Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить и углубить знания учащихся об имени существительном.
  2. Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность;
  3. Воспитывать интерес к русскому языку;

Ход урока

I. Оргмомент

Раз, два – выше голова,
Три, четыре – плечи шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Актуализация опорных знаний

А какой урок у нас начинается?

Правильно, урок русского языка.

Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

А как правильно надо сидеть за партой? Подвиньте поближе стульчик, выпрямте спинку, положите тетрадь с наклоном.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.

Откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа.

Семнадцатое января.

Классная работа.

Выделим все известные нам орфограммы. (Один ученик комментирует выполнение работы, объясняя встретившиеся орфограммы.)

a. Минутка чистописания

Посмотрите внимательно на записанные нами слова. В одном из этих слов есть буква, которая встречается в нём 2 раза. В 1 слоге и последнем. В первом слоге она обозначает 1 звук, а в последнем слоге она обозначает 2 звука. Что это за буква? (Е)

Вспомним, как пишется буква “Е”. Из скольких элементов она состоит?

Заглавная буква “Е” состоит из 2 элементов, а строчная буква “Е” состоит из одного элемента. Начинаю писать чуть ниже верхней линии строки. Пишу маленький полуовал, затем большой полуовал, среднее соединение и начинаю писать строчную букву. Выполняю верхнюю петельку и веду вниз наклонную линию с закруглением вправо.

Посмотрите внимательно на доску и в тетрадь. Перед вами цепочка. Определите последовательность написания букв в этой цепочке.

Еес Ееу Еещ Еее ….

(Первые две буквы повторяются, а последние буквы, если соединить вместе образуют слово “СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ”)

Какую букву надо дописать в мою группу?

Запишите эту цепочку самостоятельно.

Написание, какой буквы мы повторили сегодня на минутке чистописания? Ещё раз вспомним всё, что мы знаем об этой букве.

(Гласная буква “Е” может обозначать один звук Э, когда стоит после согласной буквы, а может обозначать два звука Й/Э, когда стоит в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков.)

b. Формулирование темы и цели урока

Как вы думаете, почему на минутке чистописания мы встретили слово “существительное”?

Определите тему и цель нашего урока.

Итак, тема нашего урока – имя существительное. Наша цель сегодня повторить всё то, что мы о нём узнали.

c. Словарная работа

Знакомство со словарным словом

Какие ещё буквы могут также как и буква “Е” обозначать два звука и один звук? Уберите эти буквы из строчки, и у вас получится новое словарное слово, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.

ЯПЕАЁЛЬЮТЯОЕ

Что за слово спряталось на табличке? Что оно обозначает?

Пальто – верхняя одежда, обычно ниже колен. Слово заимствовано из французского языка. Во французский язык попало из латинского. Произошло от латинского слова ПАРРА – “верхнее платье”.

Запись в тетрадь нового словарного слова

Запишите с красной строки слово “пальто” один раз. Поставьте ударение. Выделите опасное место.

Запись в тетрадь словосочетаний

Придумайте словосочетания с этим словарным словом.

Это слово всегда стоит в единственном числе, оно не склоняется и всегда пишется одинаково. Запишем в тетрадь после запятой словосочетание:

два пальто, говорить о пальто.

Обобщение знаний о новой группе словарных слов

Сколько словарных слов мы уже изучили? Прочтём их ещё раз, так как они написаны.

III. Закрепление изученного материала

a. Обобщение знаний об имени существительном

Что общего у всех этих словарных слов? (Все словарные слова являются именами существительными.)

А что такое имя существительное?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вот я сейчас посмотрю, как быстро вы можете находить имена существительные. Если я произнесу имя существительное, то вы хлопаете в ладоши, если другую часть речи, то вы подпрыгиваете.

ДОМ КРАСИВЫЙ МАЛЬЧИК ИГРАЕТ ШКОЛА ДОБРЫЙ УЧЕНИК КОШКА ОКНО ПОЁТ ДЕВОЧКА

b. Число имён существительных

Молодцы! Справились с моим заданием. А что ещё вы знаете об имени существительном?

(Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, могут изменяться по числам.)

Когда имя существительное употребляется во множественном числе? А когда в единственном числе?

Самостоятельное изменение слов и запись в тетрадь

Самостоятельно измените слова записанные на доске, поставив их во множественное число и запишите их в тетрадь с “красной” строки через запятую.

Дома, мальчики, кошки, окна, девочки.

c. Орфографическая минутка

В каких словах встретились орфограммы? Что это за правила?

Когда необходимо писать мягкий знак между согласными? Какую роль он выполняет в словах? Почему в слове “девочка” мы мягкий знак писать не стали?

Взаимопроверка

Поменяйтесь тетрадями в парах и выполним взаимопроверку.

c. Обобщение знаний о родственных словах

Понятие “родственные слова”

Что можно сказать о словах “девочка” и “девочки”?

Можно ли эти слова назвать родственными? Почему?

Правильно это не родственные слова это одно и тоже слово, но которое стоит в разных числах. В первом случае в единственном числе, а во втором случае во множественном числе.

Поиск родственных слов

Найдите среди 2 групп слов, ту группу, которая содержит родственные слова.

КОШКА – КОШКИ

ДОМ – ДОМАШНИЙ

Итак, ребята, не путайте родственные слова с разными формами одного итого же слова. Это очень сложное задание и мы будем ещё не раз возвращаться к нему.

c. Род имён существительных

Обобщение знаний о роде имён существительных

А на какие 3 группы можно разделить все имена существительные? Какие существительные относятся к женскому роду, мужскому роду, среднему роду?

Работа по группировке существительных

Возьмите круг-сигнал покажите нужный цвет, соответствующий м.р., ж.р., ср.р.

ДОМ

МАЛЬЧИК

КОШКА

ДЕВОЧКА

ОКНО

(Дети показывают правильный цвет, а учитель прикрепляет слово в нужную группу.)

Работа с комментированием

В каком числе стоят эти существительные?

Давайте вспомним, что надо сделать, чтобы определить род имени существительного, если слово стоит во множественном числе?

Правильно, надо изменить слово так, чтобы оно стояло в единственном числе. Всё это потребуется нам при выполнении упражнения №242. Откроем учебники на странице, где у нас лежит закладка. В тетради с “красной” строки запишем Упр. №242. Прочитаем задание. Что надо сделать в этом упражнении? Работаем с комментированием.

Упр. №242 Ягоды – ягода (ж. р.), орехи – орех(м.р.), поля – поле(ср. р.), кузнецы - кузнец(м.р.), окна - окно(ср. р.), стёкла - стекло(ср. р.), поезда – поезд(м.р.), моря - море(ср. р.), леса - лес(м.р.), школы - школа(ж.р.), песни - песня(ж.р.).

(С комментированием выполняется запись 4 слов, а пятое слово дети выполняют самостоятельно по заданию: сами выберите любое одно слово из оставшихся, запишите его сначала во множественном числе, потом в единственном числе и в скобках определите род)

Молодцы, справились и с этим заданием, заодно и освежили наши знания об изменении слов по числам и об определении рода имён существительных.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали!
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть за парту тихо сесть.

В этом упражнении есть ещё одно задание, выполним его устно. Составьте два предложения с именами существительными во множественном числе. Возьмите слова из упражнения и придумайте предложения с этими словами.

Письмо под диктовку

А я придумала другое предложение, в нём тоже встречается слово, стоящее во множественном числе. Послушайте это предложение. Какое слово является именем существительным и стоит во множественном числе. Запишем это предложение под мою диктовку.

В лесу растут вкусные ягоды.

f. Работа с предложением

Дайте характеристику предложению, выделив главные члены.

Это предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое, потому что в нём есть главные члены предложения и второстепенные. Ягоды – это подлежащее, подчеркиваем одной линией, растут – сказуемое, подчёркиваем двумя линиями. Слова “в лесу, вкусные” – второстепенные члены предложения.

IV. Домашнее задание

Молодцы! Ребята, а как вы думаете, мы сегодня хорошо работали на уроке? Значит, вы все сможете легко выполнить Упр. №238. Это домашнее задание. Откройте учебник на странице 107. Найдите упражнение №238. Прочитайте задание. Что надо будет сделать в этом упражнении?

Вам надо будет списать стихотворение. Найти и подчеркнуть имена существительные во множественном числе одной линией. А чтобы вы не ошиблись, мы сейчас устно выполним это упражнение. Я читаю строчку, а вы, если услышите существительное во множественном числе, хлопайте в ладоши.

V. Итог

Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте ещё раз вспомним, какая тема сегодняшнего урока? Какие цели мы ставили перед собой? Смогли мы повторить всё, что знали и изучали об имени существительном? Всё ли вы запомнили? А это мы сейчас узнаем. Перед вами тест. Ваша задача: найти среди 3 слов 1 имя существительное, определить у него число и род, а потом все вместе проверим. Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы! Урок окончен

Проверочный тест

Найдите имя существительное, определите число и род

  • Добрый ……………………………
  • Машина ……………………………
  • Говорит……………………………