Урок по математике во 2-м классе на тему "Устные и письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100"

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепление вычислительных умений и навыков.

Задачи: 

развивать память, внимание, речь, логическое мышление, эрудицию;

воспитывать любовь к предмету математике и прекрасному в природе;

формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную учебную деятельность.

Оборудование:

– зашифрованное письмо от Самоделкина;

– детали Снеговика с заданием;

– числовые снежинки;

– герой “Самоделкин”;

– картинки: куница, рысь, сугроб, зайчик, шишка, орех, гриб, еж, заяц, барсук;

– индивидуальные карточки – задания в виде следов Самоделкина;

– учебник для учащихся “Математика – ч. 2”, автор М.И.Моро.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Дети (хором): Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика.

2. Постановка учебной задачи, цели и сообщение темы урока.

Учитель: Ребята, в некотором математическом царстве, в некотором геометрическом государстве, за логическим морем, за темным лесом жил-поживал смышленый парнишка Самоделкин. Но однажды одолела его Лень, этим воспользовались “Злые ошибки” и забрали его в свое подземелье. Он тайно прислал письмо, но оно зашифровано. Каждому числу соответствует определенная буква. Чтобы правильно расшифровать письмо, нужно правильно решить и записать ответы примеров, данных на доске.

(На доске):

30 – 6 М

93 – 90 П

8 + 5 О

63 + 7 Т

56 + 7 И

62 + 20 Е

34 – 6 Г

4. Физ. пауза:

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже и
Шагаем не спеша.
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Мы теперь метатели,
Размахнись рукой – бросок,
Прямо в цель летит снежок.

Учитель: А это кто? Гибкая, коварная хищница с острыми коготками на лапах и кисточками на ушах. (Рысь). Рысь очень любит лазить по деревьям. Затаится на дереве и подкарауливает свою жертву, например, оленя. Рысь приготовила для вас два хитрых примера:

74 – 50 = 16

70 – 54 = 24

Учитель: В чем хитрость этих примеров? Правильно ли решила рысь данные примеры? Какую ошибку в вычислении она допустила?

Учитель: Мех пушистый, красивый. Сам зверек ловко лазит по деревьям, нападает на белок и птиц. Любит ловить рыбку и лакомиться ею. Не угадали? Это куница. Она разорила беличью кладовую, в ней шишки, грибы, орехи. Она предлагает найти значения буквенных выражений:

а – 18 а + 24

при: а = 42; а = 20; а = 56. Решение записываем столбиком.

Учитель: Смотрите, какой необычный сугроб на пути. А кто же затаился в сугробе, узнаем, решив цепочку примеров:

13 – 7 + 20 – 12 – 8 – ?

7 – еж,

6 – заяц,

10 – барсук.

Кто же в сугробе? Про него говорят: испугается – бежит, остановится – дрожит. Почему же заяц дрожит?

(Несколько учеников рассказывают заранее подготовленные сообщения о зайцах).

1 ученик: Заяц зимой ведет активный образ жизни. Отдыхают зайцы в открытых ямах, а в холодные зимы они прячутся в подснежные убежища.

2 ученик: На поваленных деревьях, кустах снег задерживается, под ним образуются пустоты, которые и служат зайцу убежищем.

3 ученик: Этот зверек прыгает и бегает быстро, некоторые зайцы могут развивать скорость до 50 километров в час.

4 ученик: Из-за длинных задних ног, в гору бежать ему легче, чем под гору. Под гору он не бежит, а катится кубарем.

Учитель: Не будем пугать зайца, обойдем сугроб. Ой, ребята, тут чьи-то следы. Да ведь это следы Самоделкина. На следах примеры, а на отдельных карточках ответы и буква. Тот, кто верно решит примеры – составит слова. (У детей получаются слова: старание, сюрприз, умничка, молодец).

(Дети получают следы Самоделкина с заданием). (Приложение 1).

Учитель: А вот и сам Самоделкин. Он благодарит вас. Вы спасли его потому, что были дружными, старательными, смекалистыми. И в подарок дарит вам домашнее задание – сюрприз. (Приложение 2).

5. Оценивание ответов.

6. Итог урока.

Учитель: Чему учил вас Самоделкин? Что вам на уроке понравилось?