Урок математики в 1-м классе по теме: "Вычитание из 8"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • повторить состав числа 8;
  • используя связь суммы и слагаемых решать примеры на вычитание;
  • закреплять умение составлять и решать задачи;
  • учить детей сопереживать героям.

Задачи урока: научить вычитать из 8.

Оборудование урока: воздушный шар с мешками на корзине (на мешках цифры от 0 до 8); герои из книг Н.Носова: Незнайка, Знайка, Пончик, Сиропчик, Самоделкин; машина из геометрических фигур; Цифрозавр; Буратино; выставка книг Н.Носова, музыкальное произведение для детей.

Ход урока

I. Организационный момент:

Сообщение темы урока.

а) Сегодня на уроке мы должны помочь веселым человечкам отправиться в путешествие на воздушном шаре. Из них отправится тот, кто выполнит задание, данное Знайкой. Он придумал воздушный шар и решил взять с собой только тех, кто умеет мыслить, думать.

Хотите вы, чтобы герои отправились в путь? Тогда думать и мыслить с героями будем мы. Итак, за дело. Знайка сам решил посмотреть, научились ли вы считать, красиво писать, решать задачи, быть внимательными.

Сегодня на уроке мы научимся вычитать из числа 8; будем составлять и решать примеры.

Работа в тетради.

Открывает тетрадь со словами:

Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

Минутка чистописания. Начнем с того, что покажем как мы умеем красиво писать цифры.

Угадайте, что за цифру мы сегодня напишем?

2 кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя,
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь
Ну, какая цифра я? (8)

Запишем столько 8, сколько воздушных шаров в классе. Внимательно посчитайте и скажите сколько каждый из вас насчитал. (6, 7, 8).

Знайка доволен подрастающим поколением и он может занять место в воздушном шаре.

II. Актуализация прежних знаний и введение нового материала.

Состав числа 8.

Но что это? Воздушный шар захватил Цифрозавр – 8. Он требует выкуп за шар. А выкуп – это знание состава числа 8.

Не откладывай на завтра!

Нужен точный наш ответ

Исполина – цифрозавра победим мы или нет?

На доске

1 2 3 4 5 6 7 8

Дети составляют примеры с ответом 8 (по 2 примера).

1 + 7 7 + 1 2 + 6 3 + 5 5 + 3 4 + 4

- Какое правило использовали при составлении примеров? (при перестановке слагаемых, сумма не изменяется).

Введение нового материала.

Составление примеров на вычитание, основываясь на знании состава числа 8.

8 – 1= 7 8 – 6 = 2 8 – 5 = 3 8 – 4 = 4

Цифрозавр побежден и Знайка занимает место в воздушном шаре. Он вам очень благодарен за помощь.

Составление задач по условию и вопросу.

Перед нами Пончик и Сиропчик. Они очень любят попить и поесть и при этом не забывают помыть руки. А вы?

Поэтому Знайка дал им задание придумать задачи.

а) У Пончика в руках вязанка с сушками, ему надо придумать условие к вопросу. Поможем?

Сколько сушек осталось у Пончика?

(Что он мог с ними сделать?)

- Кто расскажет условие и поставит вопрос?

У Пончика было 8 сушек, 3 сушки он отдал Знайке.

Сколько сушек осталось у Пончика?

Из разрезанных цифр составляется решение задачи, называется ответ.

8 – 3 = 5 (с)

Ответ: 5 сушек

б) У Сиропчика стаканы с лимонным и вишневым сиропом. Ему Знайка дал условие, а вопрос надо поставить. Поможем?

У Сиропчика 3 стакана с лимонным сиропом и 5 стаканов с вишневым сиропом.

Сколько стаканов с соком было у Сиропчика?

Из разрезанных цифр составляется решение задачи, называется ответ.

3 + 5 = 8 (с)

Ответ: 8 стаканов Молодцы, дети.

Что это с Буратино?

Да он не из этой сказки.

Сидит Буратино, грустит Буратино. Он ключик не может достать. Ребята, ему помогите, ключик его отыщите.

Поможем, дети?

Физ.Минутка

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

4. Работа с учебником.

Так, вопросы ставить к условию умеете, придумывать условие к вопросу тоже умеете? А сможете ли решить готовую задачу из учебника?

Стр. 55 № 4

- чтение задачи хором: Витя вылепил 5 ежиков, а Петя на 2 ежика больше. Сколько ежиков вылепил Петя?

Разбор (нам известно, надо узнать)

Что значит на 2 больше? (Это столько же, да еще 2)

Нарисуем условие задачи

0 0 0 0 0

0 0 0 0 0 0 0

Каким действием будем решать задачу? (сложением)

Запись решения и ответа.

Уже 4 героя готовы к ответу.

Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Машину, на которой приехали веселые человечки, придумал и смастерил Самоделкин. Он хочет узнать сможете ли вы из геометрических фигур смастерить машину.

На партах конверты с геометрическими фигурами. Дети составляют машину.

Вопрос: какие геометрические фигуры вы использовали в своей работе?

  • Почему он так называется?
  • Почему он так называется?

Решение примеров изученных видов.

Пока дети составляют из геометрических фигур

4 – 3 7-2 Машину, выставляются на геометрических фигурах 7 – 1 примеры на вычитание. (переворачиваются  5-2, 6-2 геометрические фигуры на доске (машина, на которой приехали герои)).

Эти примеры Незнайка решал, как их решать, Незнайка не знал. Ребята ему помогите, примеры его решите.

Все герои с вашей помощью ребята, заняли место в воздушном шаре.

Но шар не летит. Чтобы он полетел, нужно убрать мешки с песком, которые притягивают шар к земле.

III. Работа с новым материалом.

- Каждый из желающих должен взять 2 мешка с теми цифрами, чтобы в сумме они давали число 8.

1 + 7 = 8 и т.д.

IV. Итог урока.

  • Чье задание больше всего вам понравилось выполнять?
  • Скажем до свидания героям и счастливого пути.

(звучит музыка)

Обращаемся к выставке книг Н.Носова