Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов: "Glimpses of British Art" (Великобритания. Искусство – живопись, скульптура, архитектура)

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка

В 10-11 классах продолжается работа по социокультурному развитию школьников средствами иностранного языка с опорой на социокультурные знания и умения, которые учащиеся приобретают в 5-9 классах, продолжается также углубление социокультурной подготовки и отработка культуроведческих умений. Иностранный язык выступает как эффективное средство, способствующее развитию интересов учащихся в выбранной ими области знания, как средство получения профессионально значимой информации. Этой цели, как известно, отвечает профессионально-ориентированное обучение. Поскольку общее гуманитарное развитие школьников в процессе изучения иностранного языка неотделимо от изучения культуры страны, язык которой они изучают, был создан курс “Великобритания. Искусство (живопись, скульптура, архитектура)”. Этот курс призван через знакомство Великобритании, способствовать дальнейшему развитию школьников, повышению их культурного уровня одновременно с совершенствованием иноязычным навыков и умений.

Задача данного курса состоит в том, чтобы помочь учащимся совершенствовать свои знания языка и развивать навыки устной речи, используя материал изобразительного искусства в аспектах как можно более разнообразных. Обращение к различным эпохам - от средневековья до XX века - позволит учащимся расширить свои представления об английском искусстве, пополнить свой лексический запас.

В конце каждого раздела даны вопросы, акцентирующие специфику художественных явлений, о которых идет речь, или особенностей творчества того или иного художника. Поэтому вопросы одновременно могут быть темами для обсуждения на занятиях.

Программа курса рассчитана на углубленное изучение искусства Великобритании в рамках специализации по английскому языку.

При разработке программы были учтены требования российской программы к обучению английскому языку в школе с углубленным изучением иностранного языка.

Цели и задачи курса:

Цели: учащиеся должны получать знания

а) по основным темам искусства Великобритании (живопись, скульптура, архитектура):

б) о социокультурных особенностях народов носителей языка, что служит основой общения с людьми разных культур и разных профессий в разных ситуациях.

  • научиться понимать устные и письменные сообщения по темам, определенным данной программой;
  • уметь правильно и самостоятельно выражать свое мнение в устной и письменной форме;
  • уметь критически оценивать предлагаемый материал и активно работать с ним;
  • научиться использовать соответствующую справочную литературу и словари;
  • научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение;
  • научиться писать рефераты и выполнять проектные работы;
  • развивать способность работать самостоятельно и в коллективе.

Задачи первого года обучения (X класс).

К концу X класса школьники должны:

  • знать и понимать особенности культуры в Великобритании;
  • уметь выражать свое мнение и обосновывать его;
  • понимать и вести обсуждение по содержанию изучаемых тем;
  • научиться в письменном виде излагать материал согласно поставленной проблеме;
  • подготовить устное сообщение по выбранное ранее теме, и выступить с ним;
  • научиться составлять рефераты по материалам;

Задачи второго года обучения (XI класс).

К концу XI класса учащиеся должны:

  • вести обсуждение по содержанию изучаемых тем, выражая свое мнение и обосновывая его;
  • читать объемные текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой, исходя из собственного интереса при выборе текста;
  • излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме (уметь формулировать суть проблемы, выражать свое мнение, давать критическую оценку);
  • выполнять проблемную работу и оформлять ее в виде стенной газеты постера, доклада, альбома и др.;
  • самостоятельно подготовить устное сообщение по теме по выбранной ранее теме и выступить с ним (“Искусство Великобритании”, “Искусство и другие средства художественного отражения” и др.).

Учебно-тематический план.

Раздел / Тема Кол. час. Примечания
I Prologue. Пролог.

l. Stonehenge (с. 1900 B.C. - с. 1400 B.C.)

1

1

X класс
II The Middle Ages. Средние века.

l. Archtecture. Архитектура.

2. Painting. Живопись.

5

4

1

 
III XVIth and XVIIth Centuries.

XVI и XVII века.

1.Portrait Miniatures of the Late 16th - 17th

Century. Портретная миниатюра 16-17 века.

2.Costume and Accessories. Костюмы и аксессуары.

3. Famous English Architects of the 17th

Century. Знаменитые английские архитекторы XVII века.

7

2

1

4

 
IV The XVIIIth Century, the Golden Age of

British Art.

XVIII век- золотой век искусства в

Британии.

1. Sanirical Genre Painting. Сатирический жанр в живописи.

2. Portraiture. Портретизм.

3. Eighteenth Century Landscape. Пейзаж в XVIII веке.

4. Science and Animal Painting. Наука и животные в живописи.

22

4

8

4

1

 

 

5. Sculpture Скульптура.

6. Applied Arts. Прикладные искусства.

7. Prints and Watercolors. Гравюра и акварель.

2

3

3

XI класс
V The XIXth Century. XIX век.

1. Romanticism (романтицизм).

2. Architecture and Applied Arts Архитектура и прикладные искусства.

3. Painting in the Second Half of the 19th Century. Живопись во второй половине 19 века.

18

5

8

5

 
VI Modern Movement British Art in the First Half of the XXth Century Современное искусство в Британии в первой половине XX века

1. Sculpture. Скульптура.

2. The Mid - 1950 s. Pop Art. Середина 50-х годов. Современное искусство

   

Содержание курса.

Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:

1) лингвострановедческий компонент:

  • знание, понимание реалий (основ, обозначающих предметы национальной культуры) и умение употреблять их, а также фоновую лексику (антропонимы, зоонимы, топонимы), фразеологизмы, пословицы, афоризмы как источник национально-культурной информации;
  • текстовой материал, содержащийся в журналах и учебных материалах по страноведению:

2) общеучебный компонент:

  • учебно-организационные умения, связанные с формированием у школьников
  • X-XI классов способности работать в различных режимах учитель-ученики,
  • ученик-ученик, ученики-ученик, группа-ученик и др.; объективно и правильно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
  • учебно-интеллектуальные умения, связанные с формированием способности сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать и обобщать изучаемый материал;
  • учебно-коммуникативные умения проявляются в культуре общения, т.е. в умениях слушать и слышать партнера по общению, обосновывать свою точку зрения.

Содержание учебной программы.

Раздел / тема Содержание
I Prologue, Пролог,

l.Stonehenge (с. 1900 B.C. - c.1400 B.C.)

 
II The Middle Ages” Средние века.

1 .Archtecture. Архитектура.

2. Painting. Живопись.

The Tower of London

The Gothic Style

Henry VII s Chapel. Westminster

Abbey.

Poets Corner.

Some Famous Illuminated

Manuscripts,

III 16th and 17th Centuries.

XVI и XVII века.

1.Portrait Miniatures of the Late 16th -

17th Century. Портретная миниатюра XVI-XVII века.

2.Costume and Accessories. Костюмы и аксессуары.

3. Famous English Architects of the

XVIIth Century. Знаменитые английские архитекторы 17 века.

Nicholas Hilliard (с. 1547 - 1619)

Painting in the XVIth - 17th Centuries.

Inigo Jones (1573-1651)

Christopher Wren (1632-1723)

The Great Fire of London and

Wren' s Plan for the Rebuilding of the City.

St. Paul's

IV The XVIIIth Century, the Golden Age of British Art.

XVIII век - золотой век искусства в Британии.

1 .Sanirical Genre Painting.

Сатирический жанр в живописи.

2. Portraiture. Портретизм.

3. Eighteenth Century Landscape.

Живопись в XVIII веке.

4. Science and Animal Painting. Наука и животные в живописи.

5. Sculpture Скульптура.

6. Applied Arts. Прикладные искусства.

7. Prints and Watercolors. Гравюра и акварель и акварель.

William Hogarth (1697- 1764)

Hogarth's " Marriage a la Mode"

" Conversation Pieces"

Hogarth's " Portrait of Captain

Coram"

Sir Joshua Reynolds (1723-1792)

Reynold's " Mrs. Siddons as the

Tragic Muse": the Grand Manner

Taken seriously.

George Romney (1734-1802)

Thomas Gainsborough (1727-1788)

Joshua Reynolds on the Art of

Thomas Gainsborough.

Gainsborough's Landscapes

Wilson's " River Scene With

Bathers"

Joseph Wright of derby (1734-1797) and George Stubbs (1724-1806)

English Porcelain

English Earthenware and Stoneware

Josiah Wedgwood (1730-1795)

Mezzotint Engraving

"Coloured Print"

Watercolourists

V The XIXXth Century. XIX век.  
1. Romanticism (романтицизм) William Blake (1757-1827)

Joseph Mallord William Turner (1775-1851)

Jon Constable (1776-1837)

2. Architecture and Applied Arts

Архитектура и прикладные

искусства.

Victorian Architecture (183 7-1901)

Charles Barry (1795-1860) and

Augustus Pugin (1812-1852)

Houses of Parliament

Westminster Hall

Joseph Paxton (1801 -1865) and the

Crystal Palace

William Morris (1834-1896)

William Morris Belong to the people

(by Andrew Rothstein)

Red House: Morris, Marshall,

Faulkner (1859-1865)

3. Painting in the Second Half of the

XIXth Century. Живопись во второй

половине XIX века.

The Pre- Raphaelitism

Ford Madox Brown's Picture

"Work". The Artist Speaks.

James Abbot McNeill Whistler

(1834-1903).

An Extract from Whistler's Ten O'

clock lecture

James McNeill Whistler. The Red

Rag.

VI Modern Movement British Art

in the First Half of the XXth Century

Современное искусство в

Британии в первой половине XX

века

Walter Richard Sicrert (1860-1942)

Virginia Woolf about Sickert' s

Picture " Ennui"

Frank Brangwyn (1867-1956)

Augustus John (1878-1961)

1. Sculpture. Скульптура. Henry Moore (1898-1978)
2. The Mid-1950s. Pop Art.

Середина 50-х годов.

Современное искусство

Modern Architecture 1945 onwards

Professor Sir Leslie Patrick

Abercrombie (1879-1957)

Sir Robert Matthew (born 1907): The

Royal Festival Hall/

Приложение

Список литературы для учителя.

  1. Воронихина Л.П., Михайлова Т.М. Великобритания. Искусство (живопись, скульптура, архитектура) Л.: Просвещение, 1978.
  2. Журнал “ Иностранные языки в школе”. М.: Просвещение, 1987., №5.
  3. Журнал “ Иностранные языки в школе”.- М.: Просвещение, 1999., № 1,2,3,5.
  4. Лингвострановедческий словарь. 9500единиц /А. П. У. Рум., Л. В. Колесников., Г.А . Пасечник и др.- М.: Рус. яз., 1978. 480с.
  5. Англо- русский словарь. / Под редакцией О.С. Ахмановой. “Советская энциклопедия”.-М., 1972.
  6. П.Д. Гольскова., Е.Я. Григорьева. Программа для общеобразовательных учреждений “Иностранные языки”, - М.: Просвещение. 1997.
  7. В. В. Сафонова. Программы общеобразовательных учреждении. Английский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков 10-11 классы. - М.: Просвещение. 2002.
  8. Программа по иностранным языкам для школ (классов) с углубленным изучением предмета (VI-X классы).

Список литературы для учащихся

  1. Воронихина Л.П., Михайлова Т.М. Великобритания. Искусство.(живопись, скульптура, архитектура) П.: Просвещение, 1978.
  2. Лингвострановедческий словарь. 5.500 единиц/ А.П.У. РУМ., Л.В.Колесников, Г.А. Пасенник и др.- М.: Рус. Яз., 1978. 480с.
  3. Англо-русский словарь./ Под редакцией О.С. Ахмановой: “Советская Энциклопедия”. М. 1978.