Использование технологии развития критического мышления учащихся через чтение и письмо на уроках развития речи

Разделы: Русский язык


Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. Урокам развития речи посвящены труды многих талантливых отечественных методистов (М. А. Рыбниковой, К. Б. Бархина, Л. М, Бусыгина, Т. А. Ладыженской и других). Главной задачей, которую должен решить учитель на подобных уроках, было и остается развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов, жанров. Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроках царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать, опираться на интуицию, строить ассоциативные связи…

Технология развития критического мышления через чтение и письмо тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения, к которому относят программу “Школа-2100”, используемую в начальной школе, и некоторые программы основной школы, например, программу М. М. Разумовской по русскому языку. Учителя знают, что именно эта программа ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании. Эти задачи и позволяет успешно решать использование на уроках развития речи технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Например, так работает эта технология на уроке в 5 классе по теме “Сочинение-описание состояния природы и человека в зимний день”:

Тип урока: урок-письмо.

Цель урока: описать состояние природы и человека в ясный зимний день, используя собственный эмпирический опыт и восприятие зимней природы художником К. Ф. Юоном (репродукция картины “Русская зима”).

Задачи:

  1. Создание условий для активизации личностного опыта учащихся в восприятии состояния человека и природы в ясный зимний день.
  2. Формирование умения учащихся составлять связный текст описательного характера и совершенствовать его с точки зрения лексической, грамматической, стилистической и пунктуационной цельности.
  3. Совершенствование умений вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника, выразительно читать собственный текст.

Технологическая карта урока

1. Стадия вызова 2. Стадия осмысления 3. Стадия рефлексии
Инвентаризация Составление чернового текста Чтение вслух на данном уроке.

Публикации в классном уголке.

Правка

Ход урока

Организационный момент, обозначение темы урока, цели и задач.

2 минуты

I. Стадия вызова. Инвентаризация.

Музыкальная иллюстрация – Вивальди “Времена года. Зима.”

У:

- Закройте глаза и представьте себе, какое время года изобразил композитор в своем произведении? Почему?

- А сейчас попробуйте вспомнить, с какими радостными событиями связана для вас зима? Представьте себе ясный зимний день, когда на синем-синем небе весело и победно сияет солнце, искрится до боли в глазах выпавший ночью снег… Продумайте, вспомните и представьте все-все, даже мельчайшие, детали окружающей вас природы, звуки, ваши мысли, чувства.

5 минут

II. Стадия осмысления.

Составление чернового варианта.

У:

- А теперь сосредоточьтесь и в течение 10 минут неотрывно описывайте то, что вы сейчас вспомнили, представили, ощутили. Подробно опишите природу, ваше настроение, состояние души, ваши мысли по поводу увиденного, передайте с помощью слов звуки, которые вы услышали. Пишите не останавливаясь, не исправляя написанное, не задумываясь над написанием слов. Ваша главная задача – успеть за полутом мысли, зафиксировать все, что приходит в голову. Вдумывайтесь, вслушивайтесь, ощущайте.

- Если ничего не приходит в голову, попробуйте сначала написать особое пятистишие – синквейн. (памятка “Синквейн – особая форма понимания происходящего” выдается детям на таких уроках по развитию речи)

10 минут

У:

- Теперь обратите внимание на репродукцию картины К. Ф. Юона “Зимний день” и попробуйте сравнить содержание картины и ваши воспоминания. О чем еще помог вам вспомнить художник? Какими эпитетами, сравнениями, красками вы можете дополнить свою работу?

5 минут

II. Стадия осмысления.

Правка.

У:

- Когда закончите писать, прочитайте про себя созданный текст. Как вы думаете, что может сказать о вас посторонний человек, прочитавший эту запись? Есть ли в ней описание ваших мыслей, чувств, отношения к увиденному? Как ваш текст характеризует вас? Добавьте или поправьте что, что считаете нужным.

3 минуты

У:

- А теперь поработайте в парах. Ваша задача – сделать текст красивым: выразительным, эмоционально наполненным, ярким, красочно богатым, логично выстроенным. Помогите друг другу в совершенствовании написанного.

Дети работают в парах, читая текст вслух друг другу, задавая вопросы и отвечая на них. Возможные вопросы:

- Понятно ли тебе настроение, которое я хотел передать?

- Какую часть написанного можно конкретизировать, распространить?

- Теряется ли нить повествования при чтении текста?

- Какие цвета можно подобрать для создания более выразительной картине зимнего дня?

(памятки по работе в парах и группах и по условным обозначениям при правке и редактировании текста есть у детей на партах)

Дети пишут улучшенные варианты сочинений.

5-6 минут

III. Стадия рефлексии.

Публичное чтение вслух.

На стадии рефлексии 2-3 ученика выразительно читают свой текст вслух, а всем остальным предлагается найти в тексте то, что особенно понравилось, заинтересовало.

Домашнее задание:

Доработать текст с точки зрения орфографии, пунктуации, грамматики, оформить чистовик.

Все творческие работы учащихся публикуются в классном уголке, лучшие – на школьном стенде творческих работ или в школьной газете компьютерной верстки “Кухня”.

Материалы для работы с учащимися.

Памятка 1.

“Синквейн – особая форма понимания происходящего”

Синквейн – это особое пятистишие, которое строится по следующим правилам:

В первой строке называется тема стихотворения, выраженная обычно одним словом, чаще – существительным.

Во второй – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках заданной темы, обычно глаголами.

Четвертая – фраза из 4 слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая – одно слово-синоним первому, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.

Схема:

  • Существительное.
  • Прилагательное, прилагательное.
  • Глагол, глагол, глагол.
  • Предложение – отношение к теме.
  • Синоним к первой строке.

Памятка 2

Из словаря синонимов…

Белый, белоснежный, алебастровый, молочный.

Сверкающий, блестящий, блистающий, переливающийся, горящий, искрящийся, искристый,

Сверкать, блестеть, блистать, сиять, гореть, играть, поблескивать, звездиться, переливаться, искриться.

Яркий, ослепительный, слепящий.

Яркость, ослепительность, красочность, колоритность, насыщенность, выразительность.

Ясный, прозрачный.

Синий, сапфировый, васильковый, голубой, небесно-голубой, бирюзовый, лазурный.

Серый, дымчатый, пепельный, свинцовый, мышиный.

Звонкий, серебристый, заливистый.

Треск, хруст, хрустение.

Из словаря сравнений и сравнительных оборотов…

Торжественный, как колокольный звон, как в храме, как в тронном зале, как на сцене.

Тишина глубокая, как ночная вода, звонкая, как струна, чистая, как хрусталь.

Снег, как серебро, как сахар, как скатерть, белым ковром, пышной периной.

Сиять, как алмаз, как бриллиант, как золото, как живые звезды.

Сверкать, как драгоценности, как алмазная радуга, как серебряная бахрома.

Звонкий, как музыка, как водопад, словно стеклянный.

Звенеть, как колокольчик, как хрусталь, как рассыпанный бисер.

Белый, как сахар, как полотно, как скатерть.

Примеры публикаций в газете компьютерной верстки “Кухня”

Синквейны:

Зима.

Морозная, скрипучая.
Ослепляет, радует.
Люблю кататься с горок.
Крепость.

Лосева Ольга, 5а класс

Зима.

Холодная, снежная.
Замораживает, веселит, искрится.
Я очень люблю зиму.
Снежно.

Нестеров Павел, 5а класс

Русская зима.

Морозный зимний день. Дети одеты во множество одежек, потому что очень холодно. Много снега, колючего, блестящего и холодно неприветливого. Но ни мороз, ни снег не пугает русских детей, они с радостью, с визгом и криками восторга катаются с горок. Все в снегу, но очень радостные! Становится все холоднее к вечеру, но горка манит. Она длиной не менее пятидесяти метров, после разгона резкий поворот и бесконечная полоса, по которой летишь с закрытыми глазами! Хоть и мороз, но на улице царит праздник: кто-то катается с огромной горы, другие лепят снеговиков, а кто-то играет в снежки. Руки, щеки горят на морозе, но нам все нипочем! Это же русская зима!

Морозов Олег, 5а класс.

Праздник в метель.

Метель. Колючий-колючий ветер. Повсюду белоснежный снег, даже деревья надели пушистые снежные шапки. Но мы не боимся холода и мороза, на улице праздник – зима и Новый год! Везде мелькают радостные лица, дети и взрослые катаются на коньках, играют в снежки и просто радуются жизни. Природа как будто тоже радуется, она нарядила мир в ярко-белые, блестящие, бирюзовые, синие краски. Позже, под вечер, счастливые люди идут домой: мокрые варежки, алые от морозу лица, веселье в глазах. А наряженная елка остается во дворе, радуя тех, кто смотрит на нее из окон своего дома.

Томильскайте Валерия, 5а класс.

Зима.

Наступила зима, суровая и снежная. Дети постарше катаются на коньках, малыши с родителями весело мчатся на санках, снег под полозьями скрипит и хрустит. Радость светится в глазах всех людей. Морозно и снежно, но очень весело. Все счастливы! Снег одел в пушистые шубы и шапки крыши домов, деревья, даже машина, стоящие на стоянках, и снежную бабу во дворе. Где-то вдалеке стоит наряженная елка. Небо голубоватое, в белых, как будто сахарных, облаках. Скоро короткий зимний день подойдет к концу, на небе появятся редкие звезды, снежная баба останется ночевать на улице, а дети пойдет по домам пить горячий чай и вспоминать, как весело провели этот чудесный день.

Воищева Юлия, 5а класс.

Зимний день.

В этот год зима выпала суровая и холодная. Но мы с подружками не сильно расстраивались, потому что когда выходили играть в снежки, то весело смотрели на удивительные снежные картины, которые рисовала природа этой зимой. Наши лица сияли от радости, а искрящиеся снежинки разлетались от нас и снова падали на сугробы, на крыши домов, на наши щеки. Переливающийся и пушистый снег был как котенок, а погода все же хороша! Эмоциями мы просто захлебывались – так радостно и счастливо было нам играть с подружками этой зимой!

Левковская Анастасия, 5а класс.

Как прекрасна белая зима!

Пушистый снег укутал все деревья в красивые искрящиеся шубы и шапки, а потом засыпал и землю сугробами. Рисует удивительные узоры на стеклах мороз. Замерзли пруд, и речки покрылись льдом и блестят, как стекло. Дети лепят снежки и лепят снеговиков, больших и маленьких, катаются с горок и на коньках по ярко-белому, искрящемуся льду. Лесные жители не очень радуются зиме, переживают ее как могут: медведи залегли в спячку, птицы улетели на юг, зайцы поменяли шубы на более теплые. Загадочное время года! Когда не звенит детский смех, на улице царит безмолвие. Время белоснежного великолепного безмолвия – прекрасное время года! Зима.

Романов Кирилл, 5а класс.