Работа с текстом на уроках литературного чтения в системе образовательной программы "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Технология работы с текстом на уроках чтения подробно описана авторами-составителями комплекта книг для чтения серии “Свободный ум” Р.Н. Бунеевым и Е.В. Бунеевой в методических рекомендациях для учителя. В основе этой технологии лежит теория формирования у детей типа правильной читательской деятельности, разработанная проф. Н.Н. Светловской к урокам внеклассного чтения, с которой также может познакомиться любой учитель, обратившись к специальным пособиям: Н.Н. Светловская “Основы науки о читателе” - М., 1993; “Введение в науку о читателе” - М., 1997; “Теория методики обучения чтению” - М., 1998.

Данная методика представляет собой “…трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)”. В свою очередь, технология работы с текстом, предложенная Бунеевыми, также состоит из трёх этапов: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения, включая внутрь каждого этапа определённую последовательность “шагов” (работу с иллюстрациями, заголовком, высказывание предположений о героях, теме, содержании; чтение про себя, затем вслух с комментариями, вопросами по ходу чтения и т.д.). Такой подход в работе с текстом на уроках чтения позволил мне добиться высоких результатов обучения.

Цели:

  • обучение чтению и пониманию поэтического текста, выразительному чтению;
  • развитие речи, словарного запаса, творческого и логического мышления, наблюдательности;
  • развитие умения чувствовать подтекст стихотворения, состояние души поэта в момент написания.

Оборудование: книга для чтения в 3 классе “В одном счастливом детстве” ч.1 (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), тетрадь по чтению, детские рисунки на тему “Осень”, рисунки художников “Зимний пейзаж”, портреты А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

- Ребята, мы начинаем читать с вами новый раздел. Прочитайте название.

Д. “Глухая пора листопада”.

- Наши действия?

Д. Мы из названия должны предположить, какой теме посвящен этот раздел.

- Хорошо, так о чем же у нас пойдет речь?

Д. (реплики) Я думаю о листопаде. Мне кажется, об осенней поре. О начале осени. О глухой поре осени.

- Молодцы, как вы уже хорошо научились думать. А почему так странно, на мой взгляд, называется пора листопада – “глухая”? Какие у вас предположения?

Д. (реплики) Я думаю, это когда опали почти все листья, поэтому в лесу стало тише. Тишина осеннего леса. Это может быть пора поздней осени…

- Вы верно подметили. А скажите мне, друзья, почему эти слова стоят в кавычках? (Пауза) Никто не знает? Потому что это первые строчки из стихотворения Бориса Пастернака “Иней”. Для названия этого раздела взято не все стихотворенье, а одна строчка из него. Такая отдельно взятая строчка называется цитата. (пишет на доске) Запомните, поэтому она и заключена в кавычки. Позже вы увидите, что таких разделов в книге несколько.

- А сейчас…

Д (подсказывают). Мы будем рассматривать рисунки.

- Что же мы видим? (Стр. 174, 175)

Д (реплики). Сухие листья клена… Грибы… Ножик раскладной… Зонтик, (на следующей страничке) веточка шишек, веточка ягод, камышинка.

- То есть то, что мы наблюдаем и с чем мы сталкиваемся осенью. Какая она, осень? Опишите.

Д (реплики). Осень – это, когда листья на деревьях желтеют, падают и шуршат под ногами. Осень – это, когда мы на даче копаем картошку. А я считаю, осень – это когда птицы улетают в теплые края. Осень – это когда идут дожди, становится сыро, холодно, на дорогах грязь…

- Достаточно, ребята. Спасибо. Так к какому выводу мы пришли? Какая она осень, скажите одним словом?

Д. Разная.

- Да, безусловно. Различают начало осени, середину осени и позднюю осень. Вот сегодня на уроке мы прочитаем 3 стихотворения об осени разных авторов (стр. 176 – 177). Назовите их.

Д. Александр Сергеевич Пушкин “Осень”. Константин Бальмонт “Осень”. Фёдор Тютчев. Без названия.

- Когда нет заголовка, мы называем стихотворение по первой строчке.

Д. “Есть в осени первоначальной…”

III. Чтение стихотворений и анализ.

- А теперь медленно, про себя прочитайте стихотворение А.С. Пушкина и попробуйте увидеть те картины, которые поэт создаёт словами.

Беседа после чтения.

- Ребята, как вы думаете, с каким настроением писал А.С. Пушкин это стихотворение?

Д. С хорошим, с радостным…

- Почему вы так решили?

(Ответы.)

- Прочитайте вслух первые четыре строчки. Кто? Пожалуйста.

(Ребёнок читает.)

- Как обращается поэт к осени?

Д (реплики). Унылая пора – потому что уходит лето. Солнышко выглядывает всё реже и реже, становится грустно.

- А что значит “Очей очарованье”? (пауза) Вы уже знаете, что обозначает слово очи?

Д. Очи – это глаза.

- Значит…

Д (подсказывают): глаз очарованье.

- И таким образом…

Д. Автор очарован красотой осени.

- Вы правы, ребята, молодцы! Какие чувства испытывает поэт к осени?

Д (реплики). Добрые. Ласковые.

- Найдите слова, передающие эти чувства.

Д. Слова: “люблю”, “приятна”.

- Хорошо. А какие картины вы увидели, читая эти строчки!

Д (реплики). Я увидел осенний лес… Это ранняя осень… Листья на деревьях пестрые: желтые, красные, и я думаю, поэтому лес очень красивый.

- А какое сравнение находит автор?

Д. “В багрец и в золото одетые леса…”

- Верно, ребята. Объясните.

Д. Багрец – багряный цвет, т.е. ярко-красный, золото – золотой, ярко-желтый.

- Ребята, заметьте, “одетые леса” — как будто в платья одеты из дорогих тканей.

- С какой интонацией мы прочитаем эти строки?

Д. Радостно, торжественно, потому что автор выражает свою любовь и восхищение осени.

- Согласна с вами. А следующие строчки - они тоже о ранней осени, как вы считаете?

(Ответы.)

- Как вы думаете, изменится ли интонация при чтении?

Д. Здесь поэт описал уже другую осень – позднюю. Читать надо спокойно, немного тише, с грустью.

- Прочитаем вслух.

(Чтение детей.)

- А по каким приметам можно догадаться, что речь идет о поздней осени? Давайте перечислим эти приметы. (Выслушиваются мнения).

- Как об этом говорит Пушкин? Найдите в тексте.

Д. “В их сенях ветра шум и свежее дыханье...”

- Достаточно. Все слова вам здесь понятны? Что такое “сени”? (В случае затруднения: сени – это коридор.) А какой коридор имеет в виду Пушкин? (Выслушиваются мнения; в случае затруднения: конечно — коридор из деревьев, лесной коридор.) И как мы себя чувствуем, если в таком коридоре ветер шумит, свежо? Какие ощущения?

Д (реплики). Холодно. Прохладно.

- Верно, ребята. Становится холодней. Это 1 примета. Дальше читаем.

Д. “И мглой волнистою покрыты небеса…”

- Мгла волнистая. Кто может объяснить это словосочетание?

Д (один ребёнок). Значит небо темное, хмурое.

- Ещё есть мнения? Мгла – это туман, плохая видимость. “Небеса покрыты мглой”, значит, затянуты туманом. Это 2 примета. Читаем дальше.

(Чтение детей, называние примет.)

- Редкий солнца луч, первые морозы – знакомые картины. А вот чем же зима может угрожать? (Высказывания детей.) Какие зимние приметы мы можем наблюдать поздней осенью?

Д (реплики). Утренние заморозки. Иней на деревьях. Иногда снег идет, затем тает.

- Верно, молодцы. Это 3 примета осени.

- Ребята, какой вопрос здесь мы можем задать автору? (после паузы) А почему зима седая? (в случае затруднения) Вы затрудняетесь ответить, потому что в Астрахани зимой почти нет снега, да и зима не очень холодная. А в центре России, в Москве, где жил Пушкин (о нем я вам уже рассказывала раньше), зимы суровые, морозные, снег выпадает в ноябре, покрывает всё вокруг: деревья, дороги, дома толстым слоем и лежит до самой весны. Поэтому-то и зима у Пушкина седая (так видит её поэт), поскольку всё вокруг белое от снега.

(На доске открываются рисунки с зимним пейзажем.)

- Ребята, понравилось вам это стихотворение?

Д (реплики). Да. Очень красивое, красочное. Как картина.

- А теперь переходим к следующему стихотворению об осени, Константина Бальмонта. Прочитайте самостоятельно это стихотворение.

Чтение детей про себя.

- Какое настроение вы чувствуете у автора?

Д. Грустное.

- Почему?

Д. Потому что поэт сам об этом говорит: “В сердце только грустнее”.

- А от чего же грустно поэту?

Д. От птичьего крика.

- А птицы почему кричат?

Д. Они улетают в теплые края.

- Хорошо, всё так. Но сначала птицы собираются в стаи, и поэтому повсюду слышен…

Д (подсказывают). Их крик!

- Молодцы! Отчего же грустно поэту?

Д. Оттого, что лето прошло, и пришла осень.

- Возможно. Ребята, какие вопросы мы зададим автору?

Д. Почему солнце реже смеётся?

- Хороший вопрос. Давайте вместе подумаем. Когда человек смеётся, у него блестят глаза, от глаз идут морщинки, как лучики от солнца. А когда солнце смеётся?

Д. Я думаю, оно ярче светит, и лучи у него длинные-длинные, достают до земли.

- Ещё есть мнения?... Ну что ж, а раз солнце реже смеётся, следовательно…

Д. Оно редко выглядывает.

- Что и характерно для осени. А как вы понимаете: “Нет в цветах благовонья”? (в случае затруднения; благовонье – это аромат, приятный запах.)

Д. Значит, в цветах нет запаха. Они уже не пахнут.

- Хорошо. Найдите в стихотворении приём, с которым вы уже встречались раньше, когда о природе поэт говорит, как о живом существе.

Д. “Скоро Осень проснётся и заплачет спросонья”.

- Вы правы. Этот прием называется олицетворение. (Записывает на доске.) Попробуйте заменить эти строчки обычным описанием.

Д. Скоро начнётся осень, и пойдут дожди.

- Что изменилось в стихотворении? В его настроении?

Д. Оно пропало.

- Таким образом, обычное повествование не трогает наших чувств так, как стихи. Стихи легче вызывают определенные переживания, настроение. Они обращаются к чувствам людей.

- Ребята, какой темп чтения этого стихотворения – медленный, мелодичный или будем читать громко, торжественно?

Д. Будем читать в спокойном темпе, потому что стихотворение очень мелодичное, похоже на песню.

- Ребята, а что вы узнали о поэте, прочитав это стихотворение?

Д (реплики). Наверное, он добрый, потому что стихи очень добрые…

Он любит лето, потому что грустит, что пришла осень…

А я думаю, он талантливый, потому что очень красиво пишет…

Он любит музыку, его стихи похожи на песню…

- Вы во многом правы. Константин Дмитриевич Бальмонт – русский поэт. Он родился в середине прошлого столетия, в 1867 году, во Владимирской губернии, в помещичьей семье. Окончил классическую гимназию и в совершенстве знал несколько иностранных языков. В юношеские годы он увлекся литературой и всю свою жизнь занимался литературной деятельностью. Он не только поэт, писатель, но и критик, блестящий переводчик.

Первые его произведения проникнуты тоскливыми мотивами. К ним относится и наше стихотворение. И вы, ребята, правильно подметили: поэт действительно уделял повышенное внимание звуковой стороне стиха, тяготел к музыкальности. Он даже выпустил книгу “Поэзия как волшебство” - о сущности и назначении лирической поэзии, где писал: “Поэзия есть внутренняя Музыка, выраженная размеренной речью”. Вам понятны эти строчки?

(Выслушиваются мнения.)

Поэт много путешествовал: посетил Канарские острова, Африку, Австралию, Индию и многие другие страны, долгое время жил в Западной Европе. В 1920 году он навсегда покинул Россию и умер за границей в возрасте 75 лет.

IV. Подведение итогов.

- Ребята, урок наш подходит к концу. Все вы здорово работали, молодцы! Самым активным из вас, я поставила оценки (называются). А стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева об осени вы самостоятельно прочитаете дома, выпишите в тетрадь непонятные слова и вопросы к автору.

V. Домашнее задание.