получится.

- Какие краски вы будете использовать при работе, чтобы ковер получился ярким, нарядным, красочным?

Подготовка рабочего места .

- Учебники уберите. Положите лист бумаги перед собой горизонтально. На него положите заготовку кленового листа. Откройте краски, приготовьте их к работе.

- А теперь представьте, что вы гуляете в осеннем лесу, под ногами шуршат листья и один лист вы с прогулки захотели принести домой. Нарисуйте, какой он?

(учащиеся работают под музыку)

- А рисовать вы будете под музыкальную пьесу П.И. Чайковского “Времена года”.

(После выполнения работы каждый подходит к полотну и вывешивает свой кленовый листочек)

Анализ работы.

- Посмотрите, какой замечательный ковер у нас получился. Все ли краски подобраны верно?

- Так какие же краски вы использовали? Осень, а тебе понравился наш ковер? Довольна ли ты работой наших ребят?

Подведение итогов урока.

- Какая тема урока?

- Что вам понравилось в уроке больше всего?

- С произведениями каких авторов вы познакомились?

Домашнее задание.

- Домой вам будет такое задание:

Представьте себе, что вы увидели в этом лесу радостное осеннее дерево. Сочини о нем рассказ по плану, который лежит у вас в тетради “Я и мир вокруг”. (План у каждого ребенка)

  • В какое время дня ты увидел дерево?
  • Где оно росло?
  • Какая была погода в этот день?
  • Какое у тебя было настроение?
  • Какие у дерева были листочки, ветки, ствол?
  • Что они тебе напоминали?

Оценивание учителем работу детей на уроке и выставление отметок.