Сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, оставляет желать много лучшего, и динамика развития показателей здоровья неблагоприятна. Два школьных урока физической культуры в неделю не позволяют у учащихся полностью выработать потребность к регулярным занятиям физической культурой. Внеклассная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа становится неотъемлемой частью педагогического процесса, направленного на воспитание всесторонне физически и духовно развитой личности. Этому способствует организация и проведение спортивно-массовых мероприятий.
Задачи, решаемые в процессе внеклассной работы, многообразны:
- содействие укреплению здоровья, закаливанию и разностороннему физическому развитию школьников;
- воспитание их в духе патриотизма, коллективизма и дружбы, выработка высоких морально-волевых качеств, повышение дисциплины и организованности;
- широкое развитие отдельных видов спорта в школе и повышение спортивно-технических результатов учащихся;
- подведение итогов учебно-тренировочной работы, выполнение спортивной классификации, выявление интересов детей к отдельным видам спорта, привлечение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями, пропаганда и популяризация спорта.
Велика, неоценима роль школы в физическом воспитании подрастающего поколения. Через нее проходят дети, и от того, как учитель сможет привить стойкую любовь к физической культуре и спорту, зависит, насколько крепкими, здоровыми, волевыми вступят в жизнь выпускники нашей школы.
Хорошо продуманная система внеклассной работы во многом способствует физическому воспитанию и развитию спорта среди сельских школьников.
Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации: спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях и др. Особое внимание при проведении этих мероприятий уделяется соответствию учебному материалу, изучаемому на уроках, чтобы сочетание учебных и внеклассных мероприятий способствовало совершенствованию двигательных умений и навыков детей, содействовало укреплению здоровья, прививало учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Проводя спортивно-массовые мероприятия, обязательно учитываются особенности учащихся.
Младший школьный возраст (1–IV классы)
характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить мероприятия со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе мероприятий делаются короткие перерывы для отдыха. У школьников в этом возрасте предметно-образное мышление. Исходя из этого, организуются конкурсы, эстафеты, праздники на основе сюжетов сказок. Поскольку координация движений у детей еще не совершенна, в проводимые мероприятия включаются действия, требующие проявления точности движений, чувства времени и пространства.
Слабое развитие мышечной системы (особенно брюшного пресса и спины) не допускают использование упражнений с активными единоборствами, с переноской и передачей друг другу тяжелых предметов. Вместе с тем не противопоказаны кратковременные силовые напряжения (перетягивание каната). У ребят в этом возрасте начинают активно формироваться навыки общественного поведения, заинтересованность в совместных действиях, умение бороться за свое место и общий порядок в коллективе. Однако у ребят еще слабо развита способность к умственному анализу, несмотря на то, что многие из них уже умеют ответственно относиться к своим поступкам, скрывать переживания, проявлять чувство товарищества.
Средний школьный возраст (V–VI классы)
характеризуется растущей устойчивостью организма по отношению к проявлению физических усилий. Повышаются функциональные возможности, исчезают неэкономные движения, требующие затраты сил, что позволяет ребятам участвовать в мероприятиях с большой интенсивностью и относительной длительностью двигательных действий. В этом возрасте крепнет костно-связочный аппарат, продолжает развиваться мышечная система, формируется и укрепляется волевая сфера, ярче проявляются такие качества, как смелость, самостоятельность, решительность и инициатива. Вместе с тем дети не всегда правильно разбираются, в каком соотношении находятся самостоятельность и дисциплинированность, активность и выдержка, смелость и осторожность. В связи с этим необходимо не допускать излишнего возбуждения и напряжения.
Подростковый возраст (VII–IХ классы)
характеризуется интенсивным развитием и перестройкой всего организма. В занятиях физическими упражнениями находят отражение многие особенности этого переходного возраста, для которого характерно превращение мальчика в юношу, девочки – в девушку. Усиленно растет костная система (особенно трубчатые кости), дети заметно прибавляют в росте. Сердечно-сосудистая система хорошо приспосабливается к длительным двигательным действиям непрерывного характера. К 14–15 годам заканчивается развитие двигательного анализатора, что способствует улучшению координации, точности и экономичности движений. Физиологическая перестройка организма осложняет деятельность нервной системы, что нередко выражается в нарушении уравновешенности, обострении чувства самолюбия. Поэтому необходимо проявлять тактичность и выдержку, сочетая эти качества с требовательностью.
У старшеклассников (Х–Х1 классы)
широко применяю упражнения военно-прикладного характера, спортивные игры (волейбол, футбол и др.), все игровые формы сюжетно-конфликтного характера без соприкосновения и с соприкосновением соперников.
Знание особенностей физического развития детей позволяют проводить спортивно-массовые мероприятия на высоком педагогическом уровне.
Методика подготовки и проведения спортивных и физкультурно-массовых мероприятий
Проведение школьных соревнований и праздников необходимо начинать со второй половины сентября, когда учащиеся адаптируются к учебным нагрузкам.
Подготовка и проведение спортивных соревнований предусматривает целый комплекс мероприятий
– создание оргкомитета;
– разработка “Положения о соревновании”;
– составление программы соревнования;
– разработка сценария (время, место, разметка
площадки, подготовка инвентаря и т.д.);
– распределение обязанностей среди членов
оргкомитета;
– подготовка и вывешивание объявлений и прочей
информации;
– проведение совещаний с физоргами или
капитанами команд и ознакомление их с программой
соревнований;
– тренировка команд (с учетом, использованием
различных форм занятий);
– подбор и утверждение судейской коллегии из
числа учащихся, педагогов;
– заседание судейской коллегии совместно с
представителями оргкомитета;
– подготовка дипломов, грамот, призов, сувениров,
подарков и т.д.;
– определение состава жюри, почетных гостей и
своевременное их оповещение;
– подготовка ведущего и судьи-информатора;
– подготовка членов комиссии по пропаганде
(фотограф, телевидение и др.);
– проверка материальной части;
– подбор и запись музыкального сопровождения;
– оформление мест соревнований (флаги,
ограждения, транспарантов и т.д.);
– проведение соревнований;
– оформление информационного стенда;
– подведение итогов и составление отчета о
соревновании.
Спортивные и физкультурно-массовые мероприятия в школе
Сроки проведения |
Мероприятия |
Программа стартов |
Сентябрь | 1. Соревнования по туризму 2. Праздник, посвящённый началу учебного года |
Спортивное ориентирование, преодоление
полосы препятствий, конкурсы V–XI кл. Легкоатлетическая эстафета I–XI классы |
Октябрь | Осенний кросс “Золотая осень” | II Кл – 500 м; III Кл– 800 м; IV Кл –1000 м; V–VI кл – 1500м; VII кл– 2000м; VIII – XI кл– 2000м(дев.); VIII– XI кл–3000м(юноши) |
Ноябрь | 1. Подвижная игра “Снайпер” 2. Волейбол |
III – VI классы VIII–XI классы |
Декабрь | 1. Первенство школы по гимнастике. 2. “День открытых дверей”: конкурс “Мама, папа, я – спортивная семья” |
I–VII кл. (дев.) – подтягивание на низкой
перекладине из виса лёжа; VII–XI кл. (дев.) –
поднимание туловища лёжа на спине, руки за
головой; II–XI кл. (мал., юноши) – подтягивание на
высокой перекладине, гимнастическая полоса
препятствий. V классы |
Январь | 1. Пионербол 2. Весёлые старты |
VII–VIII классы I–IV классы |
Февраль | 1. Первенство школы по лыжным гонкам 2. Праздник, посвящённый Дню защитника Отечества “А, ну-ка, парни!” |
II–IV кл.– 1 км; V–VII кл.– 2 км; VIII–IX кл.–3
км; X–XI кл.–3 км. (дев.), 5 км. (юн.)
Массовые старты по военно-прикладным видам спорта (IX–XI кл.) |
Март | 1. Праздник, посвящённый Международному
Дню “А, ну-ка, девушки!” 2. Баскетбол |
Упражнения с предметами, элементы
современных танцев, игры, эстафеты VIII–IXклассы |
Апрель | 1. День здоровья 2. Первенство школы по прыжкам в высоту |
I–XI классы V–XI классы |
Май | 1. Соревнования по лёгкой атлетике 2. Первенство школы по футболу 3. Праздник, посвящённый окончанию учебного года |
Бег: I–III кл. – 30 м; IV–IX кл. – 60 м; X–XI кл.–100 м; IV–XI кл.– прыжок в длину с разбега; IV–IX кл.– метание мяча (150 г.); X–XI кл.– метание гранаты (500–700 г.) V–XI кл. Массовые старты по различным видам спорта. Эстафеты |
Традиционная легкоатлетическая эстафета, посвящённая началу учебного года.
Большой популярностью среди учащихся всех возрастов нашей школы пользуется легкоатлетическая эстафета, которая традиционно проводится в начале каждого учебного года. Такая эстафета требует самой тщательной подготовки, так как проходит по центральной улице поселка. Подготовка судейской коллегии и оргкомитета начинается в конце августа. К проведению эстафеты привлекаются администрация школы, учителя, учащиеся, руководители предприятий поселка и частные предприниматели. С первых дней занятий в школе учащиеся ведут подготовку команд к этой эстафете. Разметка этапов проводится за 1 день до старта, чтобы учащиеся ознакомились со своей дистанцией. Команды формируются от каждого класса, с первого по одиннадцатый, смешанные, состоящие из 10 человек (5 девочек + 5 мальчиков). Зачет и забеги проводятся по параллелям. Заявки, заверенные врачом и классными руководителями, подаются за день до начала соревнований главному судье. Эстафета традиционно состоит из 10 этапов. В назначенный день команды вместе с классными руководителями собираются для торжественного открытия соревнований. На параде открытия исполняется гимн и поднимается государственный флаг России. Участников приветствуют представители администрации поселка, школы, руководители предприятий. Представляется судейская бригада. По окончании торжественной части участников разводят по этапам, и дается старт эстафете. Маршрут этапов расположен так, что финиш последнего этапа совпадает с линией старта. Это дает возможность зрителям наблюдать ход соревнований по всей дистанции. На параде закрытия объявляются итоги эстафеты, и спонсоры соревнований проводят награждение победителей и всех участников. Такая эстафета в начале учебного года дает заряд бодрости и хорошего настроения, является хорошим средством для сплочения школьного коллектива.
День открытых дверей.
Наиболее популярными в нашей школе в “День открытых дверей” стали конкурс “Мама, папа, я – спортивная семья” и соревнования по волейболу (баскетболу) между командами детей, родителей, учителей.
Подготовка ко “Дню открытых дверей” начинается за месяц до назначенной даты. На заседании совета коллектива физкультуры выбирается организационный комитет, в состав которого входят:
– завуч по воспитательной работе, председатель
совета коллектива физкультуры,
– представитель родительского комитета, учителя
физической культуры.
Оргкомитет разрабатывает программу соревнований, проводит агитационную работу. За 10–15 дней красочно оформленное положение вывешивается на школьных стендах, а объявления о дате, времени и месте проведения соревнований по всему поселку. К соревнованиям привлекаются различные общественные и частные организации для оказания спонсорской помощи. При подготовке конкурса “Мама, папа, я – спортивная семья” определяется возраст ребенка, и в соответствии с возрастными особенностями составляется программа соревнований.
Открытие праздника начинается с построения команд участников, на котором они сами представляют название и девиз своей семейной команды. Затем называется состав жюри, членами которого являются представители администрации школы, родителей, учащихся. Объявляется программа соревнований и система оценок за каждый конкурс. Очки, полученные командами, сразу помещаются на информационное табло, чтобы участники и зрители могли непосредственно видеть итог каждого конкурса.
1. Линейная эстафета с бегом. Участники выстраиваются в колонны по одному перед лицевой линией. На равном расстоянии от стартовой линии перед каждой командой ставят стойки. Начинают эстафету папы. По сигналу судьи они с высокого старта бегут к стойкам, обегают их, возвращаются к своей команде, передают эстафету мамам, касаясь рукой их ладоней, и становятся в конец своих колонн. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
2. “Официант” По сигналу эстафету начинает папа. Он должен пронести воздушный шар на подносе до кегли и обратно, передав его маме. Мама, в свою очередь, передает эстафету сыну или дочери.
3. “Сороконожка” Участники бегут по очереди, обегая стойку. Когда папа оббегает команду, за него цепляется мама и т.д. Побеждает та команда, которая раньше заканчивает эстафету.
4. “Сквозь игольное ушко” Папа бежит до обруча, продевает его через себя, оставляет на линии, бежит до стойки, оббегает ее, вновь продевает обруч и передает эстафету маме касанием руки и т.д.
5. “Хоккей на траве” Участвует вся семья. Поочередно ведут гимнастической палкой большой надувной мяч мимо кеглей, поставленных змейкой.
6. “Обручальное кольцо” Участвуют папа и мама. Закрепив разноименные ноги в обруче, папа и мама в таком положении оббегают стойку, и передвигаются к линии финиша.
7. “Золушка” Эстафету начинает папа. Он берет в руки ведро, в котором находятся кубики, и по сигналу бежит вперед, на средней линии высыпает кубики, возвращается назад и передает пустое ведро маме. Она бежит, собирает кубики, передает ведро сыну (дочери), который вновь высыпает кубики. Мама собирает “мусор” в ведро снова. В эстафете побеждает та команда, чья мама быстрее соберет “мусор” в ведро и вернется в команду.
8. “Баба-Яга в тылу врага” Папа садится
верхом на швабру, удерживая ее руками между ног.
На своем “помеле” нужно оббежать стойку и
вернутся, чтобы передать швабру маме и т.д.
По окончании соревнований проводится парад
закрытия, на котором происходит награждение
победителей и участников памятными призами.
По завершении семейных состязаний на игровую
площадку приглашаются команды из числа учащихся
старших классов, их родителей и учителей школы.
Капитаны представляют свои команды. Проводится
жеребьевка, и начинаются игры по волейболу
(баскетболу). Судьи выбираются заранее из числа
учащихся и родителей. По окончании игр на
торжественной церемонии проводится награждение
команд родителей, учащихся, учителей сувенирами
и подарками.
Такие дружеские встречи детей, родителей,
учителей дают положительный эффект не только в
достижении спортивных результатов, но в большей
степени для сближения детей с родителями,
учителями. Соревнования проходят очень
эмоционально и дают всем участникам большой
заряд энергии и здоровья. Таким образом,
физкультура и спорт становятся неотъемлемой
частью здорового образа жизни в семье.