Информационные технологии на уроках физики

Разделы: Физика


Компьютерный лабораторный практикум по теме “Волновые свойства света”.

Цели урока:

  • обучающая: повторить явления, характеризующие волновые свойства света;
  • развивающая: стимулировать поисковую деятельность учащихся, развивать умение анализировать и обобщать результаты исследования с помощью компьютерных технологий.
  • воспитывающая: привлечь к активной деятельности самостоятельной работы; развитие интереса к предмету.

Оборудование к уроку:

  • компьютеры, телевизор (подключённый к компьютеру),
  • программное обеспечение - мультимедийные курсы “Открытая физика. Версия 2.5” раздел “Оптика”,
  • “Физика в картинках”.

Предлагаемые материалы можно использовать в качестве учебного пособия как на уроках по изучению дисперсии, дифракции, интерференции и поляризации света, так и как лабораторный практикум.

Лабораторная работа № 1.

“Дисперсия света”.

Цель: исследовать зависимость показателя преломления света от длины волны и скорости света в веществе.

Оборудование: образовательный мультимедийный курс “Физика в картинках” раздел “Оптика”.

Ход работы.

Измеряя длину волны монохроматического света и показатель преломления света, определите зависимость показателя преломления света от длины волны и скорости света в веществе.

Данные записать в таблицу.

Длина волны монохроматического света , нм Показателя преломления света n Зависимость показателя преломления света от длины волны и скорости света в веществе
     
     

Вывод.

Контрольные вопросы.

  1. Какое явление называется дисперсией?
  2. Кто открыл явление дисперсии?
  3. Сколько цветов было выделено и как это сочетание цветов было названо?
  4. Какая волна монохроматическая?

Лабораторная работа №2.

“Интерференционный опыт Юнга”.

Цель: исследовать явление интерференции света.

Оборудование: образовательный мультимедийный курс “Открытая физика. Версия 2.5” раздел “Оптика”.

Ход работы.

Компьютерная модель является аналогом интерференционного опыта Юнга. Можно изменять длину световой волны и расстояние между щелями d. На дисплее возникает в увеличенном масштабе интерференционная картина и распределение интенсивности на экране.

В нижнем окне высвечиваются значения угла сходимости лучей на экране и ширина интерференционных полос.

Измеряя расстояние щели, добейтесь устойчивой интерференционной картины. Определите разность хода I для испущенных щелями вторичных волн (Картинка №1).

Данные записать в таблицу.

Монохроматический свет , нм D = const L, м I =
         
         

Вывод.

Контрольные вопросы.

  1. В чём состоит явление интерференции света?
  2. Какие условия дают возможность наблюдать устойчивую интерференционную картину?
  3. Какие источники называются когерентными?
  4. Что позволяют измерить интерференционные опыты?

Лабораторная работа № 3.

“Дифракционный предел разрешения оптических приборов”.

Цель: изучить влияние дифракции на предел разрешения объектива зрительной трубы (телескопа).

Оборудование: образовательный мультимедийный курс “Открытая физика.

Версия 2.5” раздел “Оптика”.

Ход работы.

Измеряя длину волны , диаметр D открытой части объектива (диафрагментирование), определить угловое расстояние между двумя источниками света. Компьютер воспроизводит на экране наблюдаемые дифракционные изображения источников и распределение интенсивности света в дифракционных изображениях.

(Картинка № 2).

Данные записать в таблицу.

Монохроматический свет , нм D, см =1,22 , рад Распределение интенсивности света в дифракционных изображениях
           
           

Вывод.

Контрольные вопросы.

Что представляет собой дифракция света?

Основываясь на явлении дифракции был создан прибор для определения длины волны и исследования спектрального состава света. Что это за прибор?

Лабораторная работа № 4.

“Исследование поляризации света”.

Цель: исследовать поляризацию света.

Оборудование: образовательный мультимедийный курс “Открытая физика. Версия

2.5” раздел “Оптика”.

Ход работы.

Изменяя положение поляризатора и анализатора определить угол поворота, при котором свет становится поляризованным. Положение поляризатора и анализатора изменять по очереди (не одновременно). Экспериментально установить, как интенсивность света зависит от угла между разрешенными направлениями обоих поляроидов (Картинка № 3).

Данные записать в таблицу.

Монохроматический свет угол поворота поляризатора угол поворота анализатора
Белый    
Синий    
Красный    

Вывод.

Контрольные вопросы.

  1. Какое явление доказывает, что световая волна поперечная?
  2. Чем отличается естественный свет от плоско-поляризованного?
  3. Какое устройство называется поляризатором? Анализатором?