Учимся писать письма. "Письмо односельчанам по одному очень важному делу"

Разделы: Начальная школа


У письма как вида речевого произведения свои особенности.

Несмотря на типовую структуру (композиционное письмо состоит из зачина, информационной части, концовки), текст письма отличает особый язык, богатство языковых средств (просьба – один язык, поздравление и приветствие - другие языковые средства, письмо другу – один этикет, письмо в официальные инстанции - другой).

В жанре письма могут сливаться в одно целое особенности как письменной, так и устной речи. Его текст может быть приближен к художественной, деловой, сугубо – научной речи. Все зависит от адресата, от того рассчитано ли письмо на индивидуальное прочтение или на публикацию. Письмо обладает большими коммуникативными возможностями.

Записка – это коротенькое однотемное письмо.

Но в методике мало уделяется времени этому жанру. В риторике тоже только один час.

Начала с того, что попросила написать сначала записки, а потом письма. И убедилась, что привычку писать письма надо вырабатывать как можно раньше; при изучении тем: текст, структура текста, план и т. д.

С точки зрения законов построения текста, в детских письмах можно отметить и одновременное рассматривание нескольких совершенно разных микротем, и некоторую непоследовательность в расположении материала. Часты повторы.

Но с точки зрения коммуникативной целесообразности – письма, как форма самовыражения – это для малышей прекрасная возможность творить свободно, свободно выражать свои мысли, т. е. в процессе создания речевых произведений осознавать себя.

Письма брала на проверку только с разрешения детей и о недочетах в письмах говорила индивидуально. При обучении детей культуре письма использовала следующие приемы:

а) редактирование текста вымышленного письма. Авторами его являются сказочные герои: Винни Пух, Незнайка. Перед детьми задача: как изменить текст письма, чтобы было понятно, что хотел сказать отправитель. Почему трудно понять текст письма?

б) написание “искусственных писем” (другу, инопланетянам, сказочнику, родным).

Приемы:

  • Даются два текста одинаковые по содержанию, но различные по композиции: текст – повествование и текст письма. Задание: сравните по содержанию и виду (про кактус).
  • Даются записка и письмо. Сравните два текста. В чем состоит их сходство, а в чем их различие.
  • Спиши письмо. Раздели на части.
  • Прочтите письмо. Скажите, с какой целью оно написано? Кому адресовано?

При этом дети знакомились со структурой письма, этикетными средствами, учились вводить в повествовательную канву элементы описания, рассуждения, пополняли словари специальными терминами, обращали внимание на речевую и общую культуру.

Например, нередко письма заканчивались следующими выражениями:

- Нашел ошибку – считай за улыбку.

- Диктовал попугай, за ошибки не ругай.

Причинами отступления от речевых норм является непонимание значения этикетных средств, недостаток речевой культуры.

Читая письма, учитель может судить о словарном запасе школьников и их грамотности.

Всего на работу с этим жанром спланировала 4 часа:

1) Письма-свидетельства истории.

2,3) Структура письма;

4) Языковые и этикетные средства.

Час общения.

(Можно интегрированный урок риторики, русского языка, окружающего мира).

4 класс.

Тема:

Структура письма (закрепление, 2 занятие)

Письмо к односельчанам по одному очень важному делу.

Цели:

  • Развивать коммуникативную культуру, ресурс успеха отдельных учащихся и группы в целом.
  • Развивать мир духовных ценностей через активную деятельность детей.
  • Учить детей правильному написанию и оформлению писем.

Оборудование:

  • Орфографические словари.
  • Выставка фотографий Криулинского озера, родников, питающих это озеро.
  • Памятки “Правила письма”
  • Аудиокассеты “Музыкальная коллекция. Фаусто Палетти “Сонный берег”, Чайковский - “Времена года”.
  • Магнитофон.
  • Слова-опоры на малой доске:
    • сбережем,
    • кристально- чистая,
    • призываем,
    • убедительно просим Вас,
    • желание,
    • будьте добры,
  • Памятник природы областного значения,
    • охраняемые.

Центральная часть доски.

Письмо к односельчанам по одному очень важному делу.

1. Зачин.

Обращение к адресату. Приветствие его. (Вежливое, приятное, привлекающее внимание, общее, персональное).

2. Информационная часть.

- Ясное, последовательное, грамотное, яркое объяснение, рассуждение, доказательство о пользе родников.

- Родники питают Криулинское озеро – Памятник природы областного значения.

  • дарят полезную, вкусную, чистую целебную воду.
  • радуют глаз растения, в том числе редкие, охраняемые (белая кувшинка, желтая кубышка).
  • берега озера – любимое место отдыха криулинцев.

- Уважительный тон. Настойчивая, убедительная просьба не захламлять берега озера, чтобы озеро не погибло, не исчезло.

Просим Вас, очистим, приглашаем, сбережем.

3. Пожелания адресату. Надежда на то, что все хорошо закончится, исполнится, сбудется.

4. Дата. Подпись адресанта.

Классная доска

Опорные слова Тема урока.

Письмо к односельчанам по одному очень важному делу.

План письма.

Человек связан с природой тысячью неразрывных нитей, он сын ее.

И. С. Тургенев

На правой стороне доски под словами Тургенева И. С. укреплены конверты.

Затруднялся:

Я умею писать письма.   В зачине письма.   Основной части письма.   В пожеланиях адресату в письме.   Мои пожелания учителю

В конце урока на этапе рефлексии дети опускают листочки, на которых написаны их фамилии в соответствующий конверт.

Пояснение.

На протяжении 30 лет мои ученики (дети начальных классов) и я чистим родники, питающие Криулинское озеро – памятник природы областного значения. И мы заметили, что берега озера превратились в свалку, два родника перестали существовать. Мы поняли, что одним нам будет трудно сохранить родники, и родилась идея пригласить родителей сфотографировать захламленные берега озера и обратиться с письмом к односельчанам криулинцам.

Ход занятия

1. Ресурсный круг.

Под музыку П. И. Чайковского Времена года”, “Апрель” дети и взрослые встают в круг. 1 минуту звучит музыка. Музыка чуть-чуть приглушается.

Учитель:

- Поприветствуем друг друга глазами, улыбкой.

- Выскажите свои предположения о теме нашей встречи, разговора.

- Я хочу, чтоб наше занятие было интересным и полезным. А вы, каким видите наше занятие? (Следуют ответы детей).

Учитель:

- Сегодняшний разговор позволит увидеть давно знакомое другими глазами, прислушаться к голосу своего сердца и сделать так, чтобы к нему присоединились голоса многих сердец, мысли и руки многих людей, наших односельчан.

2. Погружение в тему.

Учитель:

Возьмите с этого разноса каждый по стакану и выпейте жидкость, находящуюся в нем. (Это обыкновенная вода из-под крана, полстакана).

- Поделитесь своими ощущениями.

- А теперь угоститесь водой с этого разноса.

- Что почувствовали? Есть ли разница? В чем разница? Как думаете, откуда эта вода?

(Дети ощутили быстрее, что это вода из родника).

- Проходите, пожалуйста, на свои места.

3. Фронтальная работа.

Учитель:

- Что знаете о родниках, о родниковой воде?

Подготовленные и неподготовленные выступления детей и взрослых о значении родников.

Родниковая вода всегда чистая, холодная, особенно вкусная, часто обладает целебными свойствами. Родники питают другие водоемы.

Ребята рассказывают о том, как они берегут, чистят родники, которые питают Криулинское озеро – гидрологический памятник областного значения.

Звучит отрывок из текста “Слово о Русской земле”.

“-Земля Русская!

Многими красотами дивишь ты:

Озерами многими, дивишь ты реками

И источниками местночтимыми…”

В результате разговора дети и взрослые приходят к выводу, что можно сделать еще, чтобы сохранить родники.

Учитель:

- Об этом должны позаботиться все жители нашего села. Сегодня мы обратимся к ним с письмом. О чем будет это письмо?

Дети:

- Надо рассказать о том, что озеро начинает гибнуть.

- О красоте озера, его уникальности, о том, что оно погибнет без родников.

- Чтобы жило озеро и родники надо очистить берега озера.

- Запретить свалку.

- Наказывать таких людей.

Письмо можно составлять индивидуально, в паре, группами. В случае затруднения можно обратиться к взрослым. Родители составляют обращение к Главе администрации с. Криулино.

4. Работа над составлением письма. Объявляется тема письма.

- Назовите правила письма.

- Проверьте себя по памяткам.

Памятка “Правила письма”

- Уважительный, доброжелательный тон письма.

- Речь понятная, логичная, яркая, выразительная, правильная.

- Оформление грамотное, аккуратное, четкое.

- Все части письма должны сочетаться.

(Назовите части письма. Проверьте себя по памятке)

Письмо обычно имеет три части.

  • Фронтальная работа.

Учитель: Предлагайте, какие слова, фразы можно использовать в приветствии.

Дети:

- Уважаемые криулинцы! Добрый день!

- Люди добрые, здравствуйте!

- Приветствуем Вас, уважаемые односельчане!

- Жители с. Криулино – замечательные люди! Здравствуйте!

Учитель: Проверьте себя по тексту на центральной доске. (Открывается доска).

(Включается тихая музыка). Основная часть текста обсуждается в группах с использованием плана и опорных слов, написанных на доске и предложенных детьми.

Затем делегаты от групп представляют содержание основной части.

  • Анализ выступления каждой группы по памятке. (Снова включается музыка). Группам дается время для поправок.
  • Заключительная часть писем составляется тоже в группах, принимается лучший вариант, хотя дети могут использовать свой.

5. Индивидуальная, групповая работа, работа в парах по корректировке письма. Консультации с родителями, с учителем.

6. Рефлексия. В это время родители анализируют письма детей.

Учитель:

- Оцените свое настроение, состояние души. Можно рассказать вслух, можно отметить значком.

- Если хорошее, покажите значок “солнышко”.

- Если совсем грустное, то “тучку”.

- Если не так уж и плохо, то “солнышко, закрытое тучкой”.

7. Дети оценивают словами свое умение писать письма и опускают свои послания в конверты, укрепленные на правой малой доске.

8. Слово родителям.

Анализ детских писем. Родители представляют свое письмо Главе администрации с. Криулино.

9. Итог.

Аплодисментами благодарим друг друга за общение, за сотрудничество.

Звучат слова Л. Татьяничевой:

“У любого потока
Свои родники
Если нету истока,
То нет и реки”.

Спасибо всем!!

Приложение