Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”;
  • развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, речь, память, мышление, внимание учащихся; формировать умение работать в группе;
  • воспитывать любовь к русской классической литературе, умение работать в команде.

Задачи:

  • формирование активной читательской позиции;
  • развитие коммуникативных навыков школьников.
  • воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством русской классической литературы

Контингент участников: - учащиеся 2-го класса (9 лет).

Оборудование урока:

  • портреты писателей А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого;
  • выставка книг с произведениями А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого;
  • аудиозапись произведения М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”;
  • карточки с отрывками из произведений писателей: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого;
  • рисунки учащихся к изученным в данном разделе произведениям;
  • пословицы;
  • сказочные персонажи для оформления доски: кот учёный, дуб, сказочная птица, золотая рыбка.

Ожидаемый результат:

  • Обобщены и систематизированы знания учащихся по теме “Русские писатели”.
  • Учащимися показаны умения: выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировка эпизодов из произведений; знание изученных произведений, их авторов понимание смысла пословиц, поговорок, устаревших слов.
  • Продемонстрированы навыки работы учащихся в группе.
  • В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

План урока

  1. Постановка учебной цели урока (проблемный вопрос).
  2. Объяснение заданий.
  3. Выполнение практических заданий (работа по группам).
  4. Оценивание работы.
  5. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит аудиозапись М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”.

На доске портреты писателей А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого; подписи к портретам в неправильном порядке; название произведений этих авторов.

- Ребята, вы посмотрели на доску и, наверное, увидели знакомых писателей, названия их произведений.

- Мы уже изучили эти произведения. Как вы думаете, почему мы опять с ними сегодня встречаемся?

II. Объявление темы урока и постановка целей.

- Правильно вы сказали, сегодня на уроке мы ещё раз вспомним произведения, изученные в разделе “Русские писатели”, обобщим и систематизируем свои знания.

- Может быть, кто-то из вас назовёт тему сегодняшнего урока?

- Верно, тема нашего урока “Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Русские писатели”.

- Урок сегодня будет не совсем обычным. Вы будете работать по группам (командам), соревноваться в знании произведений, их авторов, в выразительном чтении, чтении по ролям, в инсценировке, знании пословиц, устаревших слов. Ваша задача – быстро и правильно выполнить все задания, а для этого вы должны работать дружно, помогая друг другу.

- У нас три команды: “Умники и Умницы”, “Весёлые эрудиты”, “Знатоки”. За выполнение заданий вы получаете баллы. Какая команда набирает баллов больше остальных, та и побеждает. Ей присуждается звание “Знатоки русской литературы”.

III. Работа по группам.

1. Задание “Знаешь ли ты авторов и их произведения?”.

- Перед вами три портрета писателей-классиков русской литературы и название их произведений.

- Вам надо вставить под портрет фамилию писателя и название его произведений. (Приложение 1)

- При выполнении задания учитывается правильность выполнения и быстрота. За правильно выполненное задание команде даётся 2 балла.

2. Задание “Доскажи словечко”.

- Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете сказку А.С.Пушкина “О рыбаке и рыбке”.

- Отвечать вы будите одновременно всей командой, поэтому вам надо будет работать дружно и слажено.

- Каждой команде предлагается по три отрывка из сказки, в которых надо досказать последнее слово. Если команда затрудняется, ей помогают две другие. Задание оценивается тремя баллами: по одному баллу за каждое правильно названное слово.

Задание команде “Умники и Умницы”

Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою … (пряжу).

Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три … (года).

Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба … (говорила).

Задание команде “Весёлые эрудиты”

Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам … (выкуп).

Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, … (старче)”.

Воротился старик ко старухе,
У старухи новое … (корыто).

Задание команде “Знатоки”

Впредь тебе, невежа, наука:
Не садись не в свои … (сани).

Не посмел я взять с неё выкуп;
Так и отпустил её в синее … (море).

Не хочу быть чёрной крестьянкой,
Хочу быть столбовою … (дворянкой).

- Ребята, кто из вас может ответить, в чём необычайность сказки о золотой рыбке?

- Как вы понимаете выражение “остаться у разбитого корыта”?

- Случалось ли вам оставаться у разбитого корыта?

3. Задание “Отгадай произведение”.

- Ребята, вы, наверное, узнали учёного кота и дуб у Лукоморья.

- Кто знает, из какого произведения эти персонажи?

- Они не случайно появились у нас на уроке. Учёный кот придумал для вас задания, которые записал на дубовых листочках и желудях.

- Участники команд срывают их и выполняют задание: выразительно прочитать отрывок из произведения по ролям, сказать название и автора.

Задание оценивается двумя баллами: правильность – 1балл, выразительность – 1балл.

Задание команде “Умники и Умницы”

Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:

-Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит:

- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

Задание команде “Весёлые эрудиты”

Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает.
“Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть вольною царицей”.
Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”.
“Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? –
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдёшь, поведут по неволе”.

Задание команде “Знатоки”

Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!” -
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” -
Говорит ей Муравей.

Физкультминутка

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

Дружно хлопаем
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножко устали!

4. Задание “Мы актёры” (инсценировка эпизода из произведения ).

- Это задание вы готовили дома. У каждой команды есть три таблички с названиями инсценируемых произведений.

- Ваша задача - мимикой, жестами, голосом передать характер, поведение персонажей так, чтобы ребята поняли, из какого произведения эпизод. Одна команда показывает инсценировку, а две другие, узнав произведение и его автора, поднимают табличку с названием. Это задание оценивается максимально в пять баллов. За правильно названное произведение – 1 балл.

1-ая команда “Умники и Умницы” - Л.Н.Толстой “Филипок”;

2-ая команда “Весёлые эрудиты” - А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”;

3-ая команда “Знатоки” - И.А.Крылов “Стрекоза и Муравей”.

- Молодцы, ребята. Вы проявили актёрский талант, выполняя это задание. Все вы заслужили максимальный балл – пять.

5. Задание “Какому произведению соответствуют пословицы?”

- Ребята, к нам на урок приплыла Золотая рыбка. Она приготовила вам задания, которые спрятала в своих чешуйках. Каждая команда вынимает у Золотой рыбки по две чешуйки и выполняет задание: назвать произведение из раздела “Русские писатели”, которому соответствуют пословицы. Свою точку зрения надо доказать. Максимальная оценка задания – 2 балла.

Задание команде “Умники и Умницы”

Много хочешь – последнее потеряешь.

Делу время – потехе час.

Задание команде “Весёлые эрудиты”

Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Задание команде “Знатоки”

Один за всех, а все за одного.

Кто родителей почитает, тот во век не погибает.

6. Задание “Знаешь ли ты, что обозначают выражения …?”

- Ребята, читая произведения в разделе “Русские писатели”, мы встречали слова и выражения, которые сейчас не употребляются в речи?

- Кто из вас помнит, как они называются?

- Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный. Это задание для вас приготовила сказочная птица. Каждая команда вынимает по два пёрышка из хвоста птицы, читает выражения записанные на нём, совещается 1-2 минуты и объясняет значение данных выражений. Максимальная оценка задания – 2 балла.

Задание команде “Умники и Умницы”

Пленяет грозного царя.

Злой тоской удручена.

Задание команде “Весёлые эрудиты”

Заедает она пряником печатным.

В сенцах снял шапку и отворил дверь.

Задание команде “Знатоки”

Они играли подле амбара.

Старик ловил неводом рыбу.

- Ребята, вы молодцы, хорошо запомнили значение устаревших слов.

- Скажите, а если вы забудете значение устаревших слов или захотите узнать, что обозначают другие архаизмы, где можно об этом прочитать?

IV. Итог урока.

1.Выставка рисунков учащихся.

Звучит аудиозапись М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”.

- Ребята, вы нарисовали рисунки к понравившимся вам произведениям из раздела “Русские писатели”. У нас получилась такая замечательная выставка.

- Кто из вас хочет поделиться своими впечатлениями о прочитанных произведениях?

- Какое произведение особенно запомнилось? Чем?

- Какие главные мысли из прочитанного вы запомнили?

- С какими произведениями А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого вы были знакомы раньше? Назовите их. Есть ли они на нашей выставке книг?

- Если вы захотите прочитать другие произведения этих авторов, то их вы найдёте в книгах, представленных на классной книжной выставке, а также в школьной библиотеке.

 

2. Сейчас пришло время подвести итоги соревнования команд.

1-ая команда “Умники и Умницы” - 14 баллов

2-ая команда “Весёлые эрудиты” - 15 баллов

3-ая команда “Знатоки” - 18 баллов

Таким образом, команда “Знатоки” получает сегодня звание “Знатоки русской литературы”. Они не только правильно выполняли свои задания, но и помогали двум другим командам. Но остальным ребятам расстраиваться совсем не стоит. Сегодня старались все .

- Ребята, вы показали не только свои знания, но и умение работать в команде, общаться друг с другом, помогать, сопереживать.

- Ребята, мне послышался стук в дверь. А вам?

- Давайте посмотрим, кто там.

- Это принесли телеграмму. Но я что-то не могу её прочитать, всё перемешалось. Давайте читать вместе.

Ложь, намёк, да в ней, добрым, урок, молодцам, сказка.

- Ребята, вы догадались, что это?

- Правильно, это поговорка. Но что-то здесь не так. Давайте поставим слова в нужном порядке и прочитаем поговорку.

- Ребята, а на обратной стороне тоже что-то написано. Давайте смотреть.

Сказка ложь да в ней намёк добрым молодцам урок.

МОЛОДЦЫ !

- Ребята, вы согласны с текстом телеграммы? Я тоже. Вы действительно – молодцы!

3. Рефлексия.

- Перед каждым из вас на парте лежат три клоуна. У них разное настроение: один весёлый, один грустный, один равнодушный. Выберите из трёх одного, настроение которого соответствует вашему настроению на уроке и покажите мне.

- Я рада, что вы все на уроке работали с хорошим настроением. Моё настроение соответствует вашему.

Перечень используемой литературы

  1. Даль В. Пословицы русского народа.- М., 1957.
  2. Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль, 1997.
  3. Ладченко А.Л. Использование пословиц на уроках // Начальная школа, 1997- №7.
  4. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. Авторы: С.В.Кутявина, Е.С.Гостимская, М.И.Байкова. М., “ВАКО”, 2006.
  5. Родная речь. 2 класс. Часть1. Составители: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.М., “Просвещение”,2005.