Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме: "Изменение имен прилагательных по числам"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель урока:

  • развивать творческое, вербальное, логическое мышление детей;
  • закреплять навыки правописания окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе, умение изменять имена прилагательные по числам; учить теоретически обосновывать написание того или иного окончания;
  • воспитывать чувство прекрасного, умения видеть красоту природы, желание выразить свои чувства.

Оборудование:

  • учебник: А.В.Полякова. Русский язык. 2 класс. М., “Просвещение” 2003
  • опорные карточки по теме урока;
  • рисунок “девочки – прилагательного”;
  • карточки со словарными словами;
  • звуковая схема;
  • индивидуальные карточки для творческой работы, для домашнего задания.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, цели урока.

  • На доске записаны группы слов:

снег – с иней – е снежные – м
белый - ? (п) ель - ? (е) холодная – е
тает – г снежинки – м морозные - ? (м)

  • Определите пропущенные буквы (по мере ответов детей на доску вывешиваются опорные карточки).

прилагательное единственное  множественное
                                   число                       число

  • По опорным карточкам определите тему нашего урока.
  • Вы будете учиться изменять имена прилагательные по числам и грамотно писать их окончания.

III. Повторение изученного.

<Рисунок 1>

  • Что может рассказать о себе имя прилагательное?

Дети (фронтально):

  • я часть речи;
  • я отвечаю на вопросы какой? какая? какое? какие?
  • я обозначаю признаки предметов;
  • я изменяюсь по числам, бываю единственного и множественного числа;
  • в единственном числе я изменяюсь по родам, бываю мужского, женского, среднего рода;
  • мои число и род зависят от числа и рода главного существительного;
  • в предложении я чаще всего являюсь второстепенным членом предложения.
  • Почему имя прилагательное нарисовано в виде художницы? (ответы детей)
  • Определяю я предметы,
    Они со мной весьма приметны.
    Я украшаю вашу речь,
    Меня вам надо знать, беречь! (ученик)

IV. Словарная работа.

  • Прочитайте словарные слова:

с…р…бристый б…реза м…розный
кр…сивая ин…й ф…враль

  • На какие две группы их можно разделить? (сущ., прил.)

Дети распределяют слова на доске (прикрепляют карточки на магнитах), называя орфограммы, доказывая свой выбор.

  • Запишите слова парами (из каждого столбика по слову), определите число и род прилагательных, выделите окончания.

Комментированная запись.

Вывод: Как определить число и род имени прилагательного?

V. Фонетическое упражнение.

  • По звуковой схеме найдите слово из выполненной работы (схема слова берёза на доске).

VI. Игра “Сочини сам”. Повторение написания окончаний имен прилагательных во множественном числе.

  • От данных существительных образуйте имена прилагательные во множественном числе, запишите через запятую, выделите окончания.
  • Какие окончания имеют прилагательные во множественном числе? (запись под табличкой множественное число: –ые, - ие ).

Самостоятельная запись (один ученик записывает с обратной стороны доски).

Береза –
Солнце –
Снег –
Чудеса –
Зима –

Самопроверка по доске.

Вывод: Какие окончания у прилагательных множественного числа?

VII. Повторение написания окончаний имен прилагательных в единственном числе.

  • Какие окончания у прилагательных в единственном числе?

Ученики записывают под табличкой единственное число:

М.р. – ой, - ый, - ий
Ж.р. – ая, - яя
Ср.р. – ое, - ее

Игра “ Один – много”.

  • Поставьте данные прилагательные и существительные во множественное число, запишите, определите число и род.

Работа с копировальной бумагой; учитель берет на проверку 5 работ; класс – фронтальная проверка.

Дальн… (*) роща –
Зимн… (*) вечер –
Лесн… (*) озеро –

Вывод: Как определить, какое окончание писать у прилагательного? (нужно по им. сущ. определить число и род им. прил. и по правилу написать окончание; можно окончание определить по вопросу)

VIII. Творческая работа.

  • Используя словосочетания или отдельные прилагательные из нашей работы, составьте предложения.
  • На какую тему составили предложения?
  • Дополните стихотворение на эту же тему подходящими прилагательными.

Работа в паре (тексты у детей на каждой парте).

Подбери нужное слово так, чтобы получилось стихотворение.

Мы любим дни ______________,
Катка __________________ лед,
______________ небо _____________,
Снежинок хоровод.

Слова для справок: белая, звонкий, морозные, упругий, звездное, шумный, ночное.

  • Прочитайте стихотворение, объясните написание окончаний имен прилагательных.

IX. Работа с текстом учебника.

  • Но заканчивается февраль – последний месяц зимы. Скоро придет….(дети – “весна” ).
  • Кто первые вестники весны? (грачи, скворцы и др. перелетные птицы)
  • Комментированное выполнение упр.№347, стр.148; 1предл. – синт.разбор.

X. Итог урока.

  • Какова тема нашего урока?
  • Какая задача перед вами стояла?
  • Справились вы с этой задачей?
  • Давайте проверим, усвоили ли вы правила написания окончаний имен прилагательных.
  • Прилагательные в каком числе и роде на схеме? Доказать, привести примеры.

____________ ая _____________ ые _____________ий и т.д.

XI. Домашнее задание.

  • Я довольна вашей работой, а в награду я задам вам веселое домашнее задание. Дома вы поиграете в игру “Мозаика”. Я надеюсь, вы, ребята, знаете, что такое мозаика. Это разноцветные камешки или стеклышки, из которых можно сложить самые разные картины. В нашей игре роль цветных стеклышек будут играть прилагательные. Их очень много, они все разные! В сказке вместо многоточий подставляете к существительным любые прилагательные в любом порядке. Например, может получиться так: “ На горячей планете жили умные и веселые человечки….”. А может и так: “ На квадратной планете…”. Так из одной нашей сказки может получиться множество самых разных вариантов сказок. Сочиняйте, а потом сравним, у кого какая сказка получилась.

М О З А И К А.
Чтобы у тебя получилась интересная сказка, вставь вместо многоточий любые прилагательные (из предложенного набора) в любом порядке.

 

На …………………… планете жили ………………… и ………………… человечки, у них были………………………. глаза, …………………… волосы, ……………………… уши. Зато очень …………………… характер. Домики у человечков были ……………………, а крыши у домиков - …………………… . Возле каждого домика сидела ………………….. собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что ……………………. домики охраняли ……………………… дракончики и ……………………… страусы. Они сидели на ……………………… веревочках и рычали. На ………………… деревьях пели ……………………….. песни ………………….. мухи. В ………………… лесах водились ……………………… слонята, ……………… цыплята, ……………. ёжики и …………………… ящерицы. А на ………………….. черепахах ………………………… человечки ездили в гости.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ МОЗАИКИ.

Клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, голубой, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый, серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зеленый, шумный, звонкий, теплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, желтый, яркий, черный, красный, удивительный, странный, чудной, лиловый, багровый, серый, цветочный, бархатный, атласный, прелестный, чудесный, милый, коричневый, малюсенький, крупный, громадный, железный, кирпичный, колючий.