Из опыта работы по ознакомлению детей с социальной действительностью

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Наблюдения показывают, что к концу дошкольного возраста у многих детей интерес к технике носит устойчивый характер. Желание быстрее вырасти малыши нередко связывают с мечтой водить машину, запускать в космос ракеты, водить корабли, самолеты, тракторы. Знания о технике, доступные детям, не только удовлетворяют их любопытство, но и содержат большие развивающие возможности: способствуют обострению наблюдательности, восприятия; воображения, а значит, благотворно влияют на умственное развитие дошкольников. Учитывая особенности нервно-психического развития детей дошкольного возраста, их большую эмоциональность и впечатлительность, педагогу в своей работе необходимо широко использовать художественную литературу, загадки о технике, игры. Вызвать у дошкольников интерес к технике помогут проблемные ситуации, вопросы, игровые задания. Знакомство детей с техникой может осуществляться на занятиях.

Занятие по развивающим играм.

Тема: Водный транспорт.

Задачи:

  • расширение знаний детей о транспорте,
  • развитие внимания, ориентации в пространстве, мышления,
  • развитие речи.

Материалы и оборудование: картинки с изображением различных видов транспорта; магнитная доска, магниты, палочки Кюизенера, листочки с заданиями, простые карандаши.

Ход занятия

1. Беседа о видах транспорта.

- Слово “транспорт” означает – перемещение. Поэтому транспортом обычно называют то, что перемещается в пространстве: ездит, плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы.

- Основные виды транспорта – это наземный, воздушный и водный транспорт. Отгадайте, пожалуйста, загадки:

У него два колеса
И седло на раме,
Две педали есть внизу.
Крутят их ногами. Что это?

- Правильно, велосипед.

Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется,
По дороге он несется.

- Вы угадали – это автомобиль. Велосипед и автомобиль – наземный транспорт. Какие наземные транспортные средства вы еще знаете? (Автобус, троллейбус, трамвай, мотоцикл). Хорошо. Подумайте теперь, что это:

Он летает, но не птица,
Он жужжит, но не оса.
Может в воздухе повиснуть,
Как большая стрекоза.

- Правильно, вертолет.

Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.

- Конечно, это самолет. Давайте расскажем стихотворение о самолете (дети выполняют движения в соответствии с текстом):

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед,
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.

- Самолет и вертолет – это воздушный транспорт. Отгадайте еще одну загадку, пожалуйста.

Я выросла в лесу
В безмолвной тишине.
Теперь я вас несу
По голубой воде.

- Правильно, это лодка.

Даже под полярным льдом
Может плавать этот дом.

- Конечно, это подводная лодка. Лодка, подводная лодка, судно, парусник – все это водный транспорт.

Графический диктант. (Приложение 1)

- А теперь я загадаю вам графическую загадку. Поднимите правую руку, пожалуйста. Правильно. Возьмите карандаш и поставьте его на отмеченную на листочке точку. Слушайте внимательно.

3 клетки вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 5 – вниз, 3 – вправо, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 7 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх.

Что у вас получилось? Правильно, кораблик.

Игра “Плавает – не плавает”.

Встаньте, пожалуйста. Напоминаю правила игры. Если то, что я называю, плавает – хлопаем, если не плавает – топаем.

Лодка, кирпич, плот, парусник, топор, гиря, корабль, теплоход, дельфин, гвоздь, камень, кит, рыба, ложка, напильник, монета, моторная лодка, сахар, бумажный кораблик.

- Молодцы. Садитесь на свои места, пожалуйста.

Беседа о составных частях корабля.

- Знаете ли вы, из каких частей состоит корабль? На палубе корабля расположены мачты, дымовые трубы, рубка, из нее капитан корабля подает команды экипажу. Здесь же работают рулевой и штурман, несут вахту радисты. Через люковые отверстия, которые находятся на палубе, на дно судна укладываются грузы. Каждый кораблю оборудован спасательными шлюпками, жилетами, кругами и стальными тросами, при помощи которых он швартуется к берегу или к другому кораблю. На корабле есть якорь. Его на цепях спускают на дно моря, когда нужно удержать корабль на одном месте. Якорь крепко цепляется за грунт и не дает ветру и течению унести судно. На бортовой части корабля расположены иллюминаторы – маленькие круглые окна, которые нужны для освещения кают и проветривания. Когда корабль выходит в море, все иллюминаторы задраиваются. Каждый корабль имеет опознавательные знаки. Внутри корабля находятся каюты, кубрики, медпункты и другие помещения. Сердце корабля – двигатель. Он расположен в машинном отделение. Мощные насосы подают масло, жидкое топливо, охлаждают воду.

Упражнение на словообразование.

- Подумайте, если корабль из металла – то он какой? Правильно, металлический. Из пластмассы -? Из дерева -? Из бумаги -? Из резины -? Судно с парусом -? Лодка с мотором - ?

Упражнение со счетными палочками. (Приложение 2).

- Возьмите, пожалуйста, разноцветные палочки и сложите из них кораблик по образцу.

Стихотворение с движениями.

- Встаньте в круг, пожалуйста. Давайте расскажем стихотворение А. Барто “Кораблик” с движениями.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Рисуют бескозырку указательными пальцами обеих рук
Сжимают пальцы правой руки в кулак
Соединяют ладони обеих рук лодочкой
Движения двумя руками вместе, имитируя волны
Подпрыгивают на двух ногах

Соединяют большой палец с плотно сжатыми остальными пальцами (квакают лягушки).

Задание на ориентацию на листе бумаги.

- Садитесь на места, пожалуйста. Сейчас отметьте кораблик, который плывет впереди.

Подведение итогов занятия по следующим разделам: 1. виды транспорта, 2. составные части корабля, 3. материалы, из которых делают корабли, 4. виды кораблей.

Используемая литература

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 1998.
  2. Бондаренко А.к. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проспект, 2000.
  4. Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. – СПб.: Дельта, 1998.
  5. Кобитина И.И. Дошкольникам о технике: книга для воспитателей детского сада – М.: Просвещение, 1991.
  6. Любимова Т.Г. Подумай и ответь! Вопросы и задания по формированию понятийного аппарата у детей 5-7 лет. – Чебоксары: Клио, 1997.
  7. Нефедова К.П. Транспорт. Какой он? Пособие для воспитателей, гувернеров, родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.
  8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1998.
  9. Смирнова Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и ВУЗов. – М.: Школа-Пресс, 1997.