Методическая разработка урока грамоты в 1-м классе "Знакомство с буквой Б, б"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: “Знакомство с буквой Б, б”

Предмет изучения: звуки речи, графическое обозначение звуков [б] и [б’] – буквы Б, б.

Цели:

  • Обучающие:
    • познакомиться с графическим изображением звуков [б] и [б’] – буквами Б, б;
    • совершенствовать навык чтения слогов и слов с изученными буквами.
  • Развивающие:
    • развивать фонематический слух и навык проведения звукобуквенного анализа слов;
    • развивать наглядно-образное мышление посредством построения букв и использования пространственных моделей;
    • развивать воображение, внимание.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, учить детей сотрудничать.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование:

  • Учебник “Грамота” авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова,  Е.Э.Кочурова, В.Н.Рудницкая Москва, Вентана-Граф, 2005 г.
  • Тетрадь “Грамота” №3, авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, Е.Э.Кочурова, В.Н.Рудницкая Москва, Вентана-Граф, 2005 г.
  • Наборы фишек для звукового анализа слов (индивидуальные и демонстрационные).
  • Наглядное пособие “Окошечки” (индивидуальные и общее).
  • Тетрадь “Я учусь читать и писать”, авторы М.М.Безруких, М.И.Кузнецова, Е.Э.Кочурова.
  • Книги “Весёлая азбука” С. Маршака и Ю.Раевского.
  • Рисунки: баран, барабан, белочка, бабочка, маленькие бабочки.
  • Корзинка.
  • Набор деревянных палочек разного размера и цвета.
  • Касса букв.
  • Лента букв.
  • Рисунок деда Буквоеда.
  • Набор карточек “Азбука”.
  • Набор демонстрационных карточек письменных букв.
  • Ручка для письма, цветные карандаши.

Примечание: На уроке присутствуют родители учащихся, поэтому они являются участниками учебного процесса на данном занятии.

ХОД УРОКА

I. Эмоциональный настрой

– Доброе утро, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. В гостях у нас ваши мамы и папы. Они хотят увидеть, чему вы учитесь на уроках грамоты.

– А что мы будем делать на уроке грамоты? (Ответы детей, планирование деятельности.)

– Приглашаю вас, ребята, образовать общий круг и поиграть. Игра называется “Я – молодец! И ты – молодец!”.

Дети встают в круг, каждый ребёнок произносит слова “Я – молодец!”, поворачивается к соседу и произносит “И ты – молодец!”.

– Мы с вами все молодцы. А вам хочется, чтобы ваши мамы и папы каждому из вас сказали “Ты – молодец!”? (Ответы детей.)

– А что для этого нужно делать на уроке? (Ответы детей.)

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь родителям, улыбнитесь мне и порадуйте всех хорошей активной работой.

II. Активизация познавательной деятельности

– Вы верите в чудеса? (Ответы детей.)

– И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами сами создадим чудо в своём воображении. Представьте, что к нам на ладошку опустилось чудо, а какое вы сами отгадаете:

Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Наш цветок кружит и вьётся.

Учитель читает загадку, а дети выполняют движения, соответствующие тексту.

– Что это за чудо? (Ответы детей.)

– Да, действительно, к нам прилетела БАБОЧКА-БЕЛЯНОЧКА (вывешивается рисунок с изображением бабочки с белыми крылышками).

– Она села мне на ладошку и принесла с собой новые звуки. Вы догадались какие? (Ответы детей.)

– Почему вы решили, что именно эти звуки принесла наша гостья? (В слове бабочка первый звук [б], а в слове беляночка – звук [б’]).

– Да, бабочка-беляночка принесла нам звуки [б] и [б’]. Эти звуки тоже наши гости на сегодняшнем уроке. “Передайте” друг другу бабочку вместе с новыми звуками. (Дети “передают” воображаемую бабочку и называют звуки [б] и [б’]).

– Все вместе назовите “серьёзный звук” (Дети называют звук [б].)

– Назовите его “доброго братика” (Дети называют звук [б’].)

III. Целеполагание

– Что будем с этими звуками на уроке делать? (Предложения детей.)

– Да, мы будем исследовать эти звуки, заменим их буквами, научимся читать с ними слоги и слова. Молодцы! Садитесь на свои места.

Дети садятся.

IV. Звуковой анализ слов

1. Характеристика звука

– Бабочка прилетела на наш урок не одна, а со своими подругами.

Открываются прикрепленные к доске бабочки.

– Но эти бабочки не простые, они принесли нам задания и хотят узнать, справитесь ли вы с ними. (Выслушивается мнение детей по поводу их желания выполнить задания, затем учитель снимает первую бабочку и читает задание на обороте.)

– Первая бабочка хочет узнать, в каких ещё словах встречается её любимый звук [б]. “Положите” слова со звуком [б] в корзинку.

Дети называют слова со звуком [б] и “кладут” их в корзинку.

– А какие слова вы можете назвать со звуком [б’]? “Положите” их в другую корзинку.

Дети называют слова со звуком [б’] и “кладут” их в корзинку.

– Вы отлично справились с заданием, “набрали” полные корзины слов с новыми звуками, вы опять – молодцы!

– А другая бабочка даёт задание – охарактеризовать новые звуки. Чтобы дать характеристики звукам, надо вспомнить, на какие 2 группы делятся все звуки речи.

Ответы детей: гласные и согласные.

– Самостоятельно определите, к какой группе относятся новые звуки. Докажите это.

Ответы детей: звуки согласные, так как при произношении встречают во рту преграду, не поются, не тянутся.

– Определите, звонкие эти звуки или глухие. Докажите.

Дети кладут руку на горлышко и определяют, “включился” ли моторчик. Ответы детей с доказательством.

– Обобщите всё, что вы узнали о новых звуках. (Звуки [б] и [б’] согласные, звонкие, один твёрдый, другой мягкий.)

2. Речевая разминка

– Третья бабочка предлагает разгадать предложение. Согласны?

– Первое слово в предложении поможет отгадать цвет крыльев нашей бабочки (белый)

Одновременно проводится игра “Живое предложение”.

– Иди, Рома, к доске. Ты будешь словом “белый”.

– Второе слово вы отгадаете из загадки:

По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.

Дети отгадывают слово баран.

– Влад, ты будешь словом “баран”.

– Третье слово отгадайте из пантомимы. (Дети отгадывают слово бил)

– Лиза, ты будешь словом “бил”.

– Четвёртое слово прочитаете в азбуке на стене. Назовите твёрдый звук, который обозначается буквой В. (Дети произносят звук ].)

– Жанна, ты будешь словом “в”.

– Последнее слово возьмите с рисунка. (рисунок барабана)

– Таня, ты будешь словом “барабан”.

– “Прочитайте” “живое” предложение.

Дети “читают” предложениеБелый баран бил в барабан”. Сначала произносят участники “живого предложения”, затем все ученики класса.

– Назовите третье слово. (Бил)
– Первое слово? (Белый)
– Пятое слово? (Барабан)
– Четвёртое слово? (в)
– Второе слово? (Баран)

Дети называют все слова из предложения.

– Как пишутся слова в предложении? (Слова в предложении пишутся раздельно.)

– Закройте глаза и прослушайте это предложение ещё раз. (Участники игры “живое предложение” произносят свои слова по порядку.)

– Откройте глаза и повторите хором это предложение. (Дети повторяют.)

– Что за предложение у нас получилось? (Скороговорка.)

– Какие звуки в скороговорке встретились чаще других? ([б], [б’])

– Поработаем над чётким произношением этих звуков. А сейчас сядет на место слово “барабан”, затем слово “бил”, следом слово “в”, сядет слово “белый”, последним сядет слово “баран”.

Дети садятся на место в том порядке, в котором названы слова.

– Выключаем звук у нашего телевизора, произносим скороговорку без звука, только губами.

Дети без голоса “произносят” скороговорку.

– Включаем звук вполголоса.

Дети произносят скороговорку вполголоса.

– Звук на всю громкость.

Дети произносят скороговорку в полный голос.

3. Работа над интонацией

– Ответьте на вопрос текстом скороговорки.

Учитель задаёт вопрос, интонационно выделяя слова по очереди, дети отвечают, интонационно выделяя необходимое слово.

– Игра “Догонялки”.

Произносим скороговорку на скорость и чёткость, дети стараются “догнать” учителя.

– Подойдите и расскажите скороговорку своим мама и папам, а у кого они не пришли на наш урок, то – учителю.

Дети рассказывают скороговорки.

4. Звуковой анализ слов

– Четвёртая бабочка принесла задание – составить звуковую схему слова “баран”.

Один ребёнок самостоятельно работает у доски, составляя слово из фишек, остальные – на партах составляют схемы из индивидуальных наборов фишек.

– Проверьте работу Артёма.

Дети особым сигналом рукой показывают согласие или несогласие, объясняют и доказывают своё мнение.

– Замените звуки изученными буквами. (Работа с кассами букв.)

– Пятая бабочка принесла загадку, предлагает отгадать её, и составить схему слова-отгадки.

Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

– Составим схему слова “белка”. Давайте научим наших мам составлять это слово фишками.

Приглашаем к доске одну из мам. Дети хором называют по порядку звуки и показывают, какой фишкой их обозначить: гласный звук – красной фишкой, мягкий согласный – зелёной, твёрдый согласный – синей.

– Замените звуки изученными буквами. (Работа с кассами букв.)

– Какие звуки вы не смогли заменить буквой? Почему? (Изученных букв недостаточно.)

– Что делать в такой ситуации? (Открыть на ленте букв новую букву.)

V. Знакомство с новой буквой

1. Знакомство с графическим изображением новых звуков

– Где на ленте букв нужно искать новую букву? (В верхнем ряду, где расположены буквы, обозначающие звонкие звуки.)

– Попробует найти новую букву Денис. Если он найдёт правильно, то вы хлопните в ладоши.

Дети находят самостоятельно новую букву, открывают её на ленте букв.

– Почему она “живёт” в сине-зелёном домике? (Может обозначать твёрдый и мягкий звук.)

Эта буква сегодня тоже наша гостья. А как её зовут? ([бэ])

– На что она похожа? (Варианты ответов учащихся.)

Учитель показывает рисунок, читает стихотворение.

Буква Б проснётся рано.
Буква Б – бочонок с краном,
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров.

2. Физминутка для туловища

– Изобразите телом букву Б.

– Составьте из палочек новую букву, а потом покажите её своим мамам и папам

Дети на ковре, расстеленном на полу в классе, составляют букву и показывают родителям.

– А теперь найдите новую букву в классе:

– в кассе букв;
– в азбуке;
– в “окошечках”;
– среди письменных букв;
– буквы написанные различными шрифтами на карточках.
– хорошо читающие дети находят букву Б в книгах “Весёлая азбука” С. Маршака, “Весёлая азбука” Ю. Раевского, прочитывают стихи, находят слова с новой буквой.

Дети находят буквы Б, б и демонстрируют их. Читающие дети зачитывают вслух стихи про букву Б и слова, в которых есть новая буква.

3. Печатание буквы

– Место буквы в алфавите.

– Теперь буква Б вам тоже знакома. Замените звуки [б] и [б’] в словах баран и белка, схемы которых мы составляли, буквами. А буквы для этого напечатайте сами на маленьких белых квадратиках.

Убираем фишки в сторону.

4. Работа в тетради “Грамота” (Стр. 33)

– Ещё одна бабочка хотела бы посмотреть, как вы умеете печатать букву Б в тетради.

5. Разминка для пальцев

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.

– Откройте тетради, найдите печатные и письменные буквы. Сравните их. (Печатные стоят вертикально, а письменные – наклонно и состоят из плавных линий.)

– Напечатайте заглавные, а затем строчные буквы Б, б.

6. Игра “Проделки деда Буквоеда”. Дописать недостающие детали букв Б, б.

VI. Чтение слогов и слов

1. Чтение слогов

– Шестая бабочка хочет послушать, как вы научились читать слоги и слова.

– Какие гласные предлагают читать согласные твёрдо? (а, о, у, ы, э)

– Какие гласные предлагают читать согласные мягко? (я, ё, ю, и, е)

– Чтение в “окошечках” слогов.

– Игра в “Школу”

Игра проводится в парах дети делятся на учителя и ученика, прочитывают друг другу слоги в “окошечках”, затем меняются ролями.

2. Самостоятельная работа по учебнику

– Седьмая бабочка просит показать, как вы умеете самостоятельно работать по учебнику. (Стр. 143)

– Прежде чем начать работу в любимой “Грамоте”, отгадайте загадки:

а). У маленькой Катюшки
Уселся на макушке
Не мотылёк, не птичка,
А держит две косички. (Бант)

б). Вдруг поранил пальчик,
Закручивая винт.
И чтоб не плакал мальчик,
Кровь остановит… (Бинт)

– Девочки составляют самостоятельно схему слова бант, мальчики – бинт.

Дети закрашивают схемы слов в учебнике цветными карандашами.

– Вместе с вами бабочка сама решила составить схемы слов, проверьте, как она выполнила работу.

Проверка с наборного полотна, где заранее составлены схемы данных слов, но заведомо с ошибками, дети находят и исправляют ошибки.

– Сколько слогов в слове бант? Бинт? Докажите.

– Напечатайте буквы в звуковых схемах.

3. Чтение слогов в учебнике

Игра “Не разорви цепочку”. Дети “цепочкой” друг за другом почитывают слоги-слияния.

4. Чтение слов в учебнике

– Прочитать пары слов и отметить, чем они отличаются друг от друга: зуб – зубы, дуб – дуб.

5. Выборочное чтение

– Выбрать слова, которые обозначают:

– животных (рыба, баран),
– одежду (юбка, брюки),
– растения (берёза, дуб)
– фрукты (яблоко, банан).

6. Физминутка для глаз

Игра “Буратино”:  закрыть глаза и с закрытыми глазами “посмотреть” на кончик своего носа. Представить, что нос начал расти. На медленный счёт от 1 до 10 продолжать с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, проследить за уменьшением носа на обратный счёт от 10 до 1.

7. Развивающие игры-задания

– “Собери рассыпанные слова”. (Из слогов собрать слова с буквой б.)

– “Найди слово в слове”. (В слове ПОБЕДА найти другие слова. Дети находят слова беда, еда, обед, да.)

– “Проделки деда Буквоеда”. Дед Буквоед съел в скороговорке, которую мы сегодня изучили, некоторые буквы. Верните их на место.

На доске напечатана скороговорка “. елый .аран .ил в .ара.ан”, дети ставят на место нужную букву, одновременно повторить написание заглавной буквы вначале предложения.

VII. Работа в тетради “Грамота”

1). Печатание в тетради с письменного текста.

– Задание восьмой бабочки: напечатать письменное предложение печатными буквами.

Предложение: На берёзе зяблик.

Проверка с доски.

VIII. Обобщение

– Какие звуки были у нас в гостях?

– Какой буквой обозначаются эти звуки?

– Последняя бабочка в подарок вам предлагает дома закрасить рисунок из тетради-помогалочки “Я учусь читать и писать”, где живёт буква Б и узнать, что получится.

IX. Рефлексия

– Что вам больше всего понравилось на уроке?

– Что было особенно интересно?

– А что было трудно?

– Оцените свою работу на уроке фишками. Они у вас на столе. Если вы работали очень хорошо, то поднимите зелёную фишку, если не очень, то – синюю, а если плохо, то красную.

– Я очень рада, что вы все подняли зелёную фишку. Вы – молодцы!

– А теперь подойдите к мамам и папам и послушайте, что они вам скажут о вашей работе.

– Я очень рада, что все мамы и папы отметили, что вы – молодцы! И все бабочки мне по секрету рассказали, какие вы молодцы!

– Всего вам доброго. Урок окончен.