Урок развития речи в 3-м классе по теме: "Изложение по коллективно составленному плану "Елка"

Разделы: Начальная школа


Задачи: развивать умение связно передавать текст с учетом особенностей употребления слов автора; совершенствовать навыки учащихся в построении предложений; развивать орфографическую зоркость, мышление; закреплять правила правописания слов с безударными гласными, парными согласными; воспитывать любовь к слову, к русскому языку.

Оборудование: кроссворд, рисунки, ёлка наряженная, плакаты, карточки.

Ход урока.

I. Тема урока.

II. Отгадай загадку:

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом.
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?

(Зима)

-Какие пословицы о зиме знаете.

Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь - году начало, зиме середина.
Вьюги да метели под февраль полетели.

-Любит русский народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами, под завывание метели, можно и сказки послушать, и стихи почитать, и песни спеть. А сколько о зиме придумано загадок! Их у зимы множество. Придумала их для нас (прочтем хором на плакате) "Снегурочка"

б) Разгадывание кроссворда.

III. Какой праздник и взрослые и дети любят больше всего?

-чем отличается этот праздник от всех других праздников?

IV. Знакомство с текстом "Ёлка".

1) Чтение текста.

Ёлка.

Таня глаз не могла отвести от ёлки. Сколько на ней игрушек! И рыбки, и грибки, и звёздочки, и снегурочки. Светились жёлтым, красным, зеленым светом шары. Бусы переплели зеленые ветки, каждая бусинка сияет и сверкает. А какая звезда горит на верхушке! Как красный огонек с пятью лучиками.

А над ёлкой, под самым потолком - настоящее чудо. Там летает по кругу серебряный спутник. Он попискивает, подает сигнал!

Ребята пели, плясали, читали стихи. Дед Мороз загадывал загадки и дарил подарки. Было очень весело.

(по Л.Воронковой)

2) - Чем любовалась Таня?

- Как описана ёлка в тексте?

- Перечислите игрушки, которыми была украшена ёлка.

- Что произвело на Таню самое большое впечатление? Почему?

- Как проходил праздник?

3) Озаглавливание (чтение по частям).

1. Сколько на ёлке игрушек!

2. Серебряный спутник.

3. Всем очень весело.

4. Пересказ по плану:

  • по абзацам;

  • целиком.

4) Словарно-орфографическая подготовка.

рыбки, грибки, глаз, снегурочка, чудо, загадка, светились, шары, переплели, зеленые, звезда, верхушке, летает, плясали.

Назовите слова - название действий, совершаемых игрушками:

светились, сияет, сверкает, горит.

- Какое впечатление они помогают создать?

- Объясните значение выражения: глаз не могла отвести.

- Подберите слова близкие по смыслу.

- Прочтите восклицательные предложения.

- Какие чувства девочки они выражают?

- Что такое спутник?

Спутник:

1. Космический аппарат, запускаемый на околоземную орбиту с помощью ракетных устройств (искусственные спутники Земли, Луны, Венеры, Марса).

2. Небесное тело, обращающееся вокруг планеты (Луна - спутник Земли).

3. Тот, кто совершает путь вместе с кем-нибудь (веселым - спутником, спутник-жена).

- Найдите предложения с однородными членами.

- Как отделяются одночлены на письме?

- Сколько в тексте абзацев?

- Как будете писать каждый абзац?

V. Повторное чтение текста.

VI. Самостоятельная работа.

Итог урока: Чтение лучших работ.

приложение 1
приложение 2
приложение 3