Урок по окружающему миру. Природные зоны

Разделы: Начальная школа


Оформление: Карта природных зон, доклады, эмблемы, письма, образные выражения, мультимедиа.

Ход урока

1. Организационный момент (см.. Приложение)

2. Вступительное слово

Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами много путешествовали по природным зонам нашей необъятной Родины. Во время путешествия вы познакомились со многими профессиями. Побывали зоологами и ботаниками, охотоведами и животноводами, метеорологами и экологами, горняками и почвоведами, художниками и поэтами. Эти профессии помогли вам услышать и увидеть много интересного о природе, растительном и животном мире нашей страны.

На наш заключительный урок-конференцию мы пригласили гостей и думаем, что всем присутствующим будет интересно.

Этот урок больших секретов,
Сто вопросов – сто ответов
Все готовились к нему
Отвечать на “почему?”

Каждый участник конференции занимался исследованием природной зоны в той или иной области. Перед тем как начать конференцию необходимо проверить готовность участников.

3. Проверка изученного материала (см. Приложение)

- От чего зависит изменение природных зон на Земле?

От количества света.

От количества тепла.

От количества влажности.

Докажи.

(Удалённость полюса от экватора, от широты пояса, от воздушных масс.)

Почему происходит см.ена времён года? (Объясни различную продолжительность времён года от полюсов к экватору.) (см. Приложение)

(Земля вращается вокруг своей оси, которая расположена под углом и вокруг солнца. Полный оборот Земля вокруг солнца делает за 360 дней или год. Продолжительность времени года зависит от угла падения солнечных лучей.)

Объясни изменение продолжительности дня от полюсов к экватору.

(Чем ниже солнце над горизонтом, тем хуже прогревает оно земную поверхность, тем меньше световой день и наоборот.)

Самый длинный день в году и самый короткий день в году? (22 декабря и 22 июня)

4. Обобщение по теме.

- Итак все участники конференции готовы.

Первый вопрос – это разминка

- С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг.

Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют этикрая, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь)

Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)

Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. (Арктика)

Здесь хорошей погодой считаются дожди и пасм.урное небо. Растения почти не имеют листьев. Животные днём спасаются от жары в глубине песка, а охотятся ночью. Ветры наметают дюны и барханы из песка, а иногда засыпают оазисы. (Пустыня)

Здесь много вечнозелёных растений. Тёплая зима и жаркое лето. Выращивают здесь мандарины и апельсины. Многие люди любят здесь отдыхать летом. (Черноморское побережье)

Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)

Всё здесь необычно. Не над головой, а под ногами плывут облака и летают птицы. В долине может идти дождь, а склоны освещаются ослепительным солнцем. У подножия люди ходят в лёгких одеждах, а на вершинах - в меховых шубах и шапках. (Горы)

5. Следующим вопросом нашей конференции является обобщение исследования в каждой природной зоне.

- В чём заключается особенность неживой природы Арктических пустынь. (см. Приложение)

(Подтявший снежный покров, образует озерки с ледяной водой; полярной ночью можно наблюдать красивое природное явление – северное сияние и т. д.)

К жизни в суровых условиях приспособились немногие виды живых организмов. В чём их особенность?

(Господствуют мхи и лишайники, стелющие полярные ивы (5-10 см.), цветение снега и льда, ожили водоросли. Все звери и птицы имеют достаточно толстый слой подкожного жира, густой мех и пух. Белый медведь, песцы, тюлени, моржи, чайки, кайры. Белый медведь, овцебык, морж, гренландский кит -занесены в Красную книгу.)

На тысячи км с запада на восток простирается холодная безлесая равнина – тундра. (см. Приложение)

Чем же занимаются люди в этой природной зоне с достаточно суровыми климатическими условиями.

(Население тундры: коми, эвенки, нанайцы, якуты занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Оленеводство даёт средство для передвижения, шкуры для одежды и жилища, молоко и мясо. Кроме оленей и собачих упряжек для передвижения стали использовать вездеходы, которые наносят большой вред онкому почвенному слоютундры. Люди занимаются добычей полезных ископаемых: каменного угля, нефти, газа, цветных металлов.)

Как же приспособились растения и животные к условиям тундры?

(Из-за влажных, холодных, бедных перегноем почв, растения здесь низкорослые, прижатые к земле, преобладют пышные мхи, лишайники, ягель – прекрасный корм для оленей. Обитают зайцы-беляки, леминги,волки, песцы, полярные совы и конечно северный олень).

Почему весной в тундру прилетает огромное количество птиц?

Какие птицы занесены в Красную книгу? (Гагары, полярные совы)

Лес очищает воздух, поддерживает полноводность рек, защищает почвы от ветра и потоков воды. Леса называют “лёгкими нашей планеты”. Именно в этой природной зоне и проживаем мы. ((см. Приложение)

Почему леса называют “лёгкими нашей планеты”

- Как использует лес человек?

(Леса дают нам древесину, строевой материал, см.олу, витаминные добавки. Из сосны – шпалы, подводные сооружения. Краску из лиственницы, бумагу и музыкальные инструменты – из ели и пихты.

В лесу заготавливают ягоды, орехи, грибы. Собирают лекарственные травы.

В лесах развит промысел пушных зверей, а в реках – рыболовство. В Красную книгу занесены: амурский тигр, речные бобры. Ограничена охота на соболя. Баргузинский заповедник на Байкале помогает сохранить этого зверька.)

Назовите деревья, которые растут в различных частях лесной зоны?

В какой лесной зоне проживаем мы?

Хвойный лес (тайга)

Ель

Сосна

Кедр

Пихта

Лиственница

См.ешанный лес

Хвойные и лиственные породы

Широколиственные леса

Главное отличие?

Многоярусность

Ясень, вяз, липа, дуб.

Подлесок

Калина, орешник

Травы

Грибы

- Какой лес изображён на мониторе? (см. Приложение)

В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь эти почвы распаханы. Эти места заняли поля и сады. Степи нужно охранять. (см. Приложение)

В чём заключается главное отличие степей от других природных зон?

(Богатые перегноем чернозёмные почвы, достигают глубины больше метра. Очень богатая растительность. Красива степь весной, похожа на пёстрый ковёр.

Какие животные обитают в степи? (Травоядные: сайгаки, зайцы, суслики, грызуны. Хищники: лисы, волки, степные орлы, ястребы).

Кого из степных птиц занесли в Красную книгу? (Дрофу или “степного страуса”)

В пустыне вовсе не пусто. В пустынях очень жаркое засушливое лето. Но многие растения и животные приспособились к этим условиям. Расскажите как?

(Листья кустарников и деревьев превратились в колючки. Семена растений снабжены крылышками и щетинками. Верблюжья колючка, саксаул, мятник, полынь. В марте расцветают маки, тюльпаны.

К суровому жаркому климату приспособились антилопы, землеройки, тушканчики, черепахи, змеи, ящерицы, “кораблём” пустыни называют верблюда. Самое живое время суток. – раннее утро. Саранча, да черепахи не боятся жары).

На Черноморское побережье наши исследователи отправлялись самостоятельно. Что- же интересного они там узнали? (см. Приложение)

(Умеренно жаркое лето, тёплая зима, уникальный растительный и животный мир).

- Наша конференция продолжается. Посм.отрите на карту. (см. Приложение). Вы видите, что горы занимают большие пространства на северо-востоке и на востоке нашей страны, на юге Сибири. Горы Кавказа, Уральские горы и Хибины на Кольском полуострове окаймляют Европейскую часть России. Горные районы возвышаются и среди тундры и среди тайги, соседствуют со см.ешанными лесами и со степями.

Как изменяются природные зоны в горных областях?

Вы очень хорошо провели исследования во всех природных зонах.

6. Сейчас мы с вами немного отдохнём, проведём блиц-опрос. Каждый правильный ответ даёт право занять первое место за компьютером.

  • Какое значение имеют колючки у кактуса?
  • К хвойным или лиственным породам относится лиственница?
  • Что мешает деревьям поселиться в степи?
  • Почему вершины высоких гор покрыты снегом?
  • В каких природных зонах часто бывают пыльные бури?
  • Почему в пустыне ящерицы днём забираются на ветку кустарника, а ночью прячутся в песок?
  • В какой природной зоне можно встретить перечисленные растения: ковыль, полынь, пырей?
  • Символами, каких природных зон является название растений: саксаул
  • Ягель
  • Кого называют кораблём пустыни?
  • Что такое айсберг?
  • Коралл
  • Какую местность называют оазисом
  • Какие будут последствия, если растают льды Арктики?
  • Чего не хватает в пустыне, а в тундре в избытке?
  • Где берёзы по колено и толщиной с карандаш?
  • Где дожди успевают высохнуть, не долетев до земли?
  • Где кусты похожи на мотки колючей проволоки?
  • Где птицы не поют и бабочки не летают?
  • Где хорошей погодой называют хмурую и сырую?
  • Где можно сразу увидеть много природных зон?

7. Самостоятельная работа

Из какой природной зоны эти животные? (см. Приложение)

8. Проверь (см. Приложение)

Тюлень – Арктика

Лемминг – тундра

Олень – лес

Змея – степь

Северный олень – тундра

Медведь – лес

Белый медведь – Арктика

Полярная сова – тундра

Дельфин – Черноморское побережье

Барс – высокогорье

Морская звезда – Черноморское побережье

Свиристель – лес

Медуза – Черноморское побережье

Джер - степь

9. Вывод

Почему на земле существуют разнообразные природные зоны? (см. Приложение)

(Зависит от климата и удалённости от экватора).

10. Итог урока

Что интересного понравилось на уроке? В какой природной зоне вы бы хотели жить?

11. Домашнее задание

Стр 58-59