Урок обобщения по физике для 5-го класса на тему: "Три состояния вещества"

Разделы: Физика


Урок систематизации и закрепления пройденного с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и информационных технологий.

Тема урока: “Силы разной природы”.

План урока.

1. Организационный момент. Приветствие.
2. Обзор домашнего творческого задания: иллюстраций механических, электрических и магнитных сил, с обоснованием и разъяснением.
3. Постановка цели урока. Объявление темы урока. Разделение на группы.
4. Работа в группах.
5. Отчёт групп с демонстрацией опытов.
6. Посадка на свои места. Раздача индивидуальных таблиц.
7. Закрепление.
8. Подведение итогов. Домашнее задание.

Цели урока.

  • Обучающие:  повторение и закрепление понятий: “механическая сила”, “электрическая сила”, “магнитная сила”; освоение учащимися нового способа обобщения учебного материала (с помощью составления сравнительной таблицы).
  • Развивающие: продолжение развития ряда важных психических качеств учащихся, а именно, формирование надпредметных умений ставить и решать проблемы, рассуждать, делать выводы на основе сравнения и обобщения.
  • Воспитательные: реализация возможностей любого ученика быть соавтором разворачивающегося сценария урока, ведение межученического диалога (умение начала и поддержки диалога, аргументации своих позиций).

Оборудование: динамометр, электроскоп, магнит, магнитная стрелка, тела разной массы, металлические шарики, эбонитовая палочка, шерсть, детский шарик, игрушки, раздаточный материал.

ТСО:

1.Электронная контрольная таблица.
2. Мультимедийный курс “Физикус”.
3. Мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие (1 мин.)

2. Обзор домашнего творческого задания, иллюстраций механических, электрических и магнитных сил, с обоснованием и разъяснением. (5 мин.)

На учебной доске фиксируются творческие работы, в которых ученики иллюстрировали разные виды сил. Наиболее интересные комментируются автором (отвечая, необходимо обосновать, почему именно таким образом изображен данный вид сил).

3. Постановка цели урока. Объявление темы урока. Разделение на группы (2 мин.)

После постановки цели урока класс делится на три группы. Деление происходит на основании психолого-педагогической характеристики класса так, чтобы в каждой команде было равное количество “лидеров” и “аутсайдеров” (см. Таблицу 1).

4. Работа в группах (15 мин.)

Каждая группа получает заготовку таблицы (см. Таблицу 2) которую они должны заполнить, опираясь на свои знания по данной теме. Происходит систематизация свойств и особенностей сил разной природы. После заполнения таблицы, готовится сообщения от группы с подбор наглядных демонстраций.

5. Отчёт групп с демонстрацией опытов (8 мин.)

Контроль правильности выполнения работы с помощью электронной таблицы. Таблица создана учащимися лицея на уроках информатики на языке С + +, позволяет с помощью левой и правой клавиши мыши показывать ученикам, верный или неверный ответ они дали: зелёный цвет – верный, красный – если ответ не верный.

1

Виды сил

Механические

Электрические

Магнитные

2 Причина возникновения Взаимодействие тел Трение тел друг о друга Особенности внутреннего строения
3 Можно ли измерить или обнаружить силу? Можно измерить динамометром Можно обнаружить с помощью электроскопа Можно обнаружить с помощью компаса
4 Зависит ли действие силы от расстояния между телами? да да да
5 Зависит ли сила от массы взаимодействующих тел? да нет нет
6 Какие изменения происходят в результате действия силы? Изменение скорости или деформация тел Притяжение или отталкивание тел Притяжение железных тел
7 Применение Механические игрушки Электрические приборы Телефон, микрофон, в медицине, в быту

6. Посадка на свои места. Раздача индивидуальных таблиц (2 мин.)

Демонстрация игрушек.

7. Закрепление (5 мин.)

В качестве закрепления демонстрируется особенности электрических и магнитных сил с помощью мультимедийного курса “Физикус”.

8. Подведение итогов. Домашнее задание (2 мин.)

Таблица 1.

Ф.И.

Пол

Темпрамент (предполож.)

Тип нервной системы

Ассиметрия головного мозга

Ведущий канал восприятия

Мат. Аспект логич. мышления

Успешность обучения

Ведущий мотив учебной деятельности

“Роль” в коллективе

Степень обученности

1                      
2                      
3                      
4                      
5                      
6                      

Таблица 2.

1 Виды сил: Механические Электрические Магнитные
2 Причина возникновения:      
3 Можно ли измерить или обнаружить силу?      
4 Зависит ли действие силы от расстояния между телами?      
5 Зависит ли сила от массы взаимодействующих тел?      
6 Какие изменения происходят в результате действия сил?      
7 Применение: