Урок русского языка в 5-м классе "Учись слышать звуки слов: в них много тайн" (Повторение и обобщение по теме "Фонетика")

Разделы: Русский язык


Цели и задачи урока:

  • обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме;
  • проанализировать функционирование звуков в речи;
  • развивать умение давать грамотно сформулированные ответы на вопросы;
  • продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся.

Оборудование:

1) наглядно отпечатанные теоретические сведения по теме “Фонетика”: “Всегда твердые согласные Ж, Ш, Ц”, “Всегда мягкие согласные Ч, Щ, Й”, “Сонорные согласные Р, Л, М, Н”, “Буквенные сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ШН, ЩР пиши без Ь”;

2) тестовые задания для каждого учащегося (2 варианта);

3) учебник, орфоэпический словарь;

4) мяч для игры “Бумеранг” (“Проверь безударную гласную”);

5) портрет Ф.И.Тютчева.

I. Организационный момент, сообщение темы, целей урока.

Учитель: Сегодня нам предстоит урок повторения и обобщения изученного по теме “Фонетика”. В названии темы я выделила слова “Учись слышать звуки слов”. Давайте подумаем, чем различаются значения слов “слушать” и “слышать”. Что труднее? (слышать). Почему? (чтобы услышать, надо очень постараться. Слышать – это значит понять). Человеку необходимо уметь слышать слова, уметь вслушиваться в них. И сегодня на уроке мы продолжим учиться сложному делу – размышлению о том, что и как мы говорим.

II. Один из учащихся готовится к теоретическому ответу у доски по плану, обдумывает примеры.

План.

1. Что изучают фонетика и орфоэпия?

2. Назовите отличие в образовании гласных и согласных звуков.

3. Для чего необходимо знание алфавита?

4. Когда гласные находятся в сильной позиции, когда - в слабой?

III. В это время второй учащийся у доски и дети на местах работают с предложениями.

У.: Назвать грамматические основы предложений, составить их схемы.

1. Ветер засвистел в ушах, и поднялась вокруг снежная пыль.

[ - = ], и [ = - ].

2. Я всегда удивлялся, что снег так сильно изменяет природу.

х

чему ?
[ - = ], ( что - = ).

У.: Что общего между предложениями? В чем различие?

IV. Индивидуальный ответ первого учащегося у доски, рецензирование его ответа детьми по правилу “Пять П”.

1. Полно? – Обо всем ли сказано? Что упущено?

2. Правильно? – Все ли правильно? Есть ли неточности, ошибки?

3. Последовательно? – Все ли последовательно, по порядку?

4. Примеры? – Приводились ли примеры? Насколько удачно они иллюстрировали теоретические положения?

5. Пояснения? – Разъяснялись ли примеры? Насколько точно и понятно?

V. Орфоэпическая разминка.

У.: На схеме мы обозначили союз “что”. В чем особенность произношения этого слова? [што]

Прочитайте по цепочке слова, записанные на доске.

ателье что
кашне чтобы
модель конечно
свитер скучный
теннис пустячный
партер скворечник
шоссе яичница

У.: В чем особенность произношения выделенных согласных звуков в словах первой колонки?

(согласный твердый)

Назовите всегда твердые согласные. (ж, ш, ц)

Какие согласные всегда мягкие? (ч, щ, ц)

Несколько ребят на предыдущем уроке получили задание написать сочинение-миниатюру, используя данные слова. Послушаем, что у них получилось. (Учитель обращается к авторам миниатюр с просьбой читать выразительно, чтобы ребята не только слушали, но и услышали слова)

Лера: Когда девочка вернулась вечером из школы домой, мама поинтересовалась: “Что тебе приготовить поесть?” Дочь попросила, чтобы она пожарила яичницу. “Конечно, приготовлю!” - ответила мама. Дочь села в кресло и включила телевизор, но фильм оказался скучным.Пустячный фильм!” - воскликнула девочка и пошла обедать.

Настя: На шоссе была пробка. Многие спешили на показ новой коллекции, который устраивало известное ателье. Модели выходили на подиум в вязаных свитерах всевозможных расцветок. Завершал показ манекенщик в пальто, а на шее у него было повязано кашне.

Зрители в партере довольно зааплодировали.

VI. Какое орфографическое правило связано с буквенными сочетаниями с согласными Ч, Щ?

Кто помнит рифмованное правило-шутку?

Мощный каменщик зимой
Нянчил дочку в час ночной.
- Спи, дочурочка, в тиши,
Мягкий знак тут не пиши.

Запишите слова в тетрадях под диктовку:

Женщина, коричневый, мощный, нянчить, помощник, карточка, звучный, наборщик, печка, корзинщик.

Подчеркните орфограмму общую для всех этих слов. Выполните самопроверку по записи на доске.

VII. Игра “Бумеранг” (“Проверь безударную гласную”)

– Вадим, отвечая на четвертый вопрос первого задания, сказал, что гласный в слабой позиции находится в безударном положении. Как не ошибиться в написании безударной гласной в корне? (нужно подобрать однокоренное слово, где бы этот гласный был под ударением.)

– А теперь игра “Бумеранг”. Задача играющих – как можно скорее найти проверочное слово. Проверять то, что требует проверки. Ведущий ученик называет слово с безударной гласной в корне и бросает мяч. Ученик, поймавший мяч, находит проверочное слово и возвращает ведущему. Сегодня ведущая Яна. Она дома подобрала слова для нашей игры:

Объединились, преподаватель, наслаждаться, подземелье, обвинить, разъясняет, объявление, приближение, поспешил, подразделение, встряхнуть, проглотил.

VIII. Выполнение тестовых заданий учащимися на местах, затем проверка работ ассистентами.

I. вариант II. вариант
А1 Укажи, в каких словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: е, ё, ю, я обозначают два звука: А1 Укажи, в каких словах буквы

1 лесник
2 ясли
3 поля
4 раздолье
5 съездить

1 люстра
2 прямо
3 якорь
4 пьет
5 лямка

А2 Найди слова, в которых звуков меньше, чем букв: А2 Найди слова, в которых звуков меньше, чем букв:

1 ясень
2 мозг
3 окрестность

1 сердце
2 чудесный
3 подъезд

А3 Выдели слова, в которых все согласные – глухие: А3 Выдели слова, в которых все согласные – глухие:

1 рисунок
2 читать
3 помощь
4 политика

1 полет
2 восторг
3 шепот
4 шины

А4 Выдели слова, в которых все согласные звонкие: А4 Выдели слова, в которых все согласные звонкие:

1 равнина
2 угрюмый
3 повторить
4 растения

1 укроп
2 малина
3 яблоко
4 ускорение

А5 В каких словах все согласные – мягкие: А5 В каких словах все согласные – мягкие:

1 прилетел
2 зелененький
3 олень
4 болезнь

1 бюллетень
2 милосердие
3 поездка
4 полив

А6 В каких словах все согласные - твердые: А6 В каких словах все согласные - твердые:

1 просьба
2 трактор
3 поклон
4 токарь

1 городской
2 тренер
3 поликлиника
4 краснота

IX. Пока ассистенты проверяют ответы тестового задания, учащиеся выполняют фонетическую транскрипцию слов, в группах обсуждают ее правильность.

Первый ряд: поют [пай'ут] - 4 буквы, 5 звуков

Второй ряд: дорожки [дарошк'и] – 7 букв, 7 звуков

Третий ряд: лестница [л'эс'н'ица] – 8 букв, 7 звуков

X. Работа с упражнением учебника на стр. 124

– Прочитайте строчки стихотворения Ф.Тютчева “Весенняя гроза”.

– Что описывает автор? (грозу) Удается ли ему это? (да, слышатся раскаты грома, предчувствуются первые капли дождя)

– Каким образом поэт передает неповторимое звучание грома? (поэт добивается этого с помощью повторения звуков [г] , [р]: гроза, гром, играя, грохочет.)

– Какой прием использует автор? (аллитерацию)

– Ребята, вы молодцы! Попробуйте сами подобрать слова, которые смогут передать звучание грома (бормочет, грянет, барабанный, раскаты, громогласный)

– Итак, аллитерация – очень важное средство выразительности, и ее надо уметь слышать.

XI. Подведение итогов

– Какие понятия из раздела “Фонетика” мы сегодня повторили?

XII. Домашнее задание:

1) ответьте на контрольные вопросы стр. 124

2) придумайте 2-3 предложения о природе, употребив в них шуршащие звуки (ш, щ, ч, х, с)

3) выполните упр. 316 (спишите, расставляя знаки препинания при прямой речи; подчеркните в словах буквы е, ё, ю, я, обозначающие 2 звука)

(Задание 2, 3 – по выбору учащихся)