"Согласные звуки [Х,] [Х']. Слова-междометия". Тезисы

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с согласными звуками [x], [x’] и словами-междометиями.
  2. Развивать внимание, мышление, речь учащихся и повышать технику чтения.
  3. Воспитывать у учащихся умение слушать друг друга.

Ход урока

Организация класса на урок.

Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.

Проверка домашнего задания.

Учитель: назовите слова, в которых звуков больше чем букв в тексте “Воспитатели”.

Дети: Яна, ясли, ягнята, скорее.

Учитель: почему?

Дети: потому что буква я обозначает звуки [й], [a] и буква е обозначает звуки [й], [э] в начале слова или после гласных.

Обобщение. Учитель: что вы еще знаете про букву я?

Дети: буква я гласная, обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного.

Учитель: молодцы!

Знакомство с новыми звуками Выделение звуков из слов.

Учитель: на уроке мы познакомимся с новыми звуками и это, я вам предлагаю сделать самим

Класс делится на две группы. Каждая группа получает задание: карточку, на которой буквы расположены в неправильном порядке. Надо восстановить слово, определить первый звук и дать ему характеристику.

ХХОТАОЬТ ХХИКАИЬТ
1 32 5 64 87 1 3 2 56 4 87

(Дети составляют слово, сообразив что надо буквы поставить по натуральному ряду чисел, определяют звук и дают ему характеристику, затем садятся на свои места.)

Учитель: какое слово определила первая группа?

Дети: слово хохотать.

Учитель: какой первый звук в слове хохотать? Дайте ему характеристику.

Дети: первый звук [x] - согласный, твердый, глухой, непарный, шипящий.

Учитель: какое слово определила вторая группа?

Дети: слово хихикать.

Учитель: какой первый звук в слове хихикать? Дайте ему характеристику.

Дети: первый звук [x’] - согласный, мягкий, глухой, непарный, шипящий.

Учитель: молодцы! Назовите синоним слова хохотать и хихикать.

Дети: смеяться.

Учитель: чем отличаются по значению слова хохотать и хихикать?

Дети: хохотать – громко, а хихикать – тихо.

Учитель: мы еще поговорим об этих словах, но чуть позже.

Знакомство с буквой ха в виде физминутки.

Заранее раздать квадратные листочки синего цвета каждому ученику. Дети выполняют действия вместе с учителем.

Учитель: Загадаю вам загадку.

Становитесь на зарядку.
Раз – листочек поднимаем,
Два – листочек загибаем,
Три – еще разок свернули,
На четыре – развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!

Дети: буква х.

Учитель: А кто нам расскажет на что похожа буква ха? (Она похожа на раскрытые ножницы, вертушку, козлы для распиливания дров.Использовать наглядность.)

Работа с буквой ха.

В Азбуке дети работают со схемой – человечиком.

Дети: буква ха обозначает звуки [x] и [x’], поэтому башмачки закрашиваем один – синий, другой – зеленый, они глухие – на голове черная шапочка. Фон синий, так как звуки согласные.

(Образец на доске)

Учитель: ребята вы отлично справились с работой. Ну, а сейчас задание на внимание.

Из строчек с разными буквами вы должны за 30 секунд вычеркнуть как можно больше букв ха.

По хлопку в ладоши начинаем и по хлопку заканчиваем.

апмхсыдихцнвисбмоахфчяяивнюмиповыах

итанкымчпвхадтрпнашмохчиврхыосьмтаха

хмпвдтопнхыпсичахыцнфятаходжэхапкнш

миахыпвкснхвпсеыцшитахвжибпшеонаивш

виспанкхрвпахврцщахмьптихфямчпхтааагн

мхвтчохмтарвкехпоарегхвочтахсиахмтеофж

ырсакнвиаомрфдихюжэаопгылхрпгцнкемие

Учитель: подведем итоги. Кто вычеркнул букв ха меньше 10? Кто больше? Ваш результат с каждым днем все выше. Я рада за вас. Мы продолжим развивать ваше внимание и дальше.

Чтение слогов и слов в Азбуке.

Учитель: прочитайте слоги хором. Прочитайте слоги с твердым согласным [x]громко, а слоги с мягким согласным [x’] тихо.

Прочитайте слова в трех столбиках самостоятельно очень внимательно, так как мы с ними будем сейчас работать.

Прочитайте название рыбы в первом столбике (хек) – фонетический разбор.

В слове халат подчеркните гласные. Какие подчеркнули?

Дети: две буквы а.

Учитель: в слове хорошо какую гласную надо проверить?

Дети: вторую гласную можно проверить – хороший, а первую надо запомнить.

Лексическая работа со словом химия (наука о составе и строении вещества)

Учитель: назовите профессию людей от слова химия (химик) . В нашем городе Кемерово эта профессия важная. Почему?

Дети: у нас много химических заводов ( Азот, Коксохим, Химмаш и другие)

Учитель найдите слово в котором есть приставка. (запах) , выделите приставку, от какого слова оно образовано? (пахнуть)

Образуйте однокоренное слово, называющего человека, который занимается охотой (охотник) , подчеркните в слове охота опасное место первую о красным карандашом.

Прочитайте слова с одним слогом (хек) , с двумя слогами (халат, запах, уха, стихи, ехал) , с тремя слогами (хорошо, химия, охота, )

Физминутка.

Игра. Встают дети друзья Тома твердых согласных звуков, если услышат твердый звук[x] в слове и друзья Тима мягких согласных, если услышат мягкий звук [x’]. (хитрый, халва, хлеб, хижина, холодильник, хиппи) Над головой поднимают синие и зеленые карточки.

Знакомство с междометиями.

Учитель: рассмотрите картинки на кубиках. Расскажите, какие чувства переживает мальчик на первой картинке.

Дети: восхищение, восторг.

Учитель: прочитайте предложение под кубиком именно с таким чувством, пробуя повторить жест мальчика.

А какие чувства переживает второй мальчик? (Неудовольствие, усталость)

Прочитайте предложение под кубиком, передавая голосом усталость.

Учитель: поднимите руку, кто испытывал чувство холода.

Прочитайте это предложение, вспомнив это чувство.

Скажите, какие слова помогли передать разные чувства: восторга, усталости, холода?

Дети: маленькие слова ах, ох, ух.

Работа с текстом.

Учитель: продолжим знакомство с маленькими словами в тексте “Ах и Ох”.

Прочитайте заглавие. Почему эти слова написаны с большой буквы?

Дети: возможно, имена людей.

Учитель: а разве есть такие имена? (предположения детей) .

Учитель: правы ли наши предположения, мы узнаем, когда прочитаем текст.

Чтение текста вслух. Читают текст ребята, хорошо читающие.

Учитель: правильны ли оказались наши предположения, что Ах и Ох, имена людей?

Ответы детей.

Учитель: почему так неопределенно говорится о времени и месте?

Какие тексты зачастую так называются? (Сказки)

Учитель: прочитайте какой был Ах. Прочитайте какой был Ох. Какую работу выполняет Ах? С каким настроением? Работает ли Ох? Чем он занят? (ходит-бродит, охает)

Внимательно пробежите глазами текст и выделите слова Аха иОха.

Прочитайте слова Аха. (дети читают слова) Прочитайте слова Оха. (передать чувства радости, неудовольствия, каприза)

Давайте составим модель-описание характера наших героев.

Ах. Ох.
Веселый, жизнерадостный, работящий. Недовольный, ноющий, ленивый.

Учитель: как называют людей с характером Аха? (оптимисты)

Как называют людей с характером Оха? (пессимист) .

Что можно сказать о характере двух братьев? (разные)

К какому фрагменту текста относится иллюстрация?

Соответствуют ли имена характерам героев?

Еще раз скажите, какие слова передали чувства героев?

Обобщение: так вот ребята, эти маленькие слова, которые выражают чувства и побуждения, но не называют их, в русском языке называют – междометием и их много. Хотите узнать какие еще есть междометия? Прочитайте по цепочке.

Ах.ай, ба, о, ох, эх, увы, ура, фу, тьфу, фи.

Учитель: как вы думаете, что они выражают?

Дети: чувство настроения (восторг, удивление, страх, горе) .

Учитель: прочитайте следующую группу по цепочке и скажите, что они выражают.

Вон, тсс, цыц, ну, брысь, ну-ну, эй.

Дети: побуждения (желание удалить кого-нибудь, прекратить какое-то действие, побуждение к речи, действию)

Физминутка.

Учитель: как мычит корова? (му-му-му) Как лает собака? (гав-гав) Что делают эти слова? (издают звуки, подражают животным) . Эти звуки могут быть междометием? (Нет, они не выражают чувство)

Все вы знаете, что петух поет “ку-ка-ре-ку”, а в Германии считают, что петух поет “Ки-ке-ре-ки”,

В Турции “ко-ко-ри-ко”. Почему возникла такая разноголосица? (В каждой стране люди приспосабливают звуки животных к своему языку) .

Эти слова называются как? (звукоподражательными)

Работа со стихотворением.

Учитель: прочитайте название стихотворения Олега Григорьева.Что это за слова? (звукоподражательные) Можно ли предположить что-то о настроении по заглавию стихотворения?

(ответы детей)

Работа с иллюстрацией.

Учитель: кто герой стихотворения? Что его рассмешило? Прочитайте стихотворение шепотом. Подтвердились наши предположения? Над чем смеялся мальчик? Прочитайте вслух стихотворение и найдите звукоподражательные слова, которые подходят к словам хохотать и хихикать.

Хохотать - хо-хо! Ха-ха!

Хихикать – хе-хе! Хи-хи! (на доске таблички)

Выразительное чтение стихотворения.

Что можно сказать о мальчике? (Он любит читать и у него есть чувство юмора.)

Как понять щекотные стихи?

Понравилось вам это стихотворение? Что можно сказать об авторе? (Он веселый, понимает детей, видит мир глазами детей.) Какие стихи О.Григорьева вы уже читали? (“Яма”)

Обобщение: стихи О.Григорьева интересны и забавны. Он находит необыкновенные сравнения, играет словами, описывает необычные случаи с помощью юмора.

Итог урока: Какое открытие вы для себя сегодня сделали?

Домашнее задание: нарисовать портреты двух братьев Аха и Оха, выразительно читать стихотворение.