Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Понятие о союзе"

Разделы: Русский язык


Класс: 7-й, программа под ред В. В. Бабайцевой.

Цели:

  • Формирование представления учащихся о союзе как служебной части речи.
  • Развитие теоретического мышления учащихся.

Методические приёмы: аналитическая беседа, анализ языкового материала.

Структура урока

I. Оргмомент.

II. Мотивационное введение.

Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с ещё одной служебной частью речи – союзом.

Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки со- от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, уж, вязать, узы.

Что вы уже знаете о союзе как части речи? (Одна из служебных частей речи, служит для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.)

В XIX в. в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова”. В XX в. “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”. Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарём В. И. Даля указывает на большее число признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения.)

Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX в. учёные-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем учёные XIX в., что и отразилось в словарях. Но нужно помнить, что словари С. И. Ожегова и В. И. Даля были предназначены для широкого круга читателей, и поэтому указывали не все признаки этой части речи, известные специалистам. Именно поэтому в словаре С.И. Ожегова не используется термин “однородные члены предложения”. Возможно, союз обладает ещё какими-то важными признаками? Сегодня мы попробуем это установить.

III. Пунктуационный разбор.

Горят первые звёзды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами.

[ ], а [ О и О ].

IV. Аналитическая беседа по теме “Определение союза”.

Какие слова мы внесли в схему предложения? (Союзы).

Почему на схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? (Они связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.)

Итак, союзы связывают однородные члены предложения, а также простые предложения в составе сложного. Но только ли в этом заключается их роль в предложении? Для ответа на этот вопрос задания на карточке № 1.

Прочитайте предложения, входящие в первую и вторую группу.

  • По пути нам попадались берёзы и осины.
  • По пути нам попадались не берёзы, а осины.
  • По пути нам попадались берёзы или осины.
  • По пути нам попадались то берёзы, то осины.
  • Свеча мигала жёлтым язычком, и в комнате было темно.
  • Свеча мигала жёлтым язычком, но в комнате было темно.
  • Свеча мигала жёлтым язычком, когда в комнате было темно.

Подчеркните союзы в первой и второй группе предложений.

Определите, что (однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного) связывают союзы в предложениях первой группы, а что – в предложениях второй группы?

Одинаковы ли по смыслу предложения первой группы? А второй?

Что, по вашему мнению, изменяет смысл предложений первой группы? А второй?

Что следует из этого наблюдения? (Союзы имеют значение.)

Да, союзы имеют значение, но значение это проявляется в предложении, потому что союзы выражают смысловые отношения между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного.

Итак, подведём итоги. Что мы узнали о роли союзов в предложении? (Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного и выражают смысловые отношения между ними.)

Опираясь на выводы, которые мы сделали при анализе предложений, дайте определение союзу как части речи. (Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного и выражает смысловые отношения между ними.)

V. Закрепление материала. Упражнение на закрепление навыка “узнавания” союза.

Заключите в овал в тексте карточки № 2 союзы, подчеркните связываемые союзами однородные члены предложения или основы простых предложений.

VI. Аналитическая беседа по теме “Разряды союзов”.

Вами были выделены разные союзы. А можно ли их разделить на группы? Попробуйте определить, на какие группы можно разделить союзы? [1) союзы, связывают однородные члены – союзы, которые связывают простые предложения в составе сложного; 2) союзы сочинительные – союзы подчинительные.]

Остановимся на делении союзов на сочинительные и подчинительные. Чем отличаются эти группы союзов друг от друга?

Что связывают сочинительные союзы? (Однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного)

Что связывают подчинительные союзы? (Простые предложения в составе сложного)

А почему сочинительные союзы могут соединять как однородные члены, так и простые предложения в составе сложного, а подчинительные – только простые предложения в составе сложного? (Однородные члены предложения не зависят друг от друга, они равноправны. В сложном предложении его части могут быть как равноправны, так и неравноправны, то есть одна подчинять себе другую. Сочинительные союзы, которые связывают однородные члены и простые, не зависящие друг от друга предложения в составе сложного, выражают отношения равноправия связанных частей, а подчинительные, которые связывают неравноправные предложения – неравноправия, зависимости одной части от другой.)

Итак, мы установили, что союзы по значению делятся на два разряда: сочинительные союзы и подчинительные союзы.

А возможно ли выделение разрядов союзов по другим признакам? Обратите внимание: на карточке № 3 приведены союзы. По какому признаку эти союзы можно разделить на две группы? (Состоят из данного слова – состоят из нескольких слов.)

  • когда
  • что
  • чтобы
  • так что
  • как будто
  • если
  • как
  • потому что
  • словно
  • едва
  • пока
  • так как

Какое название можно предложить для союзов первой группы? (Простые – союзы, состоящие из одного слова.) А второй? (Составные – союзы, состоящие из двух и более слов.)

VII. Закрепление изученного.

Упр. 826.

А. Устно: найдите союзы, укажите их разряд по строению (простые или составные); объясните постановку знаков препинания.

Б. Письменно: спишите, выделите союзы и определите, связывают они однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного. Надпишите над союзом его разряд по значению (сочинительные или подчинительные).

Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз и соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного и её отсутствие между однородными членами, связанными союзом и.

Небо на востоке посветлело, и…

Небо на востоке посветлело и…

VIII. Подведение итогов урока.

Что из того, о чём говорилось на уроке, было для вас новым, а может быть, показалось неожиданным, удивило вас?

Домашнее задание.

§ 148, упр. 825.


Приложение

Раздаточный материал

Карточка № 1

Прочитайте предложения, входящие в первую и вторую группу.

  • 1. По пути нам попадались берёзы и осины.
  • По пути нам попадались не берёзы, а осины.
  • По пути нам попадались берёзы или осины.
  • По пути нам попадались то берёзы, то осины.

2. Свеча мигала жёлтым язычком, и в комнате было темно.

  • Свеча мигала жёлтым язычком, но в комнате было темно.
  • Свеча мигала жёлтым язычком, когда в комнате было темно.
  • Подчеркните союзы в первой и второй группе предложений.

Определите, что (однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного) связывают союзы в предложениях первой группы, а что – в предложениях второй группы?

Одинаковы ли по смыслу предложения первой группы? А второй?

Что, по вашему мнению, изменяет смысл предложений первой группы? А второй?

Что следует из этого наблюдения?

Карточка № 2

Заключите в овал в тексте союзы, подчеркните связываемые союзами однородные члены предложения или основы простых предложений.

Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое. Море после шторма всё ещё дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. Когда же на солнце наплывало дымком толстое облачко, простор угрюмел, как перед долгой непогодой, а холодный ток с моря разом усиливался.

Тропинка вначале петляла среди невысоких холмов, затем прямо и сильно тянула вверх. Её прорезал неглубокий, усеянный камнями жёлоб, русло одного из тех бурных ручьёв, что низвергаются с гор после дождя, рокоча и звеня на всю округу, но иссякнут быстрее, чем высохнут дождевые капли.

Карточка № 3

  • когда
  • что
  • чтобы
  • так что
  • как будто
  • если
  • как
  • потому что
  • словно
  • едва
  • пока
  • так как