Экологический классный час в 4-м классе: "Животный мир нашего края"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Выделить редких животных Молдовы.
  • Определить их роль в природе и жизни человека.
  • Выяснить причины вымирания некоторых животных, и какие меры необходимо принять по их охране. Особо выделить “Красную Книгу”.
  • Развивать у учащихся познавательную активность, формировать у них чувство любви к природе родного края.

Оборудование:

  1. Нарисованные картины: “Молдавский Край”, “Осень в Молдове”.
  2. Составленные учителем таблицы: “Экологические связи”, макет “Животный мир Молдовы”, карты.
  3. “Красная Книга” и “Красные Книги”.
  4. Для игры “Познай Мир” у учащихся атрибуты: телевизор, искусственные берёзы, рябины, звонок, песочные часы, маски животных, лукошко, призы.

Ход занятия

Слово учителя: Объясняется тема, цель занятия. Вывешивается картина “Молдавский Край”.

Под музыку народных танцев Молдовы учитель начинает занятие стихами:

Молдова! Ты – Родина моя!
Кругом сады, леса, поля,
Гордишься виноградом ты
И для тебя цветут цветы!
Но вот беда пришла:
Уже животных многих
Не сможем в жизни увидать,
В жилищах их совсем убогих
Приходится им пропадать!

А почему приходится пропадать многим животным, узнаем из телепередачи.

Выступает “директор телевидения” лицея А.Руссо –уч-ся 4 “В” класса Зинченко Е. Родная природа! Мы всегда с гордостью произносили эти слова. Как много они значат! Мир её богат и разнообразен.

В самом деле, какую большую радость всегда испытываешь, когда видишь диких животных, слышишь пение птиц! Мы знаем, что к живой природе относятся: животные, растения, человек, а к неживой – свет, воздух, вода, почва. Между живой и неживой природой всегда существовали тесные экологические связи. О них мы должны знать. Приведём примеры: движение воздуха – ветер служит средством распространения плодов и семян; многие полезные ископаемые, как торф, каменный уголь, образуются из остатков животного организма, многие растения – это пища для животных и человека.

Да! В природе всё взаимосвязано. Уничтожьте пернатых хищников – и землю заполнят змеи; истребите змей – расплодятся грызуны; расправьтесь с грызунами – в атаку движутся насекомые; не будет насекомых – бесплодным окажется мир растений. Исчезнет зелёный покров земли и оборвётся жизнь на Земле.

У нас в Молдове многие животные в опасности, многие уже вымерли. Основными причинами вымирания животных являются:

  1. Человек разрушает места их обитания в связи со строительством населённых пунктов и дорог.
  2. Загрязнение воздуха, почвы, воды.
  3. Болезни животных.
  4. Истребление человеком ценных и редких животных.

Выступает диктор телевидения – ученица Негруба Настя.

Природа – это наше прошлое, настоящее и будущее. Поэтому вопросы охраны природы – одна из важнейших проблем современности.

К настоящему времени в Молдове создана целая система мер по охране природы: принят Закон об охране и исследовании животного мира; охота на редких животных запрещена, а на многих других ограничена; рыбная ловля так же ограничена. Под особой охраной животные находятся животные в заповедниках. У нас в республике самый крупный заповедник – Цаульский заповедник. В нём живут и приносят потомство многие редкие животные, которых завезли из разных стран мира. Многие виды животных уже спасены – это бобры, кабаны. Но беречь нужно не только редких животных. Беречь нужно и тех, которых ещё много, которые пока не внесены в “Красную книгу”. Это хорошо всем известные белки, ежи, лягушки, жабы, многие насекомые. Животные, занесённые в “Красную книгу”, находятся на стадии исчезновения. Основную цель, которую преследует “Красная книга” - это выявление и учёт видов, которые нуждаются в охране в специальных местах. Красный цвет – цвет опасности. Опасно! Могут исчезнуть! Береги! Защищай! Вот к чему призывает эта “Красная книга”.

Выставляется большого размера макет “красной книги”.

Бегут ученики, в шапочках, изображающих редкие растения и животных, со словами: “Люди добрые! Спасите! В книгу красную внесите!”.

Игра “Познай мир”

Выбираются две команды.

1-я команда “Берёзка” и 2-я команда “Рябинушка”.

I Тур – “Редкие животные Молдовы”

Из мешочка достаются номера, соответствующие какому-то редкому животному. Учащиеся, по заранее объявленному плану, должны рассказать о нём:

  1. В каких местах живёт;
  2. Чем питается;
  3. Какова его польза в природе и жизни человека;
  4. Как охраняется;
  5. Животных, занесённых в “Красную книгу”, учащиеся записывают в свою “Красную книгу”.

Список животных

1. Выдра. 2. Аист. 3. Барсук.
4. Дикий кабан. 5. Дикая кошка. 6. Енотовидная собака.
7. Косуля. 8. Пятнистый олень. 9. Хорёк.

Во время ответов, учитель вывешивает, на фоне картины “Молдавский край”, картины всех названных животных. Животные, которые занесены в “Красную книгу”, обведены красной полосой, стальные – синей полосой.

II Тур – “Загадочный гость”.

Дети должны отгадать, кто придёт в гости на игру (гость классного часа).

Загадка:

Весёлая, красивая, с улыбкой на устах,
Заходит в класс счастливая и с музыкой дружна.

(дети отгадывают, и заходит учитель музыки)

Учитель музыки: Отгадайте по проигранной музыке, о чём эта песня, о каких животных.

Задаётся по три музыкальных вопроса каждой команде:

  • “Не дразните собак”;
  • “Песенка Красной Шапочки из кинофильма “Красная Шапочка”;
  • “Пропала собака”;
  • “Скворушка”;
  • “…………….”;
  • “……………..”.

III Тур –“Выбери вопрос”

Из закрытого лукошка достаются номера вопросов.

1) “Задание учителю”. Учитель должен исполнить подготовленный номер – прочитать стихотворение.

2) Вывешивается нарисованная картина “Осень в Молдове”, где зашифрована песня “Прощание с осенью”.

Задание: Отгадать зашифрованную песню. Заранее нужно было сочинить песенку скворца, которого в настоящей песне нет.

Команда “Берёзка” сочинила песню:

Улетаю в дальний край,
Там в чужом краю не рай.
Я вернусь в Молдавию,
Ты меня опять встречай!

Команда “Рябинушка” сочинила песню:

Тяжело мне улетать,
Долго буду я не спать,
Буду о Молдове
Зимой я вспоминать!

3) Как озаглавить данную схему?

Команда “Берёзка” озаглавила схему – “Экологические связи”.

Как озаглавить данную картину?

Команда “Рябинушка” озаглавила картину – “Животный мир Молдовы”

IV Тур – “Обменяемся вопросами” Команды задают вопросы друг другу.

Команда “Берёзка”:

1.Как называется это дерево? Показана картинка. Ответ – Баньян.

2.Что делают птицы на спине у кабана? Ответ – Уничтожают насекомых.

Команда “Рябинушка”:

1.Как называется это дерево? Показана картинка. Ответ – Секвойя.

2.Что делает медведь около берёзы? Ответ – Пьёт берёзовый сок.

Вопросы:

Команде “Берёзки” Команде “Рябинушка”
1. Почему руками нельзя трогать яйца в гнезде? 1. У какого зверя лапы вывернуты ладошками наружу?
2. Какое животное рождается с бородой? 2. У какого зверя в многоэтажной квартире идеальная чистота?
3. Ножки тонки, как ходули и зовут её…? (Косуля) 3. Что находится внутри птичьих костей?
4. Какой зверь спит свою зиму вниз головой? 4. Какие жуки имеют рога?
5. Растёт ли дерево зимой? 5. Никогда я не кричу, только клювом всё трещу.
6. Какая птица самая большая в мире? 6. Какая птица самая маленькая в мире?
7. Сколько крыльев у жука? 7. Сколько ног у паука?
8. Какой хищный зверь любит малину? 8. След, какого зверя похож на человека?
9. Какую траву узнают даже слепые? 9. Никто не пугает, а вся дрожит?
10. Листья, каких деревьев осенью краснеют? 10. Где раки зимуют?
11. Какие птицы на зиму собирают запасы? 11. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях?
12. Куда зайцу бежать удобней, с горы или в гору? 12. Что птицам страшнее – голод или холод?

Подведём итоги игры. Слово предоставляется жюри (родители). Вручаются подарки обеим командам.

Заканчивается классный час обобщением, подведением итогов,. Командами исполняется песня “Красная книга”

Слова песни:

Охраняется “Красной книгой”
Сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий,
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Припев:

“Красная книга” - красная,
Значит природа в опасности,
Значит нельзя терять даже мига,
Всё живое хранить зовёт,
Пусть зовёт не напрасно.
“Красная книга”, “Красная книга”, “Красная книга”!