Урок русского языка в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему: "Первое и второе спряжение глаголов"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Формировать умение определять спряжение глагола, показать зависимость безударного личного окончания глагола от неопределенной формы.
  2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, наблюдательность.
  3. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Основная часть

1. Упражнение для разминки пальцев.

А) Игра – упражнение “Пальчики здороваются”;

Б) Игра – упражнение “Согреем пальчики”;

В) Ладошки лежат на столе. Поднимаем пальцы по одному (начиная с большого пальца) сначала одной руки, потом другой; потом в обратном порядке;

2. Упражнение по чистописанию:

Р ря ро ри рв

(Учитель объясняет и показывает на доске, учащиеся работают в тетради)

3. Игра “Начинай на букву Р”. Учитель читает толкование слова по словарю

С.И.Ожегова, учащиеся записывают слова в строчку через запятую.

- Словесный обмен сведениями, мнениями, беседа; толки, пересуды; обсуждение чего-нибудь (разговор).

- Питомник, где выращивают розы, а также цветник из роз (розарий).

- Дерево или кустарник семейства розоцветных, с собранными в кисти горьковатыми оранжево-красными плодами, а также самые ягоды (рябина).

- Разъединить, освободить от развязки (развязать).

- Ровная, без высоких холмов земная поверхность, а также участок дна моря или океана без резких колебаний высот (равнина).

- Травянистое растение семейства сложноцветных с цветками, у которых лепестки обычно белые, а середина желтая (ромашка).

- Разъединять на части, распределять; производить деление (разделить).

- Эластичный материал, получаемый путем вулканизации каучука; покрышка из такого материала (резина).

- Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд с гильзой, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко

светиться в воздухе; беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем (ракета).

- В записанных словах поставьте ударение, выделите безударную гласную в корне слова.

Проверка с помощью веера

4. Учитель читает отрывок стихотворения Кондрашова:

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду - все в действие придет:
Лежит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет.

О какой части речи говориться в этом отрывке? Что такое глагол? Среди записанных слов найдите глаголы и определите спряжение.

Письменно проспрягайте глаголы (один ученик на доске, остальные в тетрадях) по вариантам.

I вариант - развязать II вариант - разделить
1 л., ед.ч. - развяжу разделю
2 л., ед.ч. - развяжешь разделишь
3 л., ед.ч. - развяжет разделит
1 л., мн.ч. - развяжем разделим
2 л., мн.ч. - развяжете разделите
3 л., мн.ч. - развяжут разделят

Что нужно сделать для того, чтобы правильно написать безударные окончания глагола?

Памятка:

1. Поставьте глагол в неопределенную форму.

2. Посмотрите на суффикс и определите спряжение.

3. Вспомните, какие окончания пишутся.

5. Физкультминутка.

Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей.
Мы попрыгаем как зайки!
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? Отдохнули!!!

6. Работа с учебником: упражнение № 163 стр. 113-114.

1-ое задание. Прочитайте загадки. Напишите отгадки.

Воробей, вьюга, бабочка, гусь, дождь, иголка, солнце, крот, собака.

- устно сделайте орфографический разбор слов-отгадок (назовите знакомые орфограммы)

2-ое задание: самостоятельно. Выпишите глаголы, в которых пропущены буквы, по спряжениям.

I спряжение II спряжение
шныряет

собирает

гуляет

летает

порхает

пляшет

машет

постукивает

бормочет

убаюкивает

обшивает

не надевает

сверкает

согревает

сияет

не знает

бродит

выходит

носит

дарит

светит

проходит

уходит

водит

гладишь

дразнишь

- Чем похожи глаголы первого спряжения? (Третье лицо, единственное число).

Какую гласную в окончании написали? (Гласную е).

Чем похожи глаголы второго спряжения? (Единственное число).

Какую гласную в окончании нписали? (Гласную и).

3-е задание: разберите слова по составу.

I вариант

маленький

проходит

цветком

II вариант

гладишь

узорным

бабочка

7. Игры “Будь внимателен!”

с т р е л я т ь
м е т а о з е к
о р р а м а к л
т п а д а т ь ю
р е в е т ь ю б
е т ю с ь к а и
т ь ф н и й а т
ь с т р о и т ь

- Найдите в таблице глаголы (по горизонтали и по вертикали), выпишите и определите спряжение.

По горизонтали: стрелять (I спряжение), падать (I спряжение), реветь

(I спряжение), строить (II спряжение).

По вертикали: смотреть (II спряжение), ломать (Iспряжение), терпеть

(II спряжение), любить (II спряжение).

8. Работа по развитию речи:

На доске серия картинок на тему “Зимние каникулы”. <Рисунок 1, 2, 3>

- Составьте небольшой рассказ, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Озаглавьте его.

Прослушиваются 3 – 4 записанных текста.

9. Игра “Построй пирамиду!”

Подберите глаголы, начинающие на букву “Р” и заканчивающиеся на “Ь” (каждая черточка в слове соответствует одной букве).

Р - - Ь

Р - - - - Ь

Р - - - - - - Ь

Р - - - - - - - - Ь

(Возможные варианты ответов: рыть, рубить, рисовать, растворять).

10. Домашнее задание: упражнение 158

11. Подведение итогов урока.

III. Заключительная часть