Лексическая работа на уроках русского языка (Програсса 1—4, Т.Г. Рамзаева)

Разделы: Начальная школа


1. Методические основы организации работы над словарным составом русского языка в начальной школе.

Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьниками, по мнению М.Р.Львова, стоят две задачи: задача качественного накопления в памяти ребенка достаточно большого количества слов (у семилетнего ребенка, по результатам обследований, этот запас колебания от 3 до 8 тысяч слов) со всеми оттенками их значений; задача активности, готовности словаря в речевой деятельности, т.е. быстрого и точного выбора слов, включая их в предложения и текст в прямом и переносном значении.

Исследования ученых показывают, что к окончанию начального обучения школьник имеет в своем словарном запасе от 7-8 до 10-15 тысяч слов. Благодаря урокам русского языка и литературы, ребенок усваивает, по мнению исследователей, более половины этих слов. Следовательно, от качества работы учителя над лексическим составом русского языка на прямую зависит уровень владения школьниками словарными единицами (словами и фразеологическими оборотами).

По мнению Львова М.Р., для обогащения и активизации словаря школьников, на каждый урок следует планировать работу над 5-7 словами и значениями. А также работу над многозначностью, над оттенками значений, эмоциональными окрасками, сочетаемостью и особенностями употребления, важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов.

Развитие речи самая сложная область методики преподавания русского языка. Несмотря на то, что появились многие научные исследования, раскрывающие лингвистические, методические и психологические основы развитие речи, еще многие учителя испытывают трудности в организации этого процесса: зачастую мы видим, что речь сегодняшних школьников по-прежнему бедна, невыразительна, однообразна, засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса, не развиваются умения владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов.

Причин такого положения несколько: учитель иногда недостаточно хорошо владеет словом; не всегда в распоряжении учителя имеется достаточное количество специально разработанных лингвистических заданий по теме “Лексика”. Одной из главных причин является то, что не у каждого сложилось модель работы со словом на лексическом уровне, как в лингвистическом, так и в методическом аспектах.

В программе начальной школы слово рассматривается в лексическом и грамматическом плане. Программ “Русский язык” (1-4) Т. Г. Рамзаевой предусматривает лексическую работу в течение всех четырех лет обучения. Дети занимаются грамматикой и правописанием, наблюдают, что слова обозначают те или иные предметы и явления действительности, имеют определенные значения, что, попадая в разные предложения, тексты, особенно в связанной речи, слова могут быть близкими или противоположными по значению. То есть происходит практическое ознакомление с лексическим значением слова, с простейшими случаями многозначности слова, со словами противоположными и близкими по значению. Таким образом, лексическая работа носит пропедевтический характер, то есть подготавливает учащихся к систематическому изучению лексики.

Для успешного осуществления такой работы учителю надо хорошо знать основные теоретические положения лексикологии, уметь раскрыть сущность теоретических понятий лексикологии на практическом материале. Важнейшими понятиями лексикологии являются понятия: “слово”, “значение слова”, “лексическое значение”, “многозначность”, “омонимия”, “синонимия”, “антонимия”.

Методические основы организации работы на лексическом уровне наиболее убедительно раскрыты М.Р.Львовым в учебном пособии “Методика преподавания русского языка в начальных классах”. М.Р.Львов определяет две главные задачи, стоящие перед учеником и учителем:

  • задача обогащения словаря учащихся;
  • задача активизации словаря.

В системе обогащения словаря автор обращает внимание на необходимость учета источников, которые влияют на речь детей, называет среди них по степени значимости такие, как:

  • речевая среда в семье, среда друзей;
  • речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение;
  • учебная работа в школе (учебники, речь учителя);
  • словари, учебники.

Наилучшим источником обогащения речи является живое общение и литература, где слово сверкает всеми своими гранями. Важны в рамках данной работы приемы объяснения значений слов. Их классификация (по М.Р.Львову) такова:

  • самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется детьми по картинке, по сноске в книге, по словарю в учебнике, по толковому словарю или словарям смысловых системных связей слов, по контексту, в результате морфемного анализа слова;
  • с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителя, введение слова в текст, который разъясняет его значение, выяснение значений слова через этимологический или словарнообразовательный анализ; помощь учителя в поиске слов по словарю; обучение использованию словарей и справочников.

Важно определить перечень лексико-семантических тем, которые могут быть раскрыты на лексическом уровне в начальной школе. В этот перечень входит работа:

  • синонимами, омонимами (термин можно не вводить);
  • с антонимами, с паронимами, с устаревшими словами, имеющими оттенки значения и экспрессию;
  • с фразеологизмами.

Существенным для организации лексической работы является определение содержания и поэтапности работы над лексическими явлениями. М.Р.Львов выделяет четыре ступени работы над лексико-семантическими объектами:

  • обнаруживание слова, нуждающегося в толковании в тексте, исследование особенностей слова: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы;
  • семантизация (объяснение значений слова) – одним или несколькими способами; занесение слова в словарик;
  • выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и другие;
  • введение новых слов в текст, свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях;

Важным для организации словарной работы является выбор соответствующих данному направлению учебных упражнений. С целью активизации словаря современная методика рекомендует такие упражнения:

  • толкование нового слова, его запись; подбор синонимов к слову, антонимов, выявление значений, если слово многозначно;
  • составление словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами;
  • составление предложений с изучаемым словом;
  • словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом;

Уместны также словарные игры, кроссворды, ребусы, шарады. Важным является положение о том, что начальное обучение может быть построено на целых системах творческих решений и открытий. Наблюдения за языковыми явлениями способствуют развитию творческого потенциал детей, самостоятельности их мышления, формированию познавательного интереса младших школьников.

Система заданий, ориентированных на активное участие детей.

Цель этих заданий (при изучении лексики), позволяет детям самим раскрыть тайны значений русского слова, познакомиться с явлениями многозначности и синонимами в процессе самостоятельного поиска. Содержание заданий формировалось в соответствии с содержанием теоретической информации о лексическом составе русского языка, заложенной в программе “Русский язык” (1-4). Системность заданий определялась поэтапностью их применения и последовательностью раскрытия сущности лексических явлений, заложенной в программе.

Задание 1. Объедини слова в группы. Объясни, по каким признакам произошло объединение:

Стрела, пчела, крокодил, щука, коршун, жук, бабочка, яхта, воробей;

Аквариум, стол, река, чайник, плита, табурет, озеро, нож, ложка, раковина, бассейн.

Задание 2. Найди лишнее слово. Объясни, почему.

Стул, диван, кровать, тарелка.

Щука, карась, окунь, рак.

Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик.

Саша, Маша, Коля, Лена, Егоров.

Ветка, яблоня, цветок, птичка, виноград.

Заяц, волк, лось, кабан, овца.

Ухо, лицо, нос, рот, глаз.

Рысь, медведь, тигр, кошка, лев.

Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик.

Задание 3. Назови как можно больше слов, обозначающих то, что может: идти, лететь, спать.

Например, лететь может – самолет, парашют, планер, птица и т.д.

Задание 4. Назови слово по его значению.

  • подпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо и т.д. (адрес)
  • учреждение, где приготовляют и дают лекарства (аптека)
  • часть суток от конца дня до начала ночи (вечер)
  • загородный дом для летнего отдыха (дача)
  • детеныш собаки (щенок)
  • фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе (варенье)
  • помещение для стоянки и ремонта автомобилей (гараж)
  • лиственное дерево с белой корой (береза)
  • торжественный день в честь или память кого-либо, чего-либо (праздник)

Задание 5. определи предмет по его описанию (каждый ребенок составляет описание своего предмета, а затем предлагает классу, не называя предмета). Помни правило: сначала надо сказать, к какому классу принадлежит предмет, а затем назвать его отличительные признаки.

Задание 6. Опиши значения слов “лиственница”, “ястреб”. Сравни с толкованием этих слов в “Толковом словаре”. Какой способ толкования этих слов используется? Найди в словаре примеры толкования, устроенных таким же образом.

Эти задания, направленны на практическое усвоение способа толкования значения через указание родового понятия и видового отличия.

Все приведенные ниже задания представляют собой своего рода загадки, которые являются благодатным материалом для развития творческого мышления.

Задания, направленные на самостоятельное осознание синонимических отношений.

Задание 1. Прочитайте текст, исследуйте его и найдите слова близкие по смыслу. Докажите, что эти слова близки по смыслу.

a) Наши отважные путешественники даже не почувствовали, как шар поднялся в воздух.

- Какой храбрый малыш! – Подумать только, полетел на воздушном шаре!

b) Мы вам (Незнайке) верили, - думали, что вы на самом деле умный, честный и смелый, а вы оказались жалким обманщиком и презренным трусишкой.

c) Малыши обнимали и целовали отважных путешественников, а малышки засыпали всю дорогу лепестками маргариток.

d) Но есть у нас всех и у тебя тоже храбрые защитники – славные летчики наши.

e)

Но нет, коварный Брундуляк (индюк)!
Я шпагой доблести моей
Всех заколдованных людей
От злой погибели спасу!
Вот какой он храбрый и бесстрашный
Маленький Мой Бибигон.

Задание 2. Сравни два текста. К выделенным словам из первого текста найдите близкие по значению слова из второго текста. Объясните, почему вы выбрали эти слова.

Чиста небесная лазурь.
Теплей и ярче солнце стало:
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

Осень…время раздумий и грусти. Посмотри на небо. Его голубизна кажется далекой волшебной мечтой. Где ты, яркое солнце? Иссякла твоя сила. И все вокруг безмолвно говорит мне о том, что лето прошло.

Задание 3. Объедини слова так, чтобы в каждой группе были слова, близкие по значению. Объясните свое распределение. Что общего между словами, входящими в каждую группу. А есть ли между ними какие-то отличия?

Жестокий, безжалостный, беспощадный, свирепый, кровожадный, неуклюжий, нескладный, мешковатый, жестокосердный, немилосердный, неловкий;

Желать, сообщение, хотеть, новость, задира, весть, драчун, известие.

Задание 4. Выберите слова-синонимы, сгруппируйте их. Докажите, что это слова, близкие по значению.

родина вьюга дряхлый буран
метель отчизна опрятный караульный
аккуратный ветхий отечество сторожить
старый дозорный лелеять пурга
сторожевой стеречь холить караулить
охранять ласкать скорбеть не жить
горевать печалиться грустить тужить

Задание 5. Объясните значение слов. Что общего в значении слов каждой строчки? А чем они отличаются? (выясни по толковому словарю).

- рассказ, повествование, история;

- лодка, челн;

- старый, дряхлый, ветхий.

Задание 6. Определите по толковому словарю значения слов – идти, шагать, брести, плестись. Есть ли различия в значениях? Покажите эти различия, подобрав наиболее подходящий глагол к существительным: спортсмены, отряд, старушка, лошаденка.

Задание 7. Выберите одно из близких по смыслу слов. Объясните, почему выбрали именно это.

Работа, дело, труд.

Настоящее счастье для народа в …

Я помог товарищу в этом трудном…

Хорошо человеку, которому нравится его…

Задание 8. Объясните, что обозначают выделенные слова. Какие у них общие значения?

Кто любит труд, того люди чтят.

Работа и кормит, и учит.

Вьюги да метели, под февраль налетели.

Задание 9. Подберите к прилагательным-синонимам подходящие существительные:

Пунцовый, кумачовый (флаг, привет).

Багряная, алая (листва, роза).

Горячий, знойный (лето, вода, привет).

Задание 10. Расположите синонимы по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака:

- микроскопический, крохотный, маленький;

- большой, громадный, огромный;

- злость, раздражение, гнев, ярость, бешенство.

Задание 11. Удачно ли употреблены глаголы в следующих сочетаниях. Внесите свои изменения и объясните их.

Тихо реветь

Как белуга плакать

Слегка трепетать

От страха робеть

Задание 12. Выберите наиболее точное слово из нескольких синонимов. Дан текст: “В осеннем лесу”.

“Я шел по лесной дорожке. Под моими ногами тихо шумели? шелестели? хрустели? шуршали? опавшие листья.

Подумайте и скажите, какое слово подходит в этом случае? Почему?

Задание 13. Отредактируйте текст, написанный вашим одноклассником. Какой недостаток надо устранить вашему товарищу?

Из нитей Знайка велел сплести большую сетку. Другому отряду Знайка велел сделать большую корзину из тонкой березовый коры. Все жители Цветочного города приходили и смотрели на большой шар.

Задание 14. Найдите в “Словарике синонимов и антонимов” синонимы к словам: дорогой, вспыхивать, иногда, умолять, пламя (для домашней работы).

Задания для осознания антонимических отношений, направленные на:

  1. выявление слов с противоположным значением и осознание сущности лексического явления антонимов;
  2. самостоятельный подбор антонимов;
  3. знакомство с устройством и содержанием словарей антонимов;
  4. формирование умения использовать антонимы в речи.

Задание 1. Отгадайте загадку. Установите, с помощью, каких особенных слов характеризуется этот предмет. В чем особенность этих слов. Как они называются?

Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Неожиданно влетит
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять…

Задание 2. Найдите слова с противоположным значением.

Трус умирает сто раз, смелый – живет вечно. Хороша вещь, когда новая, а друг – когда старый. В умной беседе ума набираешься, а в глупой – свой растеряешь. Ученье свет, а неученье – тьма. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

Задание 3. Подберите к данным словам антонимы и составьте с ними предложения.

Холод, ночь, смелый, высокий, твердый, добро, верх, спокойный, забывать, радостный.

Проверьте свои ответы по “Словарю антонимов”.

Задание 4. Подберите антонимы и запишите их в свой “Словарик синонимов и антонимов”.

Дружба – Белый – Отнимать -
Мир – Богатый – Засыпать –
Плюс – Старый – Нагревать –
Радость – Полезный – Подниматься –
День - Узкий – Родиться –
Свобода – Ясный – Удаляться –
Добро – Мокрый – Одеваться –
Родина – Больной – Помогать –
Правда – Полный – Ложиться -

Задание 5. Правильно ли подобраны антонимы в следующих предложениях? Объясните, в чем ошибка? Дайте правильные ответы.

На тарелке лежало два яблока: одно зеленое, а другое - кислое. Было у одной воды две дочери: одна была красивая и работящая, другая – сварливая и злая. У бабочки крылья большие, а у стрекозы – прозрачные. У стрижа хвост короткий, а у ласточки - красивая шейка. Лист клена резной, а лист рябины – зеленый. Белый гриб с толстой ножкой, коричневой шляпкой, а мухомор – несъедобный. У меня собака большая и умная, а у тебя – маленькая и некрасивая.

Задание 6. Подберите к слову “веселый” сначала слова близкие по значению, а затем противоположные. Сверьте свои ответы по “Словарику синонимов и антонимов”.

Задание 7. Подумайте, в какие группы можно объединить следующие слова: смеяться, хлопать, болеть, плакать, поправляться, хворать, реветь, выздоравливать?

Задание 8. Подберите антонимы к прилагательному “легкий” в следующих сочетаниях слов:

Легкий чемодан –

Легкий мороз –

Легкая задача –

Почему антонимы получились разные? Как вы думаете, с чем это связано?

Задание 9. Решите, для чего здесь использованы антонимы в таком большом количестве?

“Сыплет белый снег на черную землю. На белых дорожках – белые лужи. На черно-белых березах, черно-белые сороки сидят…черное озеро и белые берега. Черные пни в белых шапках”.

Задание 10. Постройте самостоятельно свои предложения с противопоставлением, используя следующие пары антонимов:

богатый - бедный сила - слабость
да – нет родина - чужбина
добро – зло широкий - узкий
дружба – вражда умный – глупый
жарко – холодно вперед – назад

Разработки занятий, позволяющих детям самим раскрыть тайны значений русского слова, можно увидеть в приложении.