Траектория проектной деятельности в детской организации

Разделы: Социальная педагогика


1 модуль. Информационно-концептуальный.

Многие школьники стремятся удовлетворить свои интересы и реализовать свои возможности в детских общественных объединениях, организациях.

Школьный Парламент (смотри информационную карту ШП, таблица 2) – модель централизованного межшкольного самоуправления. Система Школьного Парламента – это сложное психо-социо-педагогическое образование, саморегулируемое, саморазвивающее и управляемое. Система открытая, она не только успешно взаимодействует с социумом, но и сама, осваивая его, является средством социализации. Поэтому, данная модель является качественной базой для выстраивания проектной деятельности в рамках открытого дополнительного образования (учитывая нововведения программы “Поколение XXI: развитие Человеческого потенциала).

Система проектной деятельности в организации строится на следующих ключевых моментах:

  1. Образовательный процесс организуется не как прямое образовательное воздействие на участников, а посредством создания образовательной среды, которая ставит перед ними сверхзадачу и является в некоторой степени экстремальной (вследствие ощущения нехватки имеющихся ресурсов для её решения).
  2. Предполагается не пассивное получение знаний, а присвоение их самими участниками через формирование образовательных потребностей. В данном случае знания становятся не багажом, а инструментом для изучения мира и проектирование новой реальности.
  3. Предполагается командный метод деятельности участников.
  4. Основными компонентами системы являются:

    • целевое назначение, задача;
    • деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
    • субъект деятельности её организующий и в ней участвующий (в нашем случае это дети и взрослые);
    • отношения, которые складываются в процессе деятельности между субъектами;
    • управление системой, которая обеспечивает интеграцию всех компонентов и развитие.

2 модуль. Целевой.

В проектирование как образовательный процесс могут быть втянуты различные социокультурные проблемы в зависимости от поставленных образовательных целей и задач.

Целью проектно-организованной системы деятельности является создание условий для активного проявления участниками своих личных и творческих качеств, самореализации посредством выработки и осуществления социально – значимых идей.

Задачи:

  1. Организация проектного пространства в ШП, стимулирующего участников к самовыражению, творческой энергии; выход на метапроекты городского уровня.
  2. Формирование субъектной позиции участников по отношению к собственной жизни.
  3. Присвоение участниками ШП основ системного аналитического мышления и личностно-значимых компетенций и способностей:
    • коммуникативной компетентности
    • способности самоопределения в социокультурной ситуации
    • способности к самоорганизации
    • позитивного отношения к действительности, этике при выборе жизненных целей и средств на основе сформированных потребностей.

Основными принципами деятельности являются:

  • принцип социальной активности;
  • принцип развития;
  • принцип креативности;
  • принцип субъективности;
  • принцип системности.

3 модуль. Содержательный.

Проектирование наделёно исследовательским смыслом: оно копирует, отражает, моделирует существующую реальность. Его суть – в способности, отображать, преображать действительность.

Проектирование способствует ускорению:

  • процесса адаптации;
  • межличностному и территориальному знакомству;
  • выявлению лидеров, аутсайдеров.

Проектирование помогает обучить:

  • навыкам самореализации;
  • коммуникативным умениям;
  • методам гуманитарного исследования;
  • правилам управления.

Проектирование выступает одновременно как бы в двух измерениях: будущем и настоящем. С одной стороны, деятельность дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей, а с другой – всегда нацелена на будущее, т.к. в ней моделируются какие-либо жизненные ситуации или закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки и способности, необходимые личности для выполнения ми социальных и творческих функций. Через образ созданный в проекте у подростка появляется потребность воздействовать на мир.

Проектирование содействует формированию мировоззренческих позиций, культуры сознания и поведения, способности к самостоятельному выбору форм деятельности, актуализирует общественно значимые потребности детей и взрослых, выявляет и стимулирует ценностные мотивы.

Опыт индивидуальной деятельности и опыт общения, приобретаемый в ходе проектирования, позволяет их участникам выстраивать образ самого себя.

В ходе проектной деятельности моделируются различные социальные ситуации. Они сжаты во времени, поэтому требуют от каждого участника собранности, внимания, мобилизации всех качеств для принятия коллективного решения.

Происходящие в процессе работы действия создают условия для проявления личностных качеств участников на четырёх стадиях проектно-организованной деятельности:

  1. Аналитическая стадия – определяет стратегию воплощения и содержания деятельности и зависит от объективных или субъективных условий проекта.
  2. Стадия планирования - определяет тактику воплощения, задуманной проектной идеи: стратегию, форму реализации, позиционирование.
  3. Стадия действия – определяет тщательность разработок предыдущих стадий проекта, позиционное выполнение обязанностей.
  4. Аналитическая (рефлексивная) стадия – определяется степенью и глубиной контроля и анализа.

Для каждой стадии характерны свои приемы, методы и инструменты деятельности (см. Приложение, Таблица1)

Отсюда вытекает своеобразная интеллектуальная технология проектной деятельности:

Концепция - это микротеория, прогностическое и фактологическое обоснование замысла.

  1. Гипотеза - избранная логика осуществления замысла.
  2. Версия – предполагаемые мера по реализации гипотезы.
  3. Вариант – готовый продукт на выходе, конкретный деловой алгоритм для осуществления замысла.

Эта технология естественно и свободно вписывается в порядок группового проектирования:

  1. Анализ существующего положения. КОНЦЕПЦИЯ
  2. Образ будущего.
  3. Переход от существуемого к желаемому. ГИПОТЕЗА
  4. Программа перехода (план, действие). ВЕРСИЯ
  5. Реализация этой программы.
  6. Рефлексия реализации.
  7. Рефлексия самого проекта. ВАРИАНТ

4 модуль. Операционно-деятельностный.

Образовательный процесс в работе педагога состоит из пяти ступеней “ступеней проектного движения ”, взаимосвязанных между собой.

1 СТУПЕНЬ. Актуализация и проблематизация.

На данной ступени участники пытаются определить роль молодёжи в развитии города, от субъектов городской среды. Участники осознают, что они ответственны за город, в котором живут, они своими мыслями и действиями формируют городскую среду, они – потенциальные управленцы нового поколения и их активная жизненная позиция - залог реализации актуальных социальных сюжетов. Формирование городской среды понимается ими как сверхзадача, которая даёт необходимый импульс, для того, чтобы запустить образовательный механизм. Работа на этой ступени нацелена на определение значимости молодёжи при решении вопросов социально – экономического развития города, а также поиск места, ниши в реальном городе для каждого из участников.

2 СТУПЕНЬ. Самоопределение и стратификация.

На данной ступени участники проблематизируют цели (что я могу сделать?) и средства (как я могу это сделать?). На этой ступени находят решения этической проблемы. В рабочих группах будет наблюдаться процесс стратификации: выделяться группы с субъектной позицией (в городе я могу многое, мой успех зависит только от меня самого), а также с отсутствием субъектной позиции (в городе нет места для молодёжи; в городе есть место для молодёжи, но она управляется кем-то извне).

3 СТУПЕНЬ. Позиционирование и проектирование.

Работа на третьей ступени разворачивается в двух параллельных плоскостях.

  1. Работа в группах “молодёжь управляющая” - деятельность по содержанию, способствующая оформлению основных позиций: проектировщика, менеджера, аналитика, исследователя и т.д.
  2. Работа в группе “молодёжь управляемая” - деятельность, направленная на изменение системы ценностей участников, расширение стереотипических рамок.

Дальнейшая работа на этой ступени направлена на решение поставленных задач, содержательный прорыв и присвоение рефлексивного мышления.

4 СТУПЕЬ. Презентация результатов. Оформление метапроектов.

Результаты выполненной работы предъявляются заказчикам (администрации, учреждению, организации и т.д.)

На этой ступени, разрабатывается общий проект городского фестиваля детских и молодёжных инициатив “Вместе!”. По итогам данной работы проводится круглый стол молодёжи и заинтересованных и привлекаемых структур с целью формирования моделей взаимодействия.

5 СТУПЕНЬ. Подведение итогов. Рефлексия.

На данной ступени участники выходят из роли проектировщика и пытаются осмыслить, а что же собственно они делали. Выход из активного действия и рефлексия является важным образовательным средством. Участники осознают свою значимость, свою роль в формировании городской среды, понимают, что от их активности зависит их жизнь, их будущее, будущее города, страны.

СТУПЕНИ ПРОЕКТНОГО ДВИЖЕНИЯ связаны с приобретением способностей:

  1. Представлять себя со стороны. Умение провести переоценку того, что мы считаем негативным и позитивным в собственной жизни. Отдавать себе отчёт в том, что наши привычки образ мыслей и жизни – всего лишь один из возможных ответов на множество окружающих нас вопросов. Существуют и иные реальности – не лучше и не хуже наших, просто они другие

  2. Понимать систему собственных действий. Поиск ответов на вопросы: почему появляются стереотипы и предрассудки? Почему одни из них позитивные, а другие – негативные? Задуматься над тем, умеем ли мы видеть связь и причины тех последствий, которые влияют на нас и на нашу систему действий?

  3. Знакомиться с другими реальностями. До какой степени мы должны ставить под сомнение информацию и образы, которые получаем через информационную коммуникацию? Как мы в действительности можем встать на место другого?

  4. Оценивать различия положительно. Как воспользоваться теми огромными возможностями, которые дают нам различные жизненные ситуации для открытия новых сторон нашей событийности?

  5. Развивать позитивные отношения, ценности и поведение, которые могут быть динамичные. Наши жизненные достижения основаны на фундаменте ценностей: прав человека, признания, принятия, активного уважения, разрешения конфликтов мирным путём и сотрудничества. Если каждый будет самостоятельно работать в этом направлении, будет гораздо легче формировать положительное поведение в отношении других людей. Но такого рода отношение и поведение невозможны без таких качеств личности как: уважение, гражданственность, честность, сотрудничество, коммуникабельность, критичность и организованность.

Для молодых лидеров важно проявление их инициативы, повышение самооценки собственной значимости, понимание того, что от них зависит в этом мире, в их городе. Например, подростки испытывают определённое разочарование от того, что процедуры самоуправления, существующие в их школах, являются по существу, игрой во взрослую жизнь и реального влияния на жизнь школы они не влияют. Тем более интересно и значимо не только для школьников попробовать реализовать себя в настоящем деле – создании и реализации социально значимых проектов, а при условии, что администрация города, школы оформит реальный заказ - попробовать свои силы в реализации заказа.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Управление проектной деятельностью в организации происходит в соответствии с принципами системности, прогностичности, целесообразности и демократичности.

В основу управления положен ситуативный подход, который предполагает гибкость данной деятельности, возможность оперативно реагировать на ситуацию, вносить необходимые коррективы (на основе мониторинга и рефлексии).

Управление системой осуществляется во взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления в форе Координационного совета (смотри приложение, схему 1). Вместе с ребятами педагог осуществляет координацию и связь с другими общественными организациями и социальными институтами.

Координационным механизмом для решения всех проблем является Совет. Здесь проходит аккумуляция всех действий. Здесь каждый имеет право голоса. Одной из важной функции Координационного совета является анализ проведённой совместной социально-значимой деятельности, где анализируются достижения, ресурсы, дефициты, проблемы, намечаются перспективы, проектируются будущие шаги.

5 модуль. Оценочно-результативный.

Исходя из мотивов, с которыми дети приходят в организацию, я ставлю своей педагогической целью: педагогическую поддержку ребят в решении их личностных проблем, создание условий для их самоопределения, самореализации, что приводит к адаптации их к жизни через социализацию.

Результатом работы в данной деятельности должно встать увеличение шансов каждого ученика стать лидером в избранной им сфере деятельности, почувствовать себя свободным человеком, спокойно ориентирующимся в любом обществе и в любых ситуациях.

Старшеклассники получают навыки эффективного взаимодействия со своими сверстниками и взрослыми. У них появляются навыки осмысления проделанной работы, умения анализировать свои действия и деятельность коллектива, что позволит работать с группами людей осознанно, целенаправленно, вовремя корректировать свои действия. Ребята получают представления и навыки о манерах поведения в различных ситуациях, проходят практику взаимоотношений в обществе.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ.

  1. Повышение мотивации учащихся в проявлении социальной активности и самореализации.
  2. Приобретение навыков работы в команде.
  3. Повышение компетентности старшеклассников в проектной культуре.
  4. Установление различных деловых контактов между учащимися и представителями различных городских структур.

Видеть результаты позволяет постоянная рефлексия, проходящая в группах, она также отражена в информационной карте Школьного Парламента (таблица 3) и ниже приведённой схеме.

Субъективное оценивание результатов деятельности самими членами ШПг. М: отвечая на вопрос анкеты “Что для меня ШПгМ?” дети говорят о том, что “…ШПгМ это то место, где я могу реализовать себя. В ней делаются реально добрые дела, что сейчас встречается очень редко. Но главное, здесь такие люди, с которыми интересно общаться и работать продуктивно. ШПгМ – это стиль жизни” (Жидкова Т.)

Приложение