Интегрированный урок в 4-м классе: "Природа в опасности"

Разделы: Начальная школа


Тема: “ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ!”

Цели урока:

  • расширить представление детей о необходимости охраны природы: животных, растений; о взаимосвязях в природе;

  • вести разговор о правилах поведения в лесу;

  • воспитывать у учащихся доброту, сострадание к животным, растениям;

  • развивать речь, любознательность, логическое мышление, прививать эстетический вкус, усовершенствование умений компоновать рисунок и работать с акварельными красками;

  • учить делать выводы и обобщение.

Оборудование: иллюстрации животных, тетради по окружающему миру, конверт с Жалобной книгой, карточки, макет Красной книги, альбом, краски, кисточки.

Ход урока:

Окружающий мир.

(Беседу проводит учитель окружающего мира).

I. Сообщение темы и цели урока:

- Сегодня на уроке мы будем говорить об окружающей нас природе:

- о жизни растений, животных;

- о пользе, которую они приносят человеку;

- о необходимости охранять и беречь их потому что, природа в опасности. И повинен в этом человек.

Из-за хозяйственной деятельности человека страдает природа: загрязняется атмосфера, уничтожаются леса, загрязняются водоемы, погибают звери.

А туристы (люди, которые едут отдыхать на природу) ломают ветки деревьев, срывают цветы, оставляют мусор, иногда пускают пожары. Поэтому мы с вами будем говорить на уроке о правилах поведения в лесу. А также мы с вами будем решать задания, связанные с природой, будем создавать свою собственную Красную книгу.

Тема нашего урока называется “Природа в опасности!”. Он будет необычный – интегрированный урок по окружающему миру, математике и ИЗО. Напишем название нашего урока в тетрадях. (Запись в тетрадях).

Пройденный материал. Обобщение знаний.

– Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое прочитает Григорьева Туяра.

О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна
По имени природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты –
Поля, леса, луга, моря и реки!

  • Наша природа удивительно красива, добра к человеку и много дарит нам радости, здоровья.
  • Как вы понимаете смысл изречения: “Судьба природы – наша судьба”?
  • Все в природе взаимосвязано. Одно зависит от другого. Возьмем человека – человек мы обозначим буквой – значком Ч, звери – З, растение – Р.

(Схема на доске)

Открыли тетради, сделали схему под названием “Взаимосвязь в природе”.

  • Почему говорят, что в природе существует “равновесие”?
  • А почему мы говорим, что природа в опасности?

II. Бандероль “Жалобная книга”.

(Стук в дверь. Входит “почтальон” со срочной бандеролью. Просит расписаться в извещении).

  • Кто стучится в двери к нам, прямо во время урока? Что за срочность?
  • Интересно, что за заказная бандероль? И даже на наше имя? Откроем. Что это такое? Жалобная книга. Интересно. Кто же на нас жалуется?

(Читаем жалобы).

Жалоба от Леса.

  • Как же нам помочь лесу?
  • Почему с каждым годом на Земле остается все меньше лесов? Что же делать? (высаживать новые леса вместо вырубленных, следить за кострами, чтобы меньше горел лес).
  • А какие правила нужно соблюдать, находясь в лесу?

Жалобы от деревьев, растений.

  • А как помочь черемухе? Березе?

Жалобы от соболя.

  • Как помочь соболям?
  • А как вы думаете, для чего убивают соболей?
  • Да, мех соболя считается очень ценным. Соболя идут у нас на пошив верхних головных уборов, для отделки верхней одежды. Соболь идет на экспорт за границу, т.е. продают ее. Недаром, говорят, что это “мягкое золото” России. Поэтому всё-таки необходимо охотникам добывать пушнину. А для того чтобы соболей в природе не уменьшалось, в нашей стране России издан специальный Закон: “Охота на соболей разрешена только в зимний период (с ноября по февраль)”. Весной охотится на соболей, запрещается.
  • Как вы думаете почему? (именно весной у всех диких животных появляется потомство).
  • Кроме того, в специальных зверофермах разводят соболей. А потом их отпускают на волю, на природу, в лес.

Жалобы от волков.

  • Волк – это очень сильный, выносливый, сообразительный хищник. У него прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутьё. Зимой волки собираются в стаи. В стае может быть 6-10 волков. Выжить волку помогает выносливость. Они могут не есть несколько дней, при этом не теряют выносливость. Нападают они только на больных животных. И тем не менее волков истребляют.
  • Как же помочь волкам?

1) по Закону:

Запрещена охота на волков в весеннее время года (вы уже знаете почему).

2) Отстрел волков разрешается только, если их становится много, если это мешает тому, чтобы выросло поголовье лосей, оленей. Ведь в природу должно быть равновесие.

III. Математика.

Задачи, связанные с природой.

(В диалог вступает учитель математики).

  • А хотите узнать, сколько кг мяса нужно съесть волку, чтобы насытиться? Давайте решим задачку (показ картины)

Задача № 1.

Чтобы поужинать, волку достаточно 2 кг мяса. Но если он голоден, то может съесть в 5 раз больше. Сколько кг мяса может съесть голодный волк?

А сейчас решим задачу про зайца.

Задача № 2.

Мы знаем с вами, что заяц труслив. Но он не столько труслив, сколько осторожен. Что помогает зайцу спасаться от врагов? (белая шубка зимой, способность запутывать следы и быстрые ноги). Во время погони заяц может пробежать 70км/ч. А средняя скорость машины сколько? (60км/ч). Сравните скорость зайца со скоростью машины.

IV. Физкультминутка.

Только в лес мы вошли,
Появились комары. (хлопки вверх, вниз).
Дальше по лесу шагая, мы медведя повстречали (ходим как медведь, раскачиваясь).
Дальше шли, шли , шли,
И грибочек нашли. (Наклон вперед).
Сели, отдохнули,
Встали и дальше пошли.

Задача №3 о Красной Книге.

Какой сейчас год наступил? (2006) 20 лет тому назад была выпущена Красная книга Якутии. В каком году была опубликована Красная Книга Якутии? (1986г.).

V. ИЗО

(В диалог вступает учитель ИЗО).

1. Беседа.

Учитель: Ребята, а что вы знаете о Красной книге? Что такое Красная Книга?

  • Это список разных видов животных и растений, находящихся на грани исчезновения. В этом списке указаны причины такого состояния.
  • Как вы думаете, почему Красную Книгу назвали Красной, а не желтой, синей? (Показ макета Красной Книги)

Дети: Красный цвет – это значит внимание, стоп, не губите эти растения, не убивайте этих животных. Красный цвет – это сигнал опасности, тревоги.

Учитель:

Приложение 1. Внимательно прочитайте, для чего нужна Красная книга?

Дети:

  • Из Красной книги мы узнаем, какие виды животных и растений в опасности.
  • Красная книга советует, как сохранить эти редкие виды растений, животных.
  • Призывает изучать эти виды, предупреждает об их исчезновении.

Учитель: В красной книге есть зеленые листы, которые свидетельствуют о том, что предпринимаемые человеком меры приносят результаты. Растения и животные, внесенные в зеленые страницы, уже спасены, им не угрожает исчезновение.

Приложение 2.

Учитель: Прочитайте, на какие группы разделены виды животных и растений.

Дети: Исчезающие виды.

Учитель: Это быстро сокращающие виды животных, растений, которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны.

Дети: Сокращающиеся виды.

Учитель: Эти виды встречаются в количествах, достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается.

Дети: Редкие.

Учитель: Эти виды не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко, на ограниченных территориях, поэтому могут вскоре исчезнуть.

Дети: Неопределенные виды.

Учитель: Это малоизвестные виды животных, растений, возможно, они находятся под угрозой, но так как недостаточно изучены, то нельзя оценить, к какой группе по данной классификации они относятся.

Дети: Восстанавливающиеся виды.

Учитель: Это виды животных и растений, численность которых стала возрастать в результате принятых человеком мер. В какие страницы они занесены?

Дети: В зеленые.

Учитель: В каком году была опубликована Красная книга Якутии?

Дети: В 1986г.

Учитель: А Красная книга России в 1983году. Под охрану Красной книги РС взято 66 видов животных, 50 птиц, 16 млекопитающих.

Давайте еще раз рассмотрим, что входит в Красную книгу.

Рис. 1. Дети: Растения.

Рис. 2. Дети: Звери.

Рис. 3. Дети: Птицы.

Рис. 4. Дети: Насекомые.

Рис. 5. Дети: Пресмыкающиеся.

Учитель: Правильно. В нее внесены различные виды животных, растений, которым грозит исчезновение.

Давайте теперь мы с вами создадим свою Красную книгу. И назовем её Оранжевой книгой. В ней будут внесены те животные, растения, птицы, которых вы защищаете. Помните, вы писали маленькие заметки в защиту животных, растений.

Теперь каждый из вас придумает одну страницу Оранжевой книги. На этой странице нарисуйте одно животное или растение и напишите, почему вы их защищаете? За что?

2. Практическая часть урока:

(Дети рисуют свою страничку).

3. Выставка работ учащихся.

(Дети высказываются, почему они защищают этих животных и растений).

Учитель: Молодцы! Вы все справились с заданием. После урока мы соберем все страницы и создадим свою Оранжевую книгу.

VI. Закрепление пройденного материала.

(В диалог вступает учитель окружающего мира).

Работа с карточками.

  • А теперь для того, чтобы закрепить то о чем мы говорили на уроке – проведем самостоятельную работу по карточкам.

(Практическая часть).

VII. Заключение. Подведение итогов.

  • О чем мы говорили на уроке?
  • Как вы должны вести себя, находясь в лесу?
  • Какие правила охраны природы вы должны соблюдать?
  • Зачем нужна Красная книга?

В руках человека, а значит в ваших руках красота и богатство родной Земли. Помни об этом!!!

Урок наш подошел к концу. И я хочу попросить Ангелину Донецкову прочесть нам стихотворение, которое является ЗАВЕТОМ нам с вами.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все Вместе,
Мы к ней относится добрей.

VIII. Оценка.

(Оценивание работ учащихся).

IX. Домашнее задание.

К следующему уроку нарисовать рисунок-плакат на тему “Берегите природу!”.

Рисунки