Математика, 1-й класс. Решение задач и примеров. Закрепление

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема урока: Решение задач и примеров. Закрепление.

Цель: создание условий для совершенствования знания таблицы сложения и вычитания, умения выделять составные части задачи.

Задачи:

  • научить точно и чётко объяснять, что неизвестно, что следует из условия задачи;
  • развивать навык быстрого счёта;
  • воспитывать самостоятельность и инициативу, настойчивость в преодолении трудностей.

Оборудование: учебник “Математика” (М.И. Моро, М.А. Бантова, I класс 1 –4); карточки с числами; плакат – эскиз; индивидуальные полотна; мольберт, кисти, краски; папки, с алгоритмами; фишки с числами.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Сообщение темы и задач урока

III. Этап подготовки учащихся к закреплению

– Ребята, у меня 2 рисунка. На каком рисунке изброжен художник? Как вы догадались? (Стоит у мольберта, в руках краски и кисти.)

– Сегодня мы организуем художественную мастерскую. Там художники пишут картины, в которых выражают своё настроение. Сначала они выполняют эскиз, потом пишут картину маслом или акварелью. (Дети знакомы со значением слов эскиз и сюжет.) На чём пишут картины? (На холсте, ватмане.)

– Ребята, посмотрите, даже по эскизу понятно какое время года изобразил художник. (Зима.)

– А какой самый любимый детский праздник в это время года? Почему? (Новый год – это для всех подарки, елки, украшения, Дед Мороз, Снегурочка.)

– С чего начинает свою работу художник, если сюжет картины выбран? (С выбора, на чём и чем писать.)

IV. Этап закрепление знаний

1. Актуализация знаний о геометрических фигурах.

– Какую форму имеют картины?

– Какие ещё геометрические фигуры мы знаем?

– С помощью каких линий художник выполнил эскиз?

– На эскизе линия горизонта как обозначена?

(_______)

– Контур леса? (N)

– Дупло? (О)

– Ветка дерева? (N)

– Стог сена?

2. Закрепление знаний состава числа.

– Какими инструментами пользуется художник при написании картины? (Кистью)

– Кисти бывают под разными номерами. Для чего? (Чтобы выполнять тонкие и толстые линии, заливать фон.)

Представлен плакат в виде кисти. На материале, размещённом на плакате, отрабатывается состав числа 10 (8, 6, 4.)

3. Решение задач изученных видов.

– Ребята, обратимся снова к нашему эскизу. Перед нами дупло дерева. Кто может жить в нём? (Сова, белка.)

– Что заготовила белка на зиму? (Орехи, грибы.)

3.1 Белка приготовила на обед три больших ореха и четыре маленьких. Сколько всего грибов приготовила белка?

– Сможем ли мы ответить на поставленный вопрос? (Нет.)

– Почему?

– Как нужно изменить вопрос, чтобы мы могли решить задачу?

– На индивидуальных полотнах с помощью карточек с цифрами покажите решение задачи.

Идёт проверка решения.

3.2. На эскизе избражены две елки. Допустим, что одна ёлка высотой 1 м, а другая на 2 м выше. Какова высота второй ёлки? Покажите отрезками на чертеже, что значит на 2 метра выше.

Все дети выполняют чертёж в тетрадях.

– Какое арифметическое действие должно быть выполнено для получения ответа на вопрос задачи?

Запись решения задачи в тетрадь.

3.3. В нашем учебнике на странице 110 нарисована ёлка в цвете. Кто изображен около ёлки? (Дед Мороз и Снегурочка.)

Физминутка

Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём.
Сядем в саночки –
Самокаточки.

Страница 110 задание 20.

На партах находятся индивидуальные папки с алгоритмами для читающих детей и условными обозначениями для начинающих читать.

1. Прочитай задачу самостоятельно. А
2. Расскажи задачу ?
3. Выдели части задачи. У. В.
4. Объясни, можешь ли сразу ответить на вопрос задачи. = ?
5. Выполни решение.
6. Ответь на вопрос задачи? ? =

С помощью алгоритма проводится разбор задачи и выполняется решение.

3.4. Страница 110, задание 21.

Решается самостоятельно.

4. Решение примеров на сложение и вычитание. Чтение разными способами.

– Одну из ёлок на эскизе художник украсил игрушками. Эта ёлка для животных, которые живут в лесу. А вот какие животные ждут праздника, и какие игрушки на ёлке мы узнаем, когда решим примеры на сложение и вычитание.

На эскизе расположены фишки с номерами, дети решают примеры, находят ответы на фишках и фишки переворачивают. На обратной стороне фишек животные и игрушки.

5 + 3
5 + 2
5 + 1
5 – 1
5 – 2
5 – 3
7 – 3
7 – 2
7 – 1
8 + 2
8 + 1
8 + 0

Чтение примеров разными способами.

5 плюс 3
5 да 2
5 и 1
5 без 1
5 минус 2
5 вычесть 3

– Посмотрите, как мы украсили нашу ёлку. Ведь животные, также как люди, радуются новогоднему празднику, и теперь у них есть такая ёлочка. Давайте её им подарим.

5. Работа в парах.

– На карточках написан ряд чисел. Найдите лишнее число и объясните, почему оно лишнее.

(Каждой группе даётся отдельное задание.)

  • 2 4 5 6 8 (5 нечётное)
  • 2 4 6 8 10 (10 двузначное)
  • 1 3 5 7 8 9 (8 четное)
  • 1 2 3 4 5 10 (10 двузначное)

IV. Итог

– Понравилось ли вам в художественной мастерской?

– Что больше?

– Кто лучше стал знать таблицу сложения?